Родилась в Минске.
Этнограф, историк, доктор исторических наук.
В 1950 году окончила МГУ. Там же проходила аспирантуру.
В 1954-1959 годах – младший научный сотрудник кафедры средних веков Исторического факультета Московского университета. С 1959 года – старший научный сотрудник Постоянной комиссии по общественным наукам СО АН СССР. В 1962-1969 годах преподавала в Новосибирском государственном университете, заведовала сектором в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения. В 1969-1977 годах – старший научный сотрудник Института истории, филологии и философии. Основатель и главный редактор научного православного журнала «Традиции и современность». Вела и ведёт исследования в рамках программы «Православие в народной жизни». Лауреат Государственной премии РФ (1993), премии Памяти митрополита Макария (Булгакова) – за монографию «О воззрениях русского народа» (2001).
«Особо следует сказать о Марине Михайловне Громыко, – писал доктор исторических наук В. Л. Соскин. — Её появление в нашем кругу знаменовало утверждение своего рода нового метода формирования гуманитарных учреждений. Скажу прямо, больших кадровых “вливаний” эти учреждения никогда не имели. “Остаточный” принцип обеспечения культуры и соответствующих наук носил всеобщий характер. Поэтому следовало пользоваться любым случаем, чтобы пополнить свои ряды. И здесь обнаружилась специфическая лазейка. Выяснилось, что жёны некоторых учёных, приглашённых для работы в наш научный центр, являются по образованию гуманитариями. Их следовало трудоустраивать либо за счёт ставок Президиума, либо конкретных институтов. Марина Михайловна как раз и оказалась в числе подобных претендентов, каковых было немало и впоследствии. К счастью, она была не только женой, но ещё и специалистом высокого класса. Ученица академика С. Д. Сказкина, она прошла хорошую школу в московских академических учреждениях. К тому же, что очень важно, у нас оказались близкими мировоззренческие ориентации и общественные взгляды. В итоге возникло полное взаимопонимание и доверие – основа для плодотворной работы…»
Книга Марины Михайловны «Мир русской деревни», изданная в Москве в 1991 году, произвела самый настоящий фурор. Её читали как детектив, за нею гонялись.
И до сих пор читатели возвращаются к ней на многих сетевых форумах.
«Решения на сходе в русской деревне принимались в жарких спорах, но единогласно, – удивляется один. — Люди вполне понимали и принимали ответственность за принятые ими решения. Ничья хата не была с краю…»
«Очень редкая книга, – указывает другой. — В ней с выкладками из огромнейшего фактического материала доказывается совсем не то, о чём рассказывали нам при советской власти про крестьян и наши деревни, про их жизнь, уклад, культуру, образование. Оказывается, множество крестьян были вполне грамотными и образованными людьми, даже специальные деньги выделялись на их образование, на создание деревенских библиотек, на многое другое…»
«Мощная книга! – восклицает третий. — Не сухой нечитаемый научный язык, а живой, хотя при этом каждая фраза научно обосновывается. Правда, удивило название, – ведь намного шире дана информация. Она не замыкается одними только деревнями, а взята вся Россия целиком. Также удивило, что целая глава посвящена Совести, – около сотни страниц….»
И даже такие мнения высказывались:
«Российскую империю XIX века мы привыкли представлять по произведениям Пушкина, Достоевского, Некрасова. Но наши глубокоуважаемые и горячо любимые авторы не смогли дать картину настоящей народной жизни… Книга Марины Громыко “Мир русской деревни” – почти единственная, приоткрывающая правильный ответ на вопрос: какую Россию мы потеряли…»
«Марину Громыко я знаю с детства, – писала философ Т. В. Барчунова. — Я запомнила её высокой статной женщиной аристократического вида. Она является одним из наиболее знаменитых специалистов по русскому крестьянству, долгое время жила в новосибирском Академгородке, где практически всю свою жизнь провела и я. Входила в местную элиту, так как, во-первых, сама очень быстро сделала академическую карьеру, а во-вторых, её первый муж, член-корреспондент Академии наук Н. А. Желтухин, был одним из ведущих учёных нашего научного центра. Она принадлежала также и к диссидентствующим кругам. В 1968 году подписала знаменитое “Письмо сорока шести” в Верховный Суд и Прокуратуру СССР с требованием гласности, которая, по мнению “подписантов”, не соблюдалась в политических процессах…»
Поистине у каждого своя судьба.
Марина Михайловна вернулась в Москву.
Второй её муж – церковный староста. Религия занимает много места в её жизни.
Но это всё – очень личные вещи. Духовный мир каждого человека всегда сложен и своеобразен, и всегда строится по-своему. Впрочем, как бы он ни строился, мы должны относиться к нему с уважением.