Родилась 4 мая 1911 года в Харбине (Китай).
Окончила там гимназию и Высшую музыкальную школу.
В 1959 году по репатриации приехала на Родину, жила и трудилась в Новосибирске.
Общественный деятель, поэт, основатель Сибирского Рериховского Общества (1991), инициатор создания музеев Н. К. Рериха в Новосибирске и на Алтае – в селе Верхний Уймон. Глубокое изучение наследия великой семьи Рерихов определило основные интересы Наталии Дмитриевны. Она встречалась с С. Н. Рерихом, сотрудничала с рериховедами США и Австралии. Много лет работала под духовным руководством Б. Н. Абрамова, одного из учеников Николая Константиновича Рериха. Совместно с академиком А. П. Окладниковым организовала в 1976 году научно-общественные «Рериховские чтения», которые продолжаются до сих пор, основала и была редактором художественно-иллюстрированного журнала «Восход» (ранее «Перед Восходом»).
Полюбив поэзию с ранних лет, «как только стала понимать слово», Наталия Дмитриевна пронесла эту любовь через всю жизнь. Её удивительное поэтическое дарование раскрылось в начале 1940-х годов, когда она познакомилась с «мировой этической системой знаний» – Учением Живой Этики, принесённым человечеству великой семьёй Рерихов. Книги Учения оказались в полном созвучии с её духовными исканиями.
«Те, кто был знаком с Наталией Дмитриевной, – писала И. И. Сереброва, сотрудница Музея Н. К. Рериха, работавшая с Наталией Дмитриевной последние годы, – никогда не видели на её глазах слёз. Она не была сентиментальной, но когда речь заходила о трагической судьбе русских поэтов Цветаевой, Гумилёва, Лермонтова, – в её голосе чувствовались слёзы. Она сострадала… она горевала об их преждевременной кончине… она говорила о том, что человечество должно бережно относиться к своим поэтам…»
«Словно жемчужины в волшебный ларец, – писала руководитель издательства Музея Н. К. Рериха Н. М. Кочергина, — отбирала Наталия Дмитриевна всё лучшее, что находила у самых разных поэтов. Это началось ещё в Харбине, на заре её юности, и продолжалось всю жизнь… Конечно, у неё были любимые поэты. Так, она часто цитировала и Пушкина, и Лермонтова, тем не менее, Лермонтова выделяла больше, чаще к нему обращалась, чаще вспоминала. Как-то я спросила: “Почему именно Лермонтов?” Наталия Дмитриевна ответила очень просто: “Потому что больше звучит, сердцу ближе”. Позже я стала понимать, почему именно Лермонтов больше звучит, сердцу ближе. Для неё всё творчество Лермонтова было пронизано высокой духовностью… Так же и Гумилёв – по степени постоянного возвращения к этому имени… Наталия Дмитриевна знала большое количество стихов Гумилёва, рассказывала много о нём самом. Для меня всё это было ново, я слушала с огромным интересом и неизменным восхищением. Гумилёв не только открылся мне как великолепный мастер слова, но стал близким и дорогим человеком. У Наталии Дмитриевны была привезённая из Харбина книга его стихов, перепечатанная на машинке…»
Поэзия для Наталии Дмитриевны стала сутью жизни.
Всё нам назначено. Всё наше.
И наши – дальние миры,
Вселенской Красоты дары
И Знаний огненная чаша.
Кто дерзновенью своему
Границ не ставит – всё тому;
И светом путь его украшен!
«Разговор о качестве стихов, – вспоминала И. И. Сереброва, – зачастую заходил, когда Наталия Дмитриевна получала письма со стихами начинающих авторов. Она изумлялась: почему люди не хотят трудиться? Вот им “пришёл” в голову стих, они записали его и думают, что больше ничего с ним не надо делать. Она говорила: “Если бы я так относилась к поэтическому творчеству, то у меня было бы совсем мало написано, ведь нередко приходит буквально одно слово или строка, над всем остальным нужно трудиться. При этом нужно изучать правила стихосложения, читать, как пишут другие авторы. Любое мастерство всегда нуждается в росте, в шлифовке, в повышении своего уровня”».
«Понятие Культуры многогранно, – писала Наталия Дмитриевна в 1991 году, – и охватывает всю жизнь от её земных проявлений и до духовных высот. Если мы не начнём строить Культуру на земле, среди обычной жизни, среди повседневного обихода, мы не построим её и в духе. Ведь любое здание начинает сооружаться с фундамента, а не с крыши или купола…
Культура начинается с человека. Если человек не культурен, о какой культуре может идти речь? Кто её будет создавать? Потому в Живой Этике всё начинается с человека и жизни, которую он творит вокруг себя… Кого можно именовать культурным человеком? Кто-то может быть образованным, умным, добрым, талантливым, даже гениальным, и всё равно он может при этом не быть культурным. Значит, для этого требуется совокупность качеств, делающих человека таковым… Умение думать в первую очередь о других – из этого проистекает и доброта, и сочувствие, и стремление помочь, и забота, и терпимость, и терпение, и выдержка… Святослав Рерих призывает каждый день стать немного добрее, делать свою повседневную работу сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня. Это тоже шаг к культуре, к сочетанию жизни и красоты…»
10 января 2004 года Наталия Дмитриевна ушла от нас.
На доме, где она жила в Академгородке, теперь установлена мемориальная доска.
И остались её наставления. Остались стихи.
В каждом сердце живом
есть цветок сокровенный.
Не поверх, а в глубины
свой взор устремим –
И за мраком увидим
сверкающий мир,
И за тленным почувствуем
образ нетленный!