OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.23 · 12:58 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0001097 — Н.Г.Никонов — Собрание сочинений в 9 томах. Т. 7 — (2006)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Н. Г. Никонов
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NB
Николай Григорьевич
Никонов
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 7.
Весталка.
Роман.
Средне-Уральское книжное издательство (г. Екатеринбург).
В типографии ПК «Зауралье» (г. Курган).
Екатеринбург — 2006
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Наследниками автора
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 8.7 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Никонов Н.Г.
Собрание сочинений в.9.томах : Том.7. Весталка : роман / Николай Никонов ; оформ. (переплёт): А..А..Морозов ; ред.: Е..В..Черняк. — Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006 ; [в тип. ПК «Зауралье» (Курган)]. — 528 с. — Примеч.: с..524-526. — 20.0×13.0 см. — 1000 экз.
ISBN 5-7529-0911-2
 
релиз / аннотация
В седьмой том Собрания сочинений вошёл роман «Весталка» (1986.г.), включённый автором в тетралогию «Ледниковый период».
 
NB
Николай Григорьевич
Никонов.
Фотография: неизвестный автор.
1951 год.
 
предисловие / вступление
Женщина и Война
Предисловие автора
Женщина и Война. Несовместимость этих понятий как будто очевидна, хотя если взять даже не историю человечества, а события более близкие, отстоящие всего на полвека с небольшим, можно отметить совершенно ясно: самая тяжёлая минувшая война не обошла женщину, и не только в прямом смысле – заставила воевать, быть снайпером, телефонисткой, радисткой, разведчицей, партизанкой, даже механиком-водителем танка, лётчиком-истребителем и штурмовиком, зенитчицей, не говоря уж про медицину, – везде на войне была женщина, часто наравне с мужчиной, а иногда и превосходя его по терпению, упорству, молчаливому страданию. Для меня, очевидца той войны, даже начальный зрительный образ совмещался с плакатами, где была изображена ЖЕНЩИНА: «РОДИНА-МАТЬ ЗОВЁТ!» или «ЧТО ТЫ СДЕЛАЛ ДЛЯ ФРОНТА?». Плакаты эти, наверное, памятны всем, пережившим войну. И всё-таки несовместимость ЖЕНЩИНЫ, существа, рождающего ЖИЗНЬ, и конкретно-убийственного понятия война не могло быть признано нормальным человеческим сознанием, нормальным восприятием, если человек действительно Хомо сапиенс, а не бесчувственный чурбан с глазами. И тем не менее, помню, когда я работал над романом «Весталка», я столкнулся с вопиющим общественным непониманием упомянутого выше парадокса. В «Весталке» я писал о женщине и войне, но главным образом, не с позиций описания военных эпизодов и событий, хотя без них роман невозможен, а о той губительной сверхсущности, какую содержит и несёт в себе человечеству война, калечащая людей не только физически, но и духовно. При этом я отрицаю понятие «пацифизм», ибо в данном случае он не подходил для войны не без права называвшейся Отечественной. Главная мысль, которую я разделяю и поддерживаю, чётко усматривается сегодня: «Человечество будущего XXI века должно исключить войну из своего «обихода». Оно должно, обязательно должно научиться жить без войн и желательно также без «революций».
Беру не себя смелость утверждать, что сверхзадача романа «Весталка» о женщине на войне подчинена той же цели и подчёркивает её главную организующую идею. Но раз уж я коснулся изображения войны, незамедлительно встала передо мной и проблема ПРАВДЫ, особенно трудная в тех условиях – торжества тогдашнего «социалистического реализма», где количество разного рода благонамеренной лжи и замалчивания ужаса и горя военного времени стараниями разного рода ханжей, историков и критиков-баснописцев превышало всякую меру.
Сказанное не значит, что о войне совсем не было правдивых книг, они «просачивались», пробивались, их-то в первую очередь и выбирал читающий народ, будь то воспоминания Жукова, книги Тендрякова, Некрасова, Горбатова, в какой-то мере Симонова… Но сколько же появилось, спустя годы, бодренькой полуправды, той набившей уже оскомину «штамповки», где задействованы словно одни и те же, кочующие из книги в книгу лихие разведчики, мудрые «комбаты», рядовые, так скажем, «под Васю Тёркина» и, конечно, медсёстры с именем Маруся, главное дело которой на передовой будто бы только любить и стать любимой, а там, через весь роман, повесть ли, скажем уж штампом, красной нитью счастливая любовь и под салют Победы весёлая свадьба с приданым.
