Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Людмила Чебоксарова
МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
Журнал «Искусство».
Временник Гублитосекции и
Сибирского художественно-промышленного
практического института
По признанию известного критика и литературоведа Ефима Беленького «крупным событием в литературной жизни города начала 20-х годов было издание журнала “Искусство”[1]».
Литературная жизнь Омска первой трети ХХ века едва ли могла оставить кого-то равнодушным. Ефим Беленький в своей книге «Из сибирской тетради»[2,.С..66-80] знакомит читателей с яркими страницами литературной истории города. Именно здесь, в нашем родном Омске, начинали свой творческий путь Л..Мартынов, С..Залыгин, в разное время выходили в свет произведения П..Драверта, А..Сорокина, Г..Вяткина, П..Васильева и многих других литераторов.
Отметим, что выход журнала был значимым явлением не только в литературной, но и художественной жизни Омска и всей Сибири.
Издание журнала «Искусство» (1921.г.), по воспоминаниям Леонида Мартынова, многие современники приняли с огромным интересом. Какой восторг и восхищение он вызывал у всех, кому посчастливилось держать его в руках и перелистывать страницы с великолепными и красочными иллюстрациями, наслаждаться опубликованной поэзией и прозой. В нём было всё необычным – от «одежды» до содержания. Ответственным редактором временника был заведующий гублитосекцией А..П..Оленич-Гнененко. Литературной частью руководил Г..А..Вяткин, учебно-технической – М..И..Стрельников, а художественную часть возглавлял В..К..Эттель; кроме того, все они были членами редакционной коллегии. Этот творческий союз художников, поэтов и писателей и содействовал успеху издания. Журнал сразу привлёк внимание читающей публики своим художественным оформлением, обилием чёрно-белых и цветных иллюстраций. Их авторами были педагоги и слушатели Худпрома.
Обложка журнала «Искусство»
№ 1 на 1921 год.
Леонид Мартынов писал в 1982 году, что «это прелестное малотиражное издание, вышедшее на берегах Иртыша в городе Омске» уже стало библиографической редкостью, сравнимой по значению с тобольским журналом екатерининских времён «Иртыш, превращающийся в Ипокрену»[3].
В фонде редкой книги Омского областного музея изобразительных искусств имени М..А..Врубеля бережно хранятся два выпуска этого замечательного журнала.
•
Людмила Чебоксарова
Источники:
[1] Искусство. Журнал искусств, литературы и техники. Временник
Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного
практического института. — Омск, 1921-1922.*
[2] Е. Беленький. Из сибирской тетради. Очерки и портреты. —
Новосибирск, 1978.
[3] Л. Мартынов. Черты сходства. — Москва, 1982.
* Ниже представлены репродукции – фотокопии обложек и отдельных
страниц, а также содержание 1-го и 2-го номеров журнала «Искусство» (Омск, 1921-1922).
Содержание журнала «ИСКУССТВО» № 1 на 1921 год*.
[ в оглавлении ниже: пиктограмма— ссылка-переход на страницу публикации ]
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции
и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1921 ; [в Центр. тип. Г. С. Н. Х.]. — № 1. — 104, [6] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 25.0×18.5 см. — 400 экз.
Содержание журнала «ИСКУССТВО» № 2 на 1922 год**.
[ в оглавлении ниже: пиктограмма— ссылка-переход на страницу публикации ]
А. Оленич-Гнененко.
Из цикла «Стихи о Нынешнем». Стихи
Медвежьи пляски
Когда смеётся Солнце
Грядущему Единому
Г. Вяткин.
Франциск Ассизский. Поэма
В. Рябов-Бельский.
Из революционного цикла. Стихи
«Добела жаром пронизан металл …»
«Перейду я звёздные миги …»
Л. Мартынов.
Из цикла «Moulin Rouge». Стихи
«Это начало поэмы …»
«Мы – футуристы невольные …»
«Пьерро, Пьерро, манерный плакса …»
Н. Калмыков.
Из цикла «Отставшие спутники». Стихи
«Октябрь – брюзгливый неврастеник …»
«Я, хмурый, постоянно ждущий …»
«Истаяла в весенних днях …»
Н. Семёнов.
«Серые дома – колоссы …» Стихи
Н. Семёнов.
У баптистов. Стихи
С. Орлов.
Осенней няне. Стихи
К. Урманов.
Побеги жизни. Стихи
А. Блок.
Ни сны, ни явь. Наброски
К. Урманов.
Жень-шень. Рассказ
А. Сорокин.
Джурабай. Рассказ
Н. Семёнов.
Между обедом и чаем. Рассказ
Г. Круссер.
Каин и Авель, как социальные категории.
(Бодлер). Статья. (Отрывок из этюда
«Революция и поэт»)
Г. Круссер.
Художник рабов. Статья
Г. Вяткин.
Художник тёмных глубин. Очерк.
[Ф. М. Достоевский. К столетней
годовщине]
Г. Вяткин.
Поэзия честной мысли и чуткой совести.
Очерк. [Н. А. Некрасов. К столетней
годовщине]
“Дядя Ваня”.
Театральный обзор. Статья
В. Эттель.
Плакат. Очерк
М. Стрельников.
Сибирский художественно-промышленный
практический институт. (К годовщине
его открытия). Статья
Хроника.
Лито. Заметки
Изо. Заметки
Музо. Заметки
Тео. Заметки
Наука и техника. Заметки
Литературная жизнь в Омске. Заметки
Несколько слов об имажинизме.
Заметка. — Л. М.
«Опыт теории пролетарского творчества».
Рецензия. — Г. К.
Оглавление
Объявления
...... 5
...... 8
.... 12
.... 14
.... 15
.... 16
.... 16
.... 16
.... 17
.... 18
.... 21
.... 38
.... 41
.... 45
.... 53
.... 56
.... 61
.... 77
.... 93
.. 107
.. 116
.. 117
.. 118
.. 118
.. 119
.. 120
.. 121
.. 122
.. 124
.. 126
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции
и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1922 ; [в Учеб. тип. Сиб. худож.-промышл.
ин-та]. — № 2. — 125, [7] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).