OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.26 · 04:36 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0001091 — Н.Г.Никонов — Собрание сочинений в 9 томах. Т. 1 — (2006)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Н. Г. Никонов
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NB
Николай Григорьевич
Никонов
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 1.
Солнышко в берёзах.
Повести.
Средне-Уральское книжное издательство (г. Екатеринбург).
В типографии ПК «Зауралье» (г. Курган).
Екатеринбург — 2006
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Наследниками автора
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 6.3 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Никонов Н.Г.
Собрание сочинений в 9.томах : Том.1. Солнышко в берёзах : повести / Николай Никонов ; вступ..ст.: В..П..Лукьянин ; оформ. (переплёт): А..А..Морозов ; ред.: Е..В..Черняк. — Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006 ; [в тип. ПК «Зауралье» (Курган)]. — 624 с. — Примеч.: с..613-622. — 20.0×13.0 см. — 1000 экз.
ISBN 5-7529-0905-8
 
релиз / аннотация
В первый том собрания произведений уральского прозаика вошли повести «Солнышко в берёзах» (1961.г.), «Глагол несовершенного вида» (1972.г.), «Мой рабочий одиннадцатый» (1974.г.).
 
NB
Николай Григорьевич
Никонов.
Фотография: И. Н. Тюфяков.
1960 год.
 
