Хроника.
— 7 ноября, в день 4-й годовщины Сов. власти, в московском Большом театре состоялось первое выступление знаменитой танцовщицы Айседоры Дункан. „Известия ВЦИК’а“ и „Правда“ дали об этом выступлении восторженные отзывы, отмечая революционное содержание, вложенное Дункан в исполненную ею 6-ю симфонию Чайковского.
— C 23 ноября по 17 дек. в Москве была устроена выставка работ К..Коровина. В отзыве о выставке „Известия В.Ц.И.К.“ пишут: „Дни нашей жизни – дни ожесточённой борьбы ‘Сегодня’ с ‘Вчера’. И ценности, бывшие в цене много лет тому назад, в корне переоцениваются. Но творчество Коровина – творчество не ‘Сегодня’, не ‘Вчера’ – оно живуче и надолго останется современным, как достижение искусства, становящегося классическим. Коровин – самобытный, оригинальный, яркий руководитель школы, учениками которой состоят такие мастера, как Сапунов, Судейкин и другие. В работах Коровина царствует краска, которая является для него и целью, и средством творчества. Густая, яркая колоритность, красочность является лейтмотивом как крымских и парижских этюдов, так и простых русских пейзажей. В работах Коровина нет литературно-богатого сюжета репинских картин и его утончённо-тщательной техники, нет поэтической, певучей левитановской лирики, нет и буйного колорита в сюжете, как у Малявина, – обычный пейзаж, обычная обстановка, набросанная грубыми, размашистыми мазками, теряющиеся очертания, и всё это живёт, да, именно, живёт, покрытое волшебной краской c коровинской палитры“.
На выставке 70 картин – работ от 1920.г. по 1921.г. включительно.
— Кинотехникум и являвшаяся первой его ступенью школа экранного искусства слиты в одно высшее специальное учебное заведение с трёхгодичным курсом. Слушатели, заканчивающие в декабре двухгодичный курс, переводятся на третий, где главное место отводится практическим занятиям по подготовке артистов экрана.
B январе откроется новый приём на первый курс кинотехникума, в программу которого входят следующие дисциплины: система Далькроза, выразительность, фотосъёмка, история искусства, театра и костюма, энциклопедия экрана, история социальных учений дореволюционного движения, биомеханика, гимнастика, фехтование и танцы.
— В Берлине открылась сотая (юбилейная) выставка общества „Буря“*1, стяжавшего себе громкую известность своей пропагандой футуризма и кубизма. Выставка является как бы ретроспективной: на ней представлены все значительные художники, участвовавшие когда-либо на выставках общества. Из немцев особенно хороши Франц Марк, Маке*2 и Кокошка.
— B Германии за последнее время вышел ряд новых ценнейших книг по истории изобразительных искусств. На первом месте следует упомянуть второй том „Истории немецкого искусства“ Георга Дегио, доводящий исследования до конца средневековья. Этот капитальный труд, по отзывам прессы, является совершенно исключительным и беспримерным вкладом по глубине анализа, по широкому размаху синтеза и по блестящему изложению.
— В издательстве „Инзель-Ферлаг“ выходит прекрасная серия жизнеописаний немецких мастеров, написанных лучшими знатоками. Особенно хороши биография Кранаха, написанная Куртом Глазером, и биография Дюрера, написанная Максом Фридлендером. Образцовой книгой является также „Немецкая живопись 16-го столетия“ Людвига Юсти, директора национальной галереи; тут особенно ценны детальные анализы отельных картин. Далее: весьма интересны „Мюнхенские пейзажисты в 19-м столетии“ Германа Уде-Бернайса, „Новейшая скульптура c 1800.г. до наших дней“ Альфреда Куна и „Основы развития стилей“ Карла Эрнста Остгауза.