Сибирский художественно-промышленный институт может считать днём своего официального открытия в г..Омске и началом регулярных занятий 15-е октября 1920 года.
В устав этого института был введён принцип нового типа художественно-промышленной школы, т..е. принцип единого искусства, имеющего лишь различные виды проявления в живописи, скульптуре, архитектуре и художественной промышленности.
B октябре того же года из мастерских функционировали: живописная, скульптурная и архитектурная, затем, по мере оборудования, включались мастерские: деревообделочная, ткацкая, декоративно-театральная и типографская.
В настоящее время школа имеет ещё литографию, цинкографию и гранильную мастерские. Все мастерские объединены в отделения, во главе коих стоят заведывающие, назначаемые определением правления института.
1)- Архитектурно-скульптурное: заведывает архитектор П..И. Силуанов; преподаватели: скульптор Н..Н. Виноградов и художник В..К. Эттель.
2)- Декоративно-живописное: заведывает художник С..Я. Фельдман; преподаватели: Ю..К. Куртуков, И..В. Волков, Л..И. Жигачев, Е..А. Клодт, Б..А. Керпели.
3)- Полиграфическое: заведывает художник В..К. Эттель; инструктора: Рыбалов, Радаев, Рыбин, Николаев, Шилоносов, Герасимов, Соколов, Иванов, Фролов, Невзоров, Морозов, Добрушкес, и худ. Фокин.
4)- Ткацкое и деревообделочное: зав. худож. М..И. Стрельников; инструктора: Поздняков, Соловьев, Базанов, Ребров, Зюзьков, Жуков, Бунаков.
Все эти отделения имеют, аналогичного характера оборудованные, мастерские, каковыми заведывает инженер Н..А. Гаврилов. К сожалению, все эти мастерские и аудитории очень плохо устроены в отношении помещения и крайне нуждаются в расширении и соответствующем приспособлении их. Кроме того, при институте имеются:
1)- красочная мастерская, которую предположено приспособить в качестве учебно-производственной лаборатории для практического изучения художественных материалов;
2)- музей, преобразованный в исторический кабинет по изучению художественно-промышленной культуры;
3)- библиотека с художественно-техническим отделом;
4)- приступлено к усиленной организации ткацко-прядильной мастерской-фабрики института, металло-обрабатывающего отделения и каменно-резчицкой мастерской.
Заведывающим металло-обрабатывающим отделением состоит инженер С..Н. Вишниовский.
Заведывающим каменно-резчицкой мастерской – гравёр В..И. Шихин.
1-го мая с..г. институтом была устроена отчётно-показательная выставка ученических работ, представляющая всю деятельность института за 6-месячный период его существования.
Обзор этой выставки наглядно дал возможность убедиться, что, несмотря на суровость зимы, борясь с холодом и недостатком освещения, слушатели института героически выдержали борьбу с неблагоприятными условиями окружающей обстановки, выявив молодую любовь к искусству и проблески несомненного дарования. Перед заинтересованным посетителем выставки проходили все образцы художественно-промышленного образования. Помимо рисовальщиков, живописцев и скульпторов были характерно представлены ткачи, деревообделочники, архитекторы, стилизаторы, литографщики и др. Такой тип новых выставок, совмещающих в себе творческие стремления во всех видах пластических и графических искусств, – наиболее насущен и ценен теперь, когда „пролетариату необходимы, для осуществления его грандиозной задачи, кроме фабрик и заводов, оборудованные лаборатории, художественные мастерские и всесторонне содержательные выставки“.
„Пролетар. худож. культура немыслима без рационально организованных учебных мастерских“ и широко показательных выставок. Из ученических работ первомайской выставки обращают на себя внимание и заслуживают отличия след. работы: по живописному отделу – работы студ. Бибикова, Осолодкова, Горбуновой, Кулезнева, Федотова и Журавлева: работы, главным образом, с мёртвой и живой натуры. Особенно хороша работа – сочностью красок, смелым энергичным мазком и живой передачей разнородности материала – студ. Бибикова.
Из скульптурных работ выделяются своей экспрессивностью: иллюстрация „Руслана и Людмилы“ А..Пушкина, работа граж. Коречкова, и скульптурная группа „Из эпохи Парижской Коммуны“ граж. Вебер.