предисловие / вступление
Николай Никонов:
драма на разломе эпох
(Извлечения)*
Николай Никонов при советской власти писать «в стол» не хотел – и не писал. Как объяснил он позже сам (в автобиографическо-публицистической книге 1990 года «В поисках вечных истин») – потому что верил в свою способность так или иначе добиться публикации: «Может быть, мать-природа вложила в меня какой-то ген отчаянного сопротивления обстоятельствам…» <…>
Никонов родился 10 декабря 1930 года, то есть когда советская власть была на подъёме: уже мало кто верил, что большевики – это не надолго, зато энтузиасты нового строя ещё не утратили надежды, что завоевания революции скоро обернутся для обновлённой страны материальным благополучием и всеобщим счастьем, только для этого надо ещё немного потерпеть и много поработать. Начинались пятилетки, сошла на нет безработица, на стройки СССР охотно ехали специалисты из Германии и Америки, западная интеллигенция сочувственно присматривалась к грандиозному, как он выглядел со стороны, социальному эксперименту… Много лет спустя Никонов напишет (в авторском предисловии к сборнику своих повестей, вышедшему в 1975 году): «Моё рождение совпало с рождением титанического Уралмаша, детство – с первыми пятилетками, отрочество – с Отечественной войной. Пусть не осудят за столь высокие сопоставления, но я не могу обойтись без них, ибо вся моя сущность вплавлялась, вплеталась, неразделимо существовала сообщно с этими событиями…» <…>
Выстраивать волшебно-подробный, покоряющий достоверностью мир писателю помогала уникальная зрительная и слуховая память. Даже при личном общении с Николаем Григорьевичем меня всегда поражала его способность безошибочно вспомнить, например, мельчайшие подробности декора какого-нибудь дома, снесённого десятилетия назад, или воспроизвести давно кем-то произнесённую фразу, артистично имитируя её интонацию. С той же фотографической достоверностью деталей он выстраивал и мир своих произведений, щедро питая его «живой водой» переполняющих память впечатлений. Ну, подробно прорисованные зрительные картинки — это ещё ладно, к ним читательский глаз более или менее приучен и другими мастерами словесной живописи. Но ни у кого другого не припомню столь богато интонированной речи персонажей; мне кажется, Никонов всегда отчётливо её слышал, когда писал свои вещи, улавливая при этом столь тонкие нюансы звучания, что менее восприимчивому слуху они были просто недоступны, да и для их передачи в языке не было средств. Однако для Никонова пренебречь этими красками означало обесцветить содержание образа, поэтому он, нередко вызывая раздражение редакторов, подчинял грамматику фонетике и даже придумал свой авторский знак препинания – «двуточие».(..), на сохранении которого при типографском воспроизведении своих текстов настаивал бескомпромиссно. <…>
Образ, как и научная теория, убедителен своей внутренней цельностью и слаженностью. Никонов это не просто ощущал, но и прекрасно понимал (в чём можно убедиться, читая его биографическо-публицистические вещи, где много внимания уделено вопросам творчества). Вот почему для него так важно, чтобы каждая воссозданная им подробность – будь то какая-нибудь мелкая букашка, пристроившаяся на кончике былинки, просевший угол неухоженной деревенской избы или не предусмотренная грамматическими нормами пауза в реплике персонажа – органично вырастала из всего комплекса подробностей воссоздаваемого эпизода и в то же время сама объясняла бы и подтверждала любую из этих подробностей. Ни по какому правилу, ни по какой формуле невозможно просчитать этот баланс – тут всё безотчётно решает талант (тоже, между прочим, опираясь на непосредственное знание!). Поэтому Никонов и выстраивал «баланс» своих образов, опираясь исключительно на багаж «личной жизни и судьбы», решительно и безоговорочно отклоняя любые попытки повлиять «извне» на этот невероятно чувствительный механизм. <…>
При всём при том Николай Григорьевич не становился «диссидентом»: убеждения его расходились, как ему до поры казалось, не с идеологическими устоями советской власти, а с поверхностными и невежественными представлениями партийных чиновников, от которых, однако, зависело, дойдёт рукопись до печатного станка или не дойдёт. Из соображений чисто тактических конфликтовать с ними открыто он не хотел и потому соглашался на компромиссы, не слишком затрагивающие художественную суть произведения. Таким образом в его творчестве если не разрешались, то, по крайней мере, сглаживались или камуфлировались противоречия между «внутренним», зависимым от таланта и художественного сознания, и «внешним» – от «чужой мысли», от советского строя и его идеологии. Так было с повестями «Когда начнёшь вспоминать», «В больнице», «Балчуг», «Воротник»… Партийных чиновников такая его позиция вполне устраивала. Им, конечно, не всегда «удобен» был своенравный, слишком независимо мыслящий и не очень покладистый писатель, но тем более важно было иметь его союзником, а не оппонентом: они ведь понимали, что фигура такого масштаба имеет немаловажное значение для создания, как сказали бы сейчас, положительного имиджа руководимой ими территории. Кажется, впервые Никонов в полной мере ощутил остроту конфликта между внутренней логикой очередного его произведения и социально-нравственным порядком, в который это произведение должно было вписаться, да как-то не вписывалось, когда возникли цензурные проблемы с определением в печать «публицистической поэмы» «След рыси». <…>
А главный персонаж романа «Стальные солдаты» – Сталин. Для российского общества второй половины 90-х годов, когда писался роман, в этой фигуре виделась разгадка главных потрясений ХХ века: для кого-то он по-прежнему оставался творцом величия советской державы, без него безвозвратно утраченного, для других – воплощением злодейства большевистской власти. Критики и читатели кинулись разгадывать причины, побудившие Николая Никонова «очеловечить» образ генералиссимуса, к которому он прежде (особенно в исповедальной книге «В поисках вечных истин») относился именно как к злодею, принялись соотносить никоновский образ «вождя народов» с историческим прототипом… Для самого же писателя (и это лежит на поверхности!) Сталин – старый человек, обладающий абсолютной властью в мире людей, но он бессилен что-то изменить в естественном порядке вещей… Образ вымышленного старика, обладающего такой безграничной властью, показался бы читателю слишком условным и не убедительным. Конечно, такой поворот «сталинской» темы не снимал вовсе вопрос об исторической достоверности воссоздания персонажей и событий, не просто существовавших в реальности, но и оказавших огромное влияние на судьбы любого жителя страны, стало быть, и любого читателя – непредвзятого отношения к своему произведению писатель ожидать не мог. Он и готов был дискутировать на самом серьёзном уровне: историк по образованию, он к тому же едва ли не с подросткового возраста самым пристрастным образом накапливал информацию о Сталине. И всё же никоновский образ Сталина пророс не столько из реальной истории, сколько из максимально освобождённого от влияния «чужой мысли» художественного мира прозы Никонова; его разгадки надёжнее искать не столько в государственных хрониках, сколько, к примеру, в предшествующих романах писателя – «Весталка», «Чаша Афродиты». Не случайно он объединил их в цикл «Ледниковый период» (я слышал от него и более развёрнутое название: «Четвёртый ледниковый период»). А завершением этой тетралогии должен был стать роман «Бытие», работу над которым Николай Григорьевич едва успел начать: уже посмертно опубликованы вступление и несколько начальных глав, над которыми автор, несомненно, собирался ещё основательно поработать. (В исповеди «В поисках вечных истин» он признаётся, что работа над текстом нового произведения у него обычно проходила, по меньшей мере, в пять этапов – здесь работа остановилась на первом…) В начатом романе он снова (как в исповедальных книгах прежних лет, на которые я многократно здесь ссылался) обращается к своей биографии. Что он недосказал раньше, какие сокровенные тайны души он хотел ещё раскрыть читателю? С большой уверенностью можно предположить, что роман, завершающий тетралогию о человеке, поставленном судьбой и натурой в предельные, рубежные ситуации, роман, главным героем которого должен был стать он сам (или персонаж равнозначной с ним самим судьбы), призван был раскрыть глубокий драматизм его собственного пути – пути художника на разломе эпох. В сущности, этот роман в неявном виде присутствует в собрании его сочинений, возвращаемых нынче читателю.
Я убеждён, что возвращение Николая Никонова глубоко оправдано: он выразил драматизм переломного периода российской истории, который мы до сих пор переживаем, глубже, нежели другие писатели, на время становившиеся кумирами читающей публики из-за более открытой (но и более поверхностной) публицистичности своих произведений, а потом закономерно ушедшие на задний план; нынче повести, рассказы, романы Никонова, его большие познавательно-публицистические работы представляются даже более актуальными, нежели при первом своём появлении в свет. К тому же они в своё время слишком поверхностно, под влиянием «чужой мысли», прочитаны – думаю, перечитывание прозы Никонова доставит сегодня неожиданно много приятных открытий давним поклонникам его творчества, а молодые читатели, не знавшие его прежде, откроют для себя крупнейшего (он по праву должен занять в нашем культурном пантеоне место в ряду с Маминым-Сибиряком и Бажовым) художника, рождённого уральской землёй.
Валентин Лукьянин.
 
