Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2017.12.17 · 17:36 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОММУСЕЙОН
МУСЕЙOH — IOOXXV. — Искусство. 1921 — Хроника. 'Тео'
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Гублитосекция и Сибхудожпроминститут
МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
OM
№ 1 • 1921
Хроника.
„Тео“
 Центральный комитет всероссийского союза работников искусства постановил предложить всем губернским и уездным союзам работников искусства (губрабисам и урабисам) устраивать впредь спектакли и концерты и другие зрелища в пользу голодающих под флагом всерабиса при обязательном бесплатном участии членов союза не менее одного раза в месяц. Кроме того, все работники искусства обязаны отчислять три процента постоянного вознаграждения и пять процентов с разовых выступлений. Предлагается всем организациям помощи голодающим воздерживаться от приглашения для платного участия в устраиваемых зрелищах тех работников искусства, которые путём нарушения профдисциплины будут отказываться от самообложения или от бесплатного участия в спектаклях, концертах, устраиваемых рабисом в пользу пострадавщих от неурожая. В целях урегулирования устройства названных зрелищ различными учреждениями признано необходимым, чтобы разрешения выдавались особыми тройками при политпросветах в составе представителей политпросвета, комитета партии и рабиса при участии уполномоченных крупнейших организаций помощи голодающим.
 Изменение курса экономической политики делает необходимым пересмотр нашей театральной политики.
Омский губполитпросвет, составляя план своей работы на зимний период по выработанному им проекту и утверждённому губисполкомом, выступает в качестве монополиста всех театров Омской губернии. Таким образом, театры в аренду никому сдаваться не будут. В губернии предусматривается 14 театральных предприятий, из которых лишь один – экспериментально-революционный (экревте) – содержится за счёт государства, остальные же эксплуатируются непосредственно губполитпросветом.
Экревте представляет из себя школу-лабораторию; к нему придаётся студия пролеткульта: ближайшей задачей его является объединение революционной группы артистических и художественных сил, разработка и постановка новых пролетарских революционных пьес. Репертуар пока назначен следующий: „Мистерия Буф“ – Маяковского, „Зори“ – Верхарна, „Вильгельм Телль“ и пр.
Три театра создаются в уездах (Славгород, Тара, Татарск) c репертуаром классической комедии, героической и революционной драмы. Два передвижных театра – революционной сатиры и художественного лубка. Один показательный губернский театр классических и новых революционных общедоступных постановок. При показательном театре организуется студия, один театр миниатюр, два кино-театра, один театр смешанный: опера и драма. Два театра комедии и драмы и один цирк, где проводятся цирковые номера, революц. сатира и лубки.
Для покрытия расходов по содержанию театров часть из них будет платных, часть бесплатных для обслуживания широких масс трудящегося населения.
Особое внимание губисполком обратил на оперу: после детального ознакомления с той затратой, какая необходима будет для организации и содержании оперы, губисполком решил от неё отказаться и опера взята на полное содержание сибнаробраза, как сибирская государственная опера. Временно – на зимний период 1921 – она предоставлена для использования омскому губнаробразу. Для осуществления театрального плана и общего управления и руководства театрами, организовано при губполитпросвете специальное управление театрами.
 Театры Европы переживают кризис. Характерны новые попытки реформаторства в этой области: в Дрездене увлекаются театром марионеток, в Берлине устроен театр с шестью сценами, высота которых может к тому же меняться. В Париже работает театр на открытом воздухе, где ставятся преимущественно трагедии c массой участвующих.
 Заведующим петроградским театральным отделом назначен рабочий Зимин, член пролеткульта.
 В Петрограде открылась сценическая академия, организованная союзом работников искусства. Академия состоит из 2 подготовительных курсов и художественной мастерской с двухлетним курсом. При академии будут также функционировать два специальных отделения с полуторагодичным курсом: техническое для подготовки техников сцены и художественно-декоративное.
 В Москве одно из театральных помещений городского района отводится для театра глухонемых. Труппа этого театра возникла в 1918 году в московском клубе глухонемых по инициативе кино-артиста, комика Мамикопа (Казамянц). Труппа театра насчитывает в настоящее время до 25 артистов и привлекла к своей работе внимание различных провинциальных организаций глухонемых и театральных центральных органов. Театр получил широкую материальную поддержку государства и сможет развить свою художественную работу, пользуясь всеми техническими средствами оборудованного театрального помещения.
 Полит-просветительный отдел Ц..К. производственного союза работников железнодорожного и водного транспорта составил сводку всех драматических и вообще театральных организаций, обслуживающих рабочих транспорта по линиям железных дорог и водным путям Р..С..Ф..С..Р. Драматические организации, работающие частью самостоятельно, частью же при участии профактёров, разбиты на три разряда. В первый входят любительские драматические кружки с упрощённым репертуаром и примитивно оборудованной сценой. Кружки эти не имеют постоянного помещения. 28 железных дорог имеют 561 организацию этого разряда. Ко второму разряду отнесены любительские кружки-студии, руководимые специалистом и работающие над более сложным репертуаром, с постоянной сценой при народных домах, рабочих клубах и т..д. Таких кружков на всех железных дорогах 267. Наконец, третий разряд включил в себя все поредвижные и стационарные театры с профессиональной труппой. Эти театры являются показательными в области драматического искусства. Общее количество их 67. Таким образом, 4.500.000 железнодорожников и водников обслуживались 1170 драматическими организациями.
 Тео главполитпросвета начата организация при губсекциях передвижных агит-театров. Во всех хлебопроизводящих губерниях предполагается иметь не менее одной труппы на два уезда или даже на один, в зависимости от густоты населения. Непроизводящие губернии должны иметь не более одной труппы на три или четыре уезда.
Передвижные агит-театры по своей конструкции будут несложны и легки на подъём. Состав труппы до 20 человек, включая технический и вспомогательный персонал. Передвижение таких театров предполагается организовать гужевым транспортом в самую глушь губерний.
Для обслуживания населённых пунктов, расположенных по линиям железных дорог и водным путям, Тео главполитпросвета также организует образцовые передвижные агит-театры.
 При Тео академического центра наркомпроса (при научном отделении) образована репертуарная секция, одной из задач которой является рассмотрение новых пьес для рекомендации их театрам и напечатания.
Авторы пьес, не имеющих специально-агитационного характера, приглашаются направлять свои произведения в секцию.
Рецензирование пьес и ответы авторам выполняются в кратчайший срок. Присланные пьесы, подлежащие рассмотрению в других репертуарных органах наркомпроса (агитационные, школьные, детские) будут пересылаться соответствующим органам. Пьесы должны иметь фамилию автора и чётко написаны. Адрес: Москва, Б..Дмитриевка, д. № 8.
 B скором времени в Москве выйдет новая книга тов. Луначарского „О музыке и композиторах“. Наибольший интерес в этой книге представляют статьи о Бетховене и Скрябине, которых автор ценит очень высоко и называет „учителями жизни“, сугубо нужными нам в переходный период истории.
 B № 6 „Культуры театра“ опубликованы новые письма Чайковского, в которых композитор рассказывает о создании свой оперы „Чародейка“.
 Театральная секция академического центра наркомпроса, совместно с главполитпросветом, организует всероссийскую выставку театральных достижений зa период советского строя. Открытие выставки – в октябре, в Москве.
 В Художест. театре приступлено к опыту художественной оперы: впервые ставится опера Ребикова „Дворянское Гнездо“ (сюжет Тургенева).
 Молодой русский драматург H..Бромлей написал интересную и оригинальную пьесу „Архангел Михаил“ – трагический фарс. Пьеса включена в репертуар 1-й студии московского Художественного театра и, по отзывам компетентных лиц, составит событие в нашей театральной жизни. Революционный репертуар обогатился, кроме того, ещё новой пьесой В..Волькенштейна „Спартак“ (не переделка известного романа), где изображается развал римского рабовладельческого капитализма.
 При омском губполитпросвете организован художественный совет из представителей Тео, Изо, Музо, Лито и заинтересованных организаций и учреждений. Основная задача совета чисто идеологического характера: выработка единого, стройного и цельного, плана художественной деятельности во всех областях искусства в губернском масштабе. Совет имел уже два заседания. Оба были посвящены вопросу о репертуаре местных театров. Заседания происходили весьма оживлённо, прения носили порою страстный характер. В результате выработан репертуар на первую половину сезона.
[Редколлегия]
 
Хроника : «Тео» : [заметки] // Искусство : журнал искусств, литературы и техники. — Омск, 1921. — № 1. — С. 94-97.
 
→ см. содержание : «Искусство». № 1. 1921. (Омск)
 
ИСКУССТВО.
Журнал искусств, литературы и техники.
Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института.
Издавался в городе Омск.
Вышло в свет два номера журнала-временника:
— № 1 на 1921 год (тираж: 400 экз.)*;
— № 2 на 1922 год (тираж: 500 экз.)**.
 
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1921 ; [в Центр. тип. Г. С. Н. Х.]. — № 1. — 104, [6] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 25.0×18.5 см. — 400 экз.
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1922 ; [в Учеб. тип. Сиб. худож.-промышл. ин-та]. — № 2. — 125, [7] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
 
→ каталог коллекции : МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
Опубликовано:
3 марта 2017 года
Текст предоставлен корреспондентом. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 03.03.2017
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : МУСЕЙОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного механизмов и инструментов).
—  tags: ΜΟΥΣEIΟΝ, философия, раритет, мусейон, словесность
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Регистрация   Вход
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторы России

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD