Хроника.
— Центральный комитет всероссийского союза работников искусства постановил предложить всем губернским и уездным союзам работников искусства (губрабисам и урабисам) устраивать впредь спектакли и концерты и другие зрелища в пользу голодающих под флагом всерабиса при обязательном бесплатном участии членов союза не менее одного раза в месяц. Кроме того, все работники искусства обязаны отчислять три процента постоянного вознаграждения и пять процентов с разовых выступлений. Предлагается всем организациям помощи голодающим воздерживаться от приглашения для платного участия в устраиваемых зрелищах тех работников искусства, которые путём нарушения профдисциплины будут отказываться от самообложения или от бесплатного участия в спектаклях, концертах, устраиваемых рабисом в пользу пострадавщих от неурожая. В целях урегулирования устройства названных зрелищ различными учреждениями признано необходимым, чтобы разрешения выдавались особыми тройками при политпросветах в составе представителей политпросвета, комитета партии и рабиса при участии уполномоченных крупнейших организаций помощи голодающим.
— Изменение курса экономической политики делает необходимым пересмотр нашей театральной политики.
Омский губполитпросвет, составляя план своей работы на зимний период по выработанному им проекту и утверждённому губисполкомом, выступает в качестве монополиста всех театров Омской губернии. Таким образом, театры в аренду никому сдаваться не будут. В губернии предусматривается 14 театральных предприятий, из которых лишь один – экспериментально-революционный (экревте) – содержится за счёт государства, остальные же эксплуатируются непосредственно губполитпросветом.
Экревте представляет из себя школу-лабораторию; к нему придаётся студия пролеткульта: ближайшей задачей его является объединение революционной группы артистических и художественных сил, разработка и постановка новых пролетарских революционных пьес. Репертуар пока назначен следующий: „Мистерия Буф“ – Маяковского, „Зори“ – Верхарна, „Вильгельм Телль“ и пр.
Три театра создаются в уездах (Славгород, Тара, Татарск) c репертуаром классической комедии, героической и революционной драмы. Два передвижных театра – революционной сатиры и художественного лубка. Один показательный губернский театр классических и новых революционных общедоступных постановок. При показательном театре организуется студия, один театр миниатюр, два кино-театра, один театр смешанный: опера и драма. Два театра комедии и драмы и один цирк, где проводятся цирковые номера, революц. сатира и лубки.
Для покрытия расходов по содержанию театров часть из них будет платных, часть бесплатных для обслуживания широких масс трудящегося населения.
Особое внимание губисполком обратил на оперу: после детального ознакомления с той затратой, какая необходима будет для организации и содержании оперы, губисполком решил от неё отказаться и опера взята на полное содержание сибнаробраза, как сибирская государственная опера. Временно – на зимний период 1921 – она предоставлена для использования омскому губнаробразу. Для осуществления театрального плана и общего управления и руководства театрами, организовано при губполитпросвете специальное управление театрами.
— Театры Европы переживают кризис. Характерны новые попытки реформаторства в этой области: в Дрездене увлекаются театром марионеток, в Берлине устроен театр с шестью сценами, высота которых может к тому же меняться. В Париже работает театр на открытом воздухе, где ставятся преимущественно трагедии c массой участвующих.
— Заведующим петроградским театральным отделом назначен рабочий Зимин, член пролеткульта.
— В Петрограде открылась сценическая академия, организованная союзом работников искусства. Академия состоит из 2 подготовительных курсов и художественной мастерской с двухлетним курсом. При академии будут также функционировать два специальных отделения с полуторагодичным курсом: техническое для подготовки техников сцены и художественно-декоративное.
— В Москве одно из театральных помещений городского района отводится для театра глухонемых. Труппа этого театра возникла в 1918 году в московском клубе глухонемых по инициативе кино-артиста, комика Мамикопа (Казамянц). Труппа театра насчитывает в настоящее время до 25 артистов и привлекла к своей работе внимание различных провинциальных организаций глухонемых и театральных центральных органов. Театр получил широкую материальную поддержку государства и сможет развить свою художественную работу, пользуясь всеми техническими средствами оборудованного театрального помещения.