Может быть, так и было… бывало… Случайности нередко именуются счастливыми. Но это ли главное содержание слова ВОЙНА, где мне, пережившему, слышится главным образом её первый корневой слог. И это даже не вой снаряда, минного осколка, а тот безумный и потрясающий крик ЖЕНЩИНЫ, матери, получившей похоронную на сына (кстати, уж никто тогда не называл эти страшные серые бумажки сокращённо-пренебрежительно на манер «тушёнка»), жены, ставшей вдруг вдовой. Я сознательно не беру здесь слово «плач». Не то слово. Плачем можно назвать ведь и голос собаки, неисповедимым звериным чутьём вдруг узнавшей, что нет и не будет уже никогда её любимого хозяина, которого каждый день лаем и визгом встречала она у ворот и провожала взглядом, полным любви и бесконечной преданности. Не продолжаю.
Бодряческая литература о войне напоминает те письма с фронта и на фронт, где живая и больная человеческая мысль и душа словно вымарывалась чьей-то сверхбдительной рукой и получалось трафаретное: «Бьём проклятых фрицев…» И в ответ нечто такое же: «Всё хорошо, лучше не бывает». Впрочем, зачем трогать письма. Они-то, как и люди их писавшие, не виноваты, виновато время и те лгуны, что ещё не так давно в серьёзных вроде статьях доказывали, что и вся Отечественная была выиграна на Малой земле.
Автору же этой статьи пришлось выдержать буквально бой с теми, кто доказывал, как славно было воевать и все, вплоть до госпитальных нянек и техничек, были, оказывается, героинями. Война в сущности своей самая высшая несправедливость. Лучшие её герои хорошо если вернулись живыми, пусть и калеками. И было им всё: забытые заслуги, открывающиеся раны, невручённые награды.. Впрочем, были награды и незаслуженные. Были. Было всё, и во имя правды войны сегодня особенно нет нужды полировать прошлое, пудрить его и закрашивать розовой краской, вещая молодым и невоевавшим, как хорошо, геройски славно было «драться с фрицами», а потом ещё сетовать: не слушает, мол, молодёжь или слушает с показным вниманием, которое до порога.
Столкновение понятий «война» и «женщина», может быть, исподволь и вело меня к написанию романа. Работая в подвалах библиотек и хранилищ, я лишний раз убеждался, что куцую правду войны и там изымали подчас чьи-то прилежные приказные ножницы. Даже страшный день 22 июня не пощажён. А кстати, кто читал «Ультиматум Германии об объявлении войны»? Он не опубликован и по сей день. Но правда минувшей войны всюду опрокидывала бодрую политуру, звала к справедливости изображения.
Повторю, что сам видел и горько пережил войну. Я встретил её десятилетним мальчиком, а в 45-м мне шёл пятнадцатый год, и в нашей мужской школе не было десятого класса. Вместо десятого – фронт.
Войну я пережил, и не случись этого, возможно, не имел бы морального права писать о ней. Война и сейчас с её госпиталями, воздушными тревогами, затемнением, карточками, голодом, дистрофией и цингой, варёной лебедой, керосиновыми коптилками, бесконечными раздумьями, что там, на фронте, стоит во мне и сейчас тяжёлым отстоем, дополненным тем, что довелось и случилось узнать.
О войне нужно знать правду, правду и только ПРАВДУ. Это я и пытался сделать, отбирая верное и отбрасывая то, что внушало хоть какое-то сомнение. И если удалось мне показать тех девушек, что, пройдя войну, непорочно служили богине Родины и домашнего очага Весте, это не снимает главного вопроса: совместима ли война и правомерно ли в ней участие ЖЕНЩИНЫ?
В меру своих сил я постарался показать в образе «весталки» Одинцовой, как женщина может противостоять войне, может подняться над ней, вопреки обстоятельствам, остаться личностью и женщиной, сохранить свою честь, не ступить на стезю благополучного и спасительного приспособленчества или порока. А такие примеры были и нашли отражение в романе. Вот и сейчас, спустя десятилетия хочется вспомнить героизм женщины, поставленной лицом к лицу с ВОЙНОЙ. Вспомнить, чтоб ещё и ещё задуматься: не пора ли совершенствующемуся убрать и изгнать из обихода страшное это и бесчеловечное понятие ВОЙНА. И как самое противостоящее напоминание о ней воздвигнуть памятник женщине, символу ЖИЗНИ, нет, не с винтовкой на плече, не со снарядом в руках (да, и этим занимались женщины, стоя у станков, трудясь на полях, катая жёлтые госпитальные бинты и просто перегорая в нервном потрясении, ожидая тех, кто уже никогда не придёт), воздвигнуть памятник женщине, стоящей на поверженном чудище с именем «война».
Такой памятник был бы, наверное, не менее величавым, чем фигура воина – спасителя жизни, – так подсказал мне, а может быть, и скульпторам один из инициаторов выпуска этой книги.
 
