Родилась в Новосибирске.
В 1953 году окончила медицинский институт.
В 1968 году возглавила лабораторию физиологической генетики Института цитологии и генетики СО РАН и кафедру физиологии Новосибирского государственного университета. Доктор медицинских наук, профессор. С 1991 года – член-корреспондент, с 1997 года – действительный член Российской Академии наук.
Читала лекции по физиологии человека, занималась изучением механизмов регуляции водно-электролитного баланса, водно-электролитным гомеостазом, а также молекулярными и генетическими механизмами гормональной регуляции водно-электролитного баланса у млекопитающих. Под её руководством велись сложные работы по оценке последствий неблагоприятных антропогенных воздействий на озере Байкал и в тех районах Алтая, которые в своё время подверглись загрязнению при испытании ядерных устройств на Семипалатинском полигоне. Автор и соавтор более двухсот пятидесяти статей и трёх коллективных монографий. Под руководством Людмилы Николаевны защищено 26 кандидатских и 4 докторских диссертации. Заслуженный работник высшей школы РФ. Лауреат премии РАН им. Л.А. Орбели, ордена Почёта за многолетнюю успешную работу. Тем не менее, на вопрос дотошной новосибирской журналистки, чем бы она занималась, не случись такого увлечения физиологией, Людмила Николаевна без раздумий ответила: «Физикой! Я физикой ещё в школе интересовалась. И пошла в мединститут, считая, что физика в дальнейшем обязательно должна найти применение в медицине».
«Людмила Николаевна – исследователь самого высокого современного уровня, – писала об академике Ивановой её давняя коллега Нина Константиновна Попова. — Она никогда не работала ради карьеры. Это не тот тип человека. В основе её удачно сложившейся судьбы лежит последовательный интерес к науке, а не к карьере. Несмотря на постоянный, со студенческой скамьи, интерес к достаточно узкой теме по исследованию почек, Людмила Николаевна за тридцать лет стала учёным очень широкого профиля. К ней постоянно обращались различные группы учёных, в результате чего было проведено много совместных исследований».
«А что такое научная школа академика Ивановой?»
«Научная школа – это развитие идей. Людмила Николаевна нашла свой собственный путь. Она прошла путь настоящего учёного, который в принципе должен сохранять последовательность, интересоваться наукой».
«А изменения представлений о развитии науки не выработали у учёных нашего времени какой-то иной взгляд на науку?»
«Нет. В целом, нет, – отвечала на этот вопрос Людмила Николаевна. — Основная задача науки остаётся всё та же – познание закономерностей развития мира. Это относится к учёным всех областей. Правда, сегодня наука очень специализировалась в связи с новыми возможностями, с новыми подходами к изучению, скажем, той же физиологии. Сегодня все увлечены исследованиями на молекулярном уровне. Это очень необходимый период. И всё-таки, исследуя молекулярные события на уровне отдельных внутриклеточных звеньев, надо иметь в виду конечную задачу – выяснение того, каким образом всё это реализуется в функцию клетки, в поведение органа и целого организма. Это, конечно, задача будущего – объединить, интегрировать исследования молекулярного уровня, чтобы понять, что же всё-таки происходит на уровне всего организма. Это такие сложнейшие процессы, когда всё объединяется в единую махину, в координируемую систему, чётко регулируемую, приспособленную к условиям внешней среды. Понять, как все эти молекулярные события реализуются в функции – вот главная задача!»
«Мне нравится литература. Мне нравятся книги с психологическим аспектом, – не без юмора сказала она в одном интервью. — С удовольствием читаю Агату Кристи на английском языке. Кстати, на английском она воспринимается гораздо лучше, чем в переводах. И любимый герой при этом у меня не мисс Марпл, а Пуаро. Именно Пуаро! Он такой прекрасный логик, такой профессионал! Его размышления от начала до конца логичны и выверены».
«Я в последнее время заинтересовалась биографиями великих людей – Рафаэля, Леонардо да Винчи. Оказывается, Леонардо очень многое начинал и не заканчивал. У него колоссальное количество незаконченных работ!»
Так может удивляться человек, хорошо знающий цену начинаниям.
«Есть одна точка зрения, суть которой меня сначала поразила, а потом я поняла, что в ней много верного. Смысл её можно сформулировать так: слишком большая талантливость, невероятная широта интересов Леонардо да Винчи фактически оказались ему во вред. Если бы с его гениальным мозгом, с его мощным умом он был более узким специалистом и занялся бы чем-нибудь конкретным, он бы, наверное, лучше реализовался. Ведь из того, что он конструировал, ни одна модель не была практически реализована. Всё – постфактум. И в памяти человечества Леонардо остался как образец колоссальных возможностей мозга, как пример того, насколько изобретателен может быть человек. А вот Эдисон, изобретший электрическую лампочку, сделал для человечества в некотором смысле больше, чем Леонардо да Винчи…»*
Радушие и открытость Людмилы Николаевны необыкновенны.
Возраст ей не помеха. Для неё даже лыжи до сих пор – ещё не прошлое.
А ещё есть сауна с подружками, где можно поговорить и о Леонардо, и о детективах, и о путешествиях, и о друзьях, и просто о новостях Академгородка – самого прекрасного места для прекрасных людей. Таких, как сама Людмила Николаевна!