* Полный текст очерка Валентина Петровича Лукьянина «Николай Никонов:
драма на разломе эпох» размещён в разделе БИБЛИОПОСТ альманаха
Эссе-клуба ОМ (см. по ссылке ниже).
.
 
содержание / оглавление
Валентин Лукьянин.
Николай Никонов: драма на разломе эпох


СОЛНЫШКО В БЕРЁЗАХ.
Повесть


ГЛАГОЛ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА.
Повесть


МОЙ РАБОЧИЙ ОДИННАДЦАТЫЙ.
Повесть, рассказанная классным руководителем


Примечания [к Тому 1]

· Солнышко в берёзах. Повесть :
[библиографическая справка*]. — Н. Никонов. В поисках вечных истин : [цитаты].
· «Солнышко в берёзах» в оценках критики :
[извлечения]. — Э. Бояршинова. Не гость, а хозяин. (Детская литература, 1967 г., № 12). — Н. Кузин. Свет жизни. О новой книге писателя. (На смену!, 1972 г., 5 января). — И. Дергачёв. Поэзия ясного мира. (Урал, 1973 г., № 4). — Л. Слобожанинова. Из поколения шестидесятых. (Урал, 1979 г., № 7). — Л. Слобожанинова. Лист падает – дерево остаётся. О творчестве Николая Никонова. (Урал, 2003 г., № 12). — В. Лукьянин. Писатель вне обоймы. (Урал, 2003 г., № 8).