послесловие / заключение
Война и правда
Из послесловия автора
«Весталка» – название необычное, не всем даже сразу понятное (кое-кто, наверное, предпочёл бы «Заре навстречу» или нечто подобное), но мне кажется, что образ тех девушек, которые непорочно служили богине Родины, семьи и домашнего очага Весте, передаёт высшую нравственную суть девочки, фронтовой сестры, главной героини романа.
В «Весталке» нет выдуманных подробностей. Весь роман строился на фактах. В то же время «Весталка» – не беллетризованная биография какой-то женщины, а в данном случае Лидии Петровны Одинцовой. Это художественное произведение, где правда фактов иногда объединялась, интегрировалась. Без этого не пишется ни один роман. Заявляя это, хочу снять вопросы читателя В., приславшего мне доброе письмо с вопросом, кто послужил прототипом Одинцовой. В иных письмах были просьбы назвать дивизию и полк, где служила «весталка». Назвать прототипов я бы мог, но это было бы и несправедливостью, ведь их несколько, и кто более похож на Лидию Одинцову лицом, и сутью, и судьбой?
В меру своих сил я постарался показать в образе «весталки» Одинцовой, как женщина может подняться вопреки обстоятельствам, остаться личностью, не согнуться и не сломаться, сохранить свою честь, не ступив на стезю благополучного и спасительного житейского приспособленчества или порока. В романе, думается, как и в жизни, не случайны образы Вишняковой или Лобаевой.
После публикации романа в журнале «Урал» я получил много читательских писем. Пользуюсь случаем выразить свою глубокую благодарность всем, кто прислал мне своё доброе, душевное слово. Но были и другие письма. Кое-кому показалось, что в «Весталке» слишком много всяческого «негатива», что «неправомерно часто» сталкивается героиня романа с тёмным, грязным, уродливым – всем тем, что называют изнанкой жизни. Что ж, каждый имеет право на собственное мнение… Ещё Марк Твен говорил, что нельзя, кажется, написать роман, скажем о трамвайном кондукторе, не обидев какого-нибудь кондуктора. Святая истина. Но вот раздумывая над письмами моих оппонентов, кстати, присланных не мне, а в редакцию, я пришёл к выводу: а что, если б действительно, кривя душой, я написал бы роман на ту же тему, о медицинских сёстрах, как им легко, счастливо и светло жилось, да ещё и любилось на войне? Вот уж тут-то я действительно получил бы от фронтовичек сотни писем, уличающих меня во лжи и рассказывающих, почём был фунт фронтового лиха…
Вот почему, по-прежнему глубоко уважая всех честно воевавших, всех, кто пролил свою кровь, отдал свою молодость и здоровье войне, кто скромно и в меру сил своих трудится и сейчас или воспитывает внуков, – во имя этого уважения я никогда не соглашусь, что войну надо в книгах «облагораживать», делая вид, что во всей её жуткой сущности не было ни подлости, ни трусов, ни «самострелов», ни тех, кто, бывало, заслонялся чужой грудью и спиной, а в тылу прятался от фронта, лгал, ловчил, хапал, а бывало, ещё и присваивал себе чужие подвиги, ордена. Во имя чести и фронтовой правды такое нельзя скрывать. Нет, роман «Весталка» не унизил ни одну истинную фронтовичку или участницу войны, он стремился поднять её честь, её высокую нравственную красоту! Что же до тех, кто узнал или увидел себя в отрицательных образах романа, то это также правда войны. Сегодня правда активно теснит ханжество и ложь во всех сферах жизни. Время смещает акценты, оно же и проясняет прошлое. Чем яснее и спокойнее мы осознаем все его просчёты, недомыслие, путаницу, уравниловку и самолюбование, тем вернее и скорее совершится переход к той демократической справедливости жизни, основы которой отстаивались в жесточайшей схватке с фашизмом лучшими сынами и дочерьми нашей Родины.
Лучшие люди сложили голову за мир, лучшие отдавали его утверждению свой труд, силы и кровь. Лучшие люди и сегодня острее прочих понимают безумие слова – война. Вся правда об этом бедствии человечества ещё только приходит.
Николай Никонов.
 
содержание / оглавление
ВЕСТАЛКА.
Роман

Предисловие автора.
Женщина и Война

•  Книга первая

•