Родилась в 1901 году в Турине.
Отец – физик и математик, профессор Сорбонны.
Мать в той же Сорбонне преподавала мировую литературу.
Училась в Париже у Альфреда Корто, затем в Венской академии музыки. В двенадцать лет дебютировала с оркестром под руководством Артуро Тосканини. Окончив обучение, как пианистка гастролировала по городам Европы и Америки. Вышла замуж. К сожалению, замужество не удалось. Муж – врач и музыкант – слишком ревниво относился к её выступлениям. В итоге Вера Августовна ушла из дома, а в 1936 году встретила сотрудника советского торгпредства Владимира Шевченко. Вместе они уехали в СССР, где Вера Августовна продолжила музыкальные выступления. Но идиллии не случилось: в 1938 году Владимира Шевченко арестовали. Попытки помочь мужу привели к аресту самой Веры Августовны. В 1941 году она попала в ГУЛАГ – получила восемь лет лишения свободы и пять лет поражения в правах. Срок отбывала на Сахалине, затем в Севураллаге. Но даже там Вера Августовна не хотела забывать о музыке. В холодном бараке выцарапывала на нарах фортепианную клавиатуру и беззвучно «проигрывала» на ней любимые мелодии.
Из заключения вышла в 1954 году. В нижнем Тагиле директор музыкальной школы не сразу поверил, что когда-то она окончила Парижскую консерваторию, но на работу принял. Затем Вера Августовна работала в Свердловской филармонии, в Драматическом театре; позже переехала в Барнаул.
В Барнауле Вере Августовне повезло.
На её концерте оказался корреспондент «Комсомольской правды» С. Соловейчик.
«Я приехал в Барнаул в ночь на воскресенье и утром пошёл побродить по городу, – писал он в очерке, напечатанном в «Комсомольской правде» 19 декабря 1965 года. – Афиша: в доме политпросвещения концерт солистки Алтайской филармонии. В программе – Сезар Франк, Равель и двадцать четыре прелюдии Клода Дебюсси. Трудная, редкая программа. Я подивился мужеству Алтайской филармонии – кому из пианистов под силу такой концерт? – купил билет и с любопытством стал ждать вечера. Нас оказалось в зале 53 человека. Я посчитал. А зал большой, на пятьсот мест. Перед началом концерта ведущий попросил слушателей сесть поближе и сказал несколько слов о музыке французских импрессионистов. Потом вышла пианистка. Высокая, немолодая женщина. Коротко подстриженные рыжие волосы, решительные движения, какие бывают у опытных женщин-врачей. Она посмотрела в пустой зал с добродушной грустью, даже чуть виновато, потом также смущённо сменила качавшийся стул и стала играть. Три раза в жизни испытал я фантастическое ощущение, будто впервые слышу фортепианную музыку, а всё, что было до того, – не музыка. Первый раз – на концерте Святослава Рихтера. Второй раз – когда услышал запись бетховенской “Авроры” в исполнении Артура Шнабеля. И третий – здесь, в Барнауле…»
«Пианистка не отдавалась музыке, – писал журналист. — Она была над нею, выше неё. Она играла, быть может, самую изысканную и поэтическую музыку на свете. “Лодка среди океана”, “Долина звонов”, “Печальные птицы”, “Игра воды”. Это Равель. “Следы на снегу”, “Затонувший собор”, “Девушка с волосами цвета льна”. Это Дебюсси. И, сохраняя изысканность и поэтичность, пианистка в то же время была строга, даже холодновата. Нет, это вовсе не походило на демонстрацию музыки, как могут понять меня, это была сама музыка. Но своей отрешённостью, “отодвинутостью” артистка раскрывала самый современный образ музыкального мышления. Она отделилась от той опасной грани, за которой чувство переходит в сентиментальность, красота – в красивость, и ни разу, нигде, ни в одной фразе эту грань не переступила, достигая, однако, высшего накала чувства и показывая красоту у самого её предела. Я ведь не знал в тот вечер, что судьба привела меня на концерт пианистки, чьей игрой наслаждались слушатели Парижа, Нью-Йорка, Сан-Франциско, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айреса, Берлина, Брюсселя…»
Статья в «Комсомолке» попала на глаза известному математику, одному из основоположников кибернетики Алексею Андреевичу Ляпунову. И он (и не только он) сделал всё для того, чтобы перевезти Веру Августовну в Новосибирск – в Академгородок. Теперь она начала концертировать в Новосибирской консерватории. А затем и в Москве, в Ленинграде, в Киеве, в Горьком… В доме Ляпуновых (Алексей Андреевич и его жена хорошо говорили по-французски) Вера Августовна быстро стала совсем своим человеком, даже рояль был куплен специально для неё.
«Вера Августовна садилась за инструмент и часами играла, – вспоминала Ольга Николаевна Марчук, близко дружившая с Лотар-Шевченко. — Поразительно, как ей удалось сохранить хорошую технику игры и в голове держать сотни сложнейших музыкальных произведений. Я не знаю, может быть, Ляпуновы имели или достали для неё все эти ноты, а может, она их помнила все эти долгие (тринадцать лет) годы заключения… В те годы она играла в Москве, Ленинграде, Киеве и в других городах, и везде имела успех. На сцену выходила пожилая сутулая дама в чёрном бархатном платье. Её волосы были почти оранжевого цвета, ибо хна не прокрашивала её седины. В ответ на аплодисменты неловко кланялась и садилась за инструмент. И из-под скрюченных пальцев раздавались мощные и дивные мелодии. Некоторые вещи она играла не совсем обычно. Например, её трактовка Шопена не совпадала с классической. Она считала, что Шопена надо играть более мажорно, более эмоционально…»
На предложения родственников и друзей вернуться во Францию, Вера Августовна отвечала: «Это было бы предательством памяти русских женщин, помогавших мне выжить в лагерях». Знаменитая актриса Анни Жирардо, сыгравшая главную роль в фильме режиссёра Валерия Ахадова «Руфь» (1989), посвящённом судьбе В. А. Лотар-Шевченко, так разъясняла название фильма: «Это один день из жизни женщины, которая, подобно библейской Руфи, не пожелала покинуть родину убитого мужа».
В Доме учёных Вера Августовна играла любимые ею музыкальные пьесы Баха, Клода Дебюсси, Бетховена, Шопена, снова Баха. Она никогда не преподавала музыку – на это у неё не было времени. Она играла.
Умерла Вера Августовна 10 декабря 1982 года. Так и ушла из жизни с клеймом «судимая», и реабилитирована была только посмертно. На памятнике Вере Августовне выбиты слова: «Жизнь, в которой есть Бах, благословенна».
С 2005 года в Новосибирске и Екатеринбурге проходит Международный конкурс пианистов имени Лотар-Шевченко.