— Полит-просветительный отдел Ц..К. производственного союза работников железнодорожного и водного транспорта составил сводку всех драматических и вообще театральных организаций, обслуживающих рабочих транспорта по линиям железных дорог и водным путям Р..С..Ф..С..Р. Драматические организации, работающие частью самостоятельно, частью же при участии профактёров, разбиты на три разряда. В первый входят любительские драматические кружки с упрощённым репертуаром и примитивно оборудованной сценой. Кружки эти не имеют постоянного помещения. 28 железных дорог имеют 561 организацию этого разряда. Ко второму разряду отнесены любительские кружки-студии, руководимые специалистом и работающие над более сложным репертуаром, с постоянной сценой при народных домах, рабочих клубах и т..д. Таких кружков на всех железных дорогах 267. Наконец, третий разряд включил в себя все поредвижные и стационарные театры с профессиональной труппой. Эти театры являются показательными в области драматического искусства. Общее количество их 67. Таким образом, 4.500.000 железнодорожников и водников обслуживались 1170 драматическими организациями.
— Тео главполитпросвета начата организация при губсекциях передвижных агит-театров. Во всех хлебопроизводящих губерниях предполагается иметь не менее одной труппы на два уезда или даже на один, в зависимости от густоты населения. Непроизводящие губернии должны иметь не более одной труппы на три или четыре уезда.
Передвижные агит-театры по своей конструкции будут несложны и легки на подъём. Состав труппы до 20 человек, включая технический и вспомогательный персонал. Передвижение таких театров предполагается организовать гужевым транспортом в самую глушь губерний.
Для обслуживания населённых пунктов, расположенных по линиям железных дорог и водным путям, Тео главполитпросвета также организует образцовые передвижные агит-театры.
— При Тео академического центра наркомпроса (при научном отделении) образована репертуарная секция, одной из задач которой является рассмотрение новых пьес для рекомендации их театрам и напечатания.
Авторы пьес, не имеющих специально-агитационного характера, приглашаются направлять свои произведения в секцию.
Рецензирование пьес и ответы авторам выполняются в кратчайший срок. Присланные пьесы, подлежащие рассмотрению в других репертуарных органах наркомпроса (агитационные, школьные, детские) будут пересылаться соответствующим органам. Пьесы должны иметь фамилию автора и чётко написаны. Адрес: Москва, Б..Дмитриевка, д. № 8.
— B скором времени в Москве выйдет новая книга тов. Луначарского „О музыке и композиторах“. Наибольший интерес в этой книге представляют статьи о Бетховене и Скрябине, которых автор ценит очень высоко и называет „учителями жизни“, сугубо нужными нам в переходный период истории.
— B № 6 „Культуры театра“ опубликованы новые письма Чайковского, в которых композитор рассказывает о создании свой оперы „Чародейка“.
— Театральная секция академического центра наркомпроса, совместно с главполитпросветом, организует всероссийскую выставку театральных достижений зa период советского строя. Открытие выставки – в октябре, в Москве.
— В Художест. театре приступлено к опыту художественной оперы: впервые ставится опера Ребикова „Дворянское Гнездо“ (сюжет Тургенева).
— Молодой русский драматург H..Бромлей написал интересную и оригинальную пьесу „Архангел Михаил“ – трагический фарс. Пьеса включена в репертуар 1-й студии московского Художественного театра и, по отзывам компетентных лиц, составит событие в нашей театральной жизни. Революционный репертуар обогатился, кроме того, ещё новой пьесой В..Волькенштейна „Спартак“ (не переделка известного романа), где изображается развал римского рабовладельческого капитализма.
— При омском губполитпросвете организован художественный совет из представителей Тео, Изо, Музо, Лито и заинтересованных организаций и учреждений. Основная задача совета чисто идеологического характера: выработка единого, стройного и цельного, плана художественной деятельности во всех областях искусства в губернском масштабе. Совет имел уже два заседания. Оба были посвящены вопросу о репертуаре местных театров. Заседания происходили весьма оживлённо, прения носили порою страстный характер. В результате выработан репертуар на первую половину сезона.