В декоративном отделении обращают на себя внимание рисунки учениц Авенировой, Свиньиной, Мишуриной и макеты работы класса на мотивы рейнхардтовских*1 постановок „Фауста“, „Орфей в аду“ и др.
Полиграфическое отделение (зав. отд. художник В..К. Эттель) представлено собранием периодических оттисков с печатания плакатов, дающих представление о литографской работе. Законченные оттиски рисунков учеников хромолитографии и карандашные рисунки учеников типографии. Цинкографской мастерской экспонированы готовые клише, оттиски изображений и инструменты. Подготовительная группа (отв. руководитель художник А..А. Кучеровский) поражает своими достижениями, выявившимися в столь короткий срок существования института.
Одновременно с выставкой для обозрения посетителям был открыт и музей института. Музей начал организовываться с 15 октября 1920.г. Регулярно стал функционировать с 1 февраля 1921 года. Задача музея – служить в качестве кабинета по изучению художественной культуры. Организатором его является архитектор С..А. Пахотин. Количество экспонатов – 1300. Собирание их было сопряжено с невероятными усилиями и стоило большого труда. Цель, которую преследовал гр. Пахотин, несомненно, – высокая: найти и спасти от гибели ценные художественные произведения, разбросанные по разным складам, подвалам и чердакам. В осуществлении этой цели никто не шёл навстречу: везде приходилось сталкиваться с глухим недоверием и только личные предприимчивость и энергия гр. Пахотина дали возможность создать музей. Затем, для привлечения более широких масс, художником В..Е. Каменевым были прочитаны летучие лекции по искусству и даны объяснения экспонатов, после чего худож. Каменев приглашён проводить по воскресным и праздничным дням популярные лекции, для каковых вырабатывается программа. Назначение подобных лекций – дать массам художественное воспитание, привлечь к искусству и развить любовь ко всему прекрасному и высокому, ибо широта понимания красоты устранит противоречия между жизнью и искусством и превратит искусство в творчество жизни.
Несмотря на недавнее существование музея, на незначительное количество экспонатов и стеснённость в помещении, музей имеет известные художественные ценности и вполне показателен для широкой массы и для слушателей института.
Музей состоит из нескольких отделов: из них слабее всего представлена скульптура. Единственной большой ценностью является работа из дерева скульптора Конёнкова. В сартовском отделе имеются восточные ковры ручной работы и другие вещи высокой художественной ценности.
Китайско-японский отдел довольно разнообразный и богатый, напр., имеются известные „клуазоновские“*2 вазы (эмалевые) и вазы старинного фарфора.
Небольшой, но показательно – ценный фарфоро-фаянсовый отдел.
Кустарный отдел наиболее характерен работами вятских кустарей, уральскими каменными изделиями и каслинским литьём.
Самый обширный отдел – живописный, имеется 180 картин; из них – оригиналы известных художников: Бруни, Юона, Пурвит, Крыжицкого, Лебедева Клавдия, Клевер, Джинарди и Дувье.
Из местных художников более полно представлены Волков и Клементьев. Необходимо сказать, что для дальнейшей продуктивной работы музея необходима поддержка государства: 1) принятие расходов на приобретение картин и по организации новых и по расширению существующих отделов музея; 2) устройство экскурсий для изучения художественной стороны жизни народностей Сибири (киргиз, татар, чукчей, самоедов, якут, бурят и др.). Кроме того, для постановки правильной музейной работы на должную высоту, прежде всего, необходимо расширить помещение музея за счёт соседних комнат и иметь должный для его оборудования технический персонал. Для меня, как художника и человека, любящего всей душой искусство, отрадно подчеркнуть то, что в холодной стране „отверженных“ была, есть и растёт любовь к вселенскому солнечному искусству, и нарождение в Сибири так долго жданного художественного института можно констатировать, как совершившийся факт. В настоящее время институт, по словам врем. заведывающего художн. М..И. Стрельникова, первого, выработавшего устав этого института, ставит одной из главных своих задач следующее: подготовку мастеров-художников, как исполнителей, так и руководителей, а равно и рабочих повышенной квалификации для различных отраслей промышленности и изобразительного искусства.
За неимением места заканчиваю, сжато добавляя, что художественная жизнь должна слиться с человеческой и тогда люди сумеют удобно и красиво обставить свою более совершенную жизнь.