· Глагол несовершенного вида. Повесть :
[библиографическая справка*].
· «Глагол несовершенного вида» в оценках
критики : [извлечения]. — Н. Вигорова. Человек в большом мире. (Уральский рабочий, 1975 г., 5 февраля). — Н. Кузин. О сложном мире юности. По страницам журнала «Урал». (Вечерний Свердловск, 1975 г., 14 марта). — В. Эйдинова. Подросток и книга. (Урал, 1978 г., № 5). — Е. Сидоров. Красота открыта каждому. О прозе Н. Никонова. (Литературная Россия, 1983 г., 16 декабря, № 51).

· Мой рабочий одиннадцатый. Повесть :
[библиографическая справка*].
· «Мой рабочий одиннадцатый» в оценках
критики : [извлечения]. — Е. Александрова. Опека или созидание? Обозрение: подросток в журнальной прозе. (Литературная газета, 1977 г., 25 мая). — Л. Полухина. Неравнодушие. (Литературная Россия, 1980 г., 16 мая). — В. Писаревская. Рабочие за партой. (Книжное обозрение, 1980 г., № 31). — Н. Кузин. Герой – учитель. (Наш современник, 1985 г., № 2). — В. Шапошников. Ради добра и справедливости. Заметки о прозе Николая Никонова. (Сибирские огни, 1987 г., № 9). — В. Лукьянин. Писатель вне обоймы. (Урал, 2003 г., № 8).

...... 3



.... 33



.. 183



.. 395


.. 613
 
*Библиографическая справка (с возможным расширением) приведена ниже.
 
справка / примечания
Солнышко в берёзах.
Повесть.
Отрывки из повести впервые были напечатаны в журнале «Уральский следопыт», № 7 на 1964 год [главы «Золотая речка», «Клады»: стр. 17-26, под рубрикой «Из книг, готовящихся к печати»].
Отдельной книгой повесть вышла на следующий год:
  • Никонов Н.Г. Солнышко в берёзах. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1965. — 184 с. — 30'000 экз.
Затем повесть «Солнышко в берёзах» была напечатана в авторском сборнике «Вкус жизни»:
  • Никонов Н.Г. Вкус жизни : повести и рассказы. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1971. — 364 с. — 15'000 экз. — Из содерж.: Солнышко в берёзах : повесть [стр. 138-283].
Написанные позже главы «Бабушка», «Двойка», «Хулиган Бучельников», «Варя, пятёрка и птички…» публиковались в журнале «Урал»: № 11 на 1972 год и № 8 на 1973 год.
Дополненная новыми главами повесть вошла в книгу серии «Уральская детская библиотека» (вместе с повестью «Когда начнёшь вспоминать»):
  • Никонов Н.Г. Солнышко в берёзах : повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1974. — 180 с. — 75'000 экз.
Последующие издания:
  • Никонов Н.Г. Солнышко в берёзах : повести. — Москва :
    Изд-во «Советская Россия», 1980. — 382 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Солнышко в берёзах; Глагол несовершенного вида.
  • Никонов Н.Г. Повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1985. — 386 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Солнышко в берёзах; Лесные дни; Балчуг; Воротник; Размышление на пороге.
  • Никонов Н.Г. След рыси. — Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2004. — 576 с. — 1000 экз. — Содерж.: Солнышко в берёзах; Глагол несовершенного вида; След рыси.
Текст повести «Солнышко в берёзах» печатается по изданию: Николай Никонов «Повести» (Свердловск, 1985). [В кн.: стр. 3-157.]
Глагол несовершенного вида.
Повесть.
Впервые повесть была опубликована в журнале «Урал», № 1 на 1975 год.
Далее публиковалась в книгах:
  • Никонов Н.Г. Повести. — Свердловск : Средне-Уральское
    кн. изд-во, 1975. — 528 с. — 50'000 экз.
  • Никонов Н.Г. Дальние берега : повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1980. — 544 с. — 75'000 экз. — Содерж.: Когда начнёшь вспоминать; Глагол несовершенного вида; Кассиопея; Вкус жизни.
  • Никонов Н.Г. Солнышко в берёзах : повести. — Москва :
    Изд-во «Советская Россия», 1980. — 382 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Солнышко в берёзах; Глагол несовершенного вида.
  • Никонов Н.Г. Глагол несовершенного вида : повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1984. — 480 с. — 75'000 экз. — (Серия «Уральская библиотека». 2-й вып.). — Содерж.: Глагол несовершенного вида; Кассиопея; След рыси.
  • Никонов Н.Г. След рыси. — Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2004. — 576 с. — 1000 экз. — Содерж.: Солнышко в берёзах; Глагол несовершенного вида; След рыси.
Текст повести «Глагол несовершенного вида» печатается по изданию: Николай Никонов «Повести» (Свердловск, 1975). [В кн.: стр. 306-526.]
Мой рабочий одиннадцатый…
Повесть, рассказанная классным руководителем.
Впервые повесть опубликована в журнале «Урал», №№ 1-3 на 1977 год.
Далее публиковалась в книгах:
  • Никонов Н.Г. След рыси : повести. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1979. — 512 с. — 80'000 экз. — Содерж.: Мой рабочий одиннадцатый; След рыси; Золотой дождь.
  • Никонов Н.Г. Две повести. — Москва : Изд-во «Современник», 1982. — 414 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Мой рабочий одиннадцатый; След рыси.
  • Никонов Н.Г. Лунный копр : повесть и рассказы. — Москва : Изд-во «Детская литература», 1989. — 288 с. — 100'000 экз. — Содерж.: Мой рабочий одиннадцатый : [повесть] ; Лунный копр; Юнона : [рассказы] ; Три рассказа Татьяны Сергеевны.
Отдельной книгой повесть напечатана в 1980 и 1983 году (стереотипные издания):
  • Никонов Н.Г. Мой рабочий одиннадцатый : Повесть, рассказанная классным руководителем. — Москва : Изд-во «Детская литература», 1980. — 272 с. — 75'000 экз.
  • Никонов Н.Г. Мой рабочий одиннадцатый : Повесть, рассказанная классным руководителем. — Москва : Изд-во «Детская литература», 1983. — 270 с. — 100'000 экз.
Текст повести «Мой рабочий одиннадцатый» печатается по изданию: Николай Никонов «Мой рабочий одиннадцатый» (Москва, 1980).
 
справка / примечания
В представленных в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН полнотекстовых эл.копиях всех книг девятитомного Собрания сочинений Николая Никонова при подготовке сборных pdf-файлов (полнотекстовых эл.копий) пустые полосы форзаца и нахзаца (бумага белого цвета – чистый лист: без текста, без изображений, фона/тонировки) во всех девяти томах заменены на идентичные форзац и нахзац в виде монохромного изображения корешков девяти книг настоящего Собрания сочинений Николая Никонова. Включение в подготовленные для библиособрания (для библиофонда NB) полнотекстовые эл.копии книг девятитомного Собрания сочинений Николая Никонова форзаца/нахзаца в качестве справочного материала согласовано с Илоной Николаевной Поповой (Никоновой), дочерью Николая Григорьевича Никонова, предоставившей материалы в Фонд релизов НООБИБЛИОН.
 
NB
Собрание сочинений Николая Никонова
в девяти томах
(Екатеринбург, 2006-2007).
При увеличении:
Том 1, макет обложки (переплёт книги, разворот).
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 1. Солнышко в берёзах.
Повести.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 2. След рыси.
Повести и публицистическая поэма.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 3. Когда начнёшь вспоминать.
Повести.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 4. Северный Запад.
Путешествия.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 5. Золотой дождь.
Повествования о коллекциях и коллекционерах.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 6. Стальные солдаты.
(Страницы из жизни Сталина). Роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 7. Весталка.
Роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 8. Чаша Афродиты.
Реалистический роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 9. В поисках вечных истин.
Автобиографическая проза.
 
Опубликовано: 11 марта 2022 года.
Текст предоставлен И. Н. Поповой. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 27.02.2022.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиособрание, OMIZDAT, ЭССЕ КЛУБ, Нообиблион, фонд релизов, NOOBIBLION
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD