Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Гублитосекция и Сибхудожпроминститут
МУСЕЙОН • СЛЕДЫ СЛОВА
№ 2 • 1922
Франциск Ассизский.*
Поэма Георгия Вяткина
Ясным вечером, в апреле,
Из Винченцо вниз, в долину,
Бедный брат Франциск Ассизский
Шёл вдвоём с учеником.
Гасло солнце в алом море,
Золотя холмы и рощи
И ряды прибрежных пиний,
Заносимые песком.
И от гор, от тёмных пиний
Тени чёткие ложились
Тёмно-синим покрывалом
На немой простор долин.
А из бедных, низких хижин,
Что дымок струили к небу,
Долетали смех и песни,
Звуки флейт и мандолин.
Хмуро слушал их Антоний,
Ученик и друг Франциска, –
Он к молитвам был усерден
И к веригам тяжким рьян.
— Что ты мрачен, брат Антоний, –
Молвил ласково учитель, –
Иль душа твоя не рада
Этим песням поселян?
Отвечал ему Антоний:
— За тебя скорблю, учитель:
Ты поддался искушеньям
И забыл, что мир – во зле.
Вдохновенною молитвой
Нынче день не освятил ты
И в смирении глубоком
Не приник челом к земле.
Грешным миром соблазнённый,
Целый день ты веселился,
И ни песен, ни улыбок
Был не в силах побороть.
Даже девушек и женщин,
Мой возлюбленный учитель,
Не чуждался ты сегодня,
Да простит тебя Господь!
* * *
Ничего ему на это
Не ответил в ту минуту
Бедный брат Франциск Ассизский,
Очи долу опустив.
Утомлённый долгим зноем,
Тихо шёл он, упиваясь
Предвечернею прохладой,
Тишиной полей и нив.
Вечер стлался синей дымкой,
Дали зыбились туманом,
Робко вспыхивали звёзды
В небе тёмно-голубом.
Но поднялся тонкий месяц,
И ложились, гасли звёзды
Под блистающим и острым
Золотым его серпом.
— Отдохнём, – сказал учитель.
И спустились оба к морю,
По скалистому ущелью,
На серебряный песок.
И молчали, отдыхая…
А над ними вечной славой
Разгорался свод небесный,
Беспределен и высок.
* * *
— Брат Антоний, милый брат мой,
Преклони свой слух и сердце, –
Обратился с кротким словом
Брат Франциск к ученику. –
Твой укор суров и горек,
Но его не заслужил я:
Как железные вериги,
Я устал носить тоску.
О грехах и злодеяньях
Сокрушаясь днём и ночью,
Забывал я жизнь и солнце
И о радостях – молчал.
Но они зовут и манят,
Ибо так угодно небу,
Чтобы даже смех весёлый,
Как хвала ему, звучал…
И сегодня, в день весенний,
Веселился я о жизни,
И улыбками и песней
Воздавал всему хвалу:
За живую радость мира,
За детей и добрых женщин
И за ласковое солнце,
Уходящее во мглу…
Все мы – странники на свете,
Все мы – гости в этом мире,
И, когда наш час ударит,
Мы, покорные, умрём.
Но пока сияет солнце,
И пока смеются дети,
Да святится радость жизни
Перед каждым алтарём.
Скорбь и горе, словно тени,
Неотступны, неразлучны,
Всюду следуют за нами
И в грядущем, и в былом.
Только счастье быстротечно,
Только радость мимолётна,
И любовь – подобна птице
С ускользающим крылом.
— Брат Антоний, добрый брат мой!
Помолись о всех живущих.
Да не льётся в жарких распрях
Человеческая кровь!
И во всех краях и странах
Да владычит справедливость,
Да пребудет милосердной,
Непорочною любовь!
Да звенят и не смолкают
Зовы юношей мятежных,
И весёлый, беззаботный
Смех играющих детей.
Да цветёт и зреет прелесть
Светлых девушек и женщин,
Вновь и вновь дарящих миру
Всё тепло его лучей…
* * *
Ясным вечером, в апреле,
У зеркального залива
Так звучала речь Франциска, –
Светлый зов весенних дней.
И внимал ему Антоний,
И внимала тишь ночная,
И внимали скалы, камни
И былинки меж камней.
А задумчивое море
В лоне волн своих качало
Отражённый влагой месяц
И рои далёких звёзд.
И казалось, что простёрлась
Без конца не ширь морская,
А воздушный, тонкий, зыбкий
К звёздным далям звёздный мост.
Г. Вяткин
* Франциск Ассизский – христианский коммунист 12-го века. Он отвергал собственность и был другом бедняков. Основной чертой его было глубокое чувство сострадания и любви ко всему живому. Землелюбец и пантеист, он, в противовес аскетическому бегству из мира, проповедовал возвращение в мир для служения человечеству. Официальной церкви, с её пустотой и лицемерием, он был совершенно чужд, хотя церковь, в лице папы Иннокентия III, и пыталась использовать его в своих целях.
•
Вяткин Г.А. Франциск Ассизский : поэма / Г. Вяткин // Искусство : журнал искусств, литературы и техники. — Омск, 1922. — № 2. — С. 8-11.
Временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института.
Издавался в городе Омск.
Вышло в свет два номера журнала-временника:
— № 1 на 1921 год (тираж: 400 экз.)*;
— № 2 на 1922 год (тираж: 500 экз.)**.
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1921 ; [в Центр. тип. Г. С. Н. Х.]. — № 1. — 104, [6] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 25.0×18.5 см. — 400 экз.
** Искусство : журнал искусств, литературы и техники : временник Гублитосекции и Сибирского художественно-промышленного практического института / отв. ред.: А..П..Оленич-Гнененко ; обл.: рис. худож. В..К..Эттель. — Омск : Губполитпросвет и СХППИ, 1922 ; [в Учеб. тип. Сиб. худож.-промышл. ин-та]. — № 2. — 125, [7] с., ил. : вкл. цв. ил., факс. (автографы). — 20.0×14.5 см. — 500 экз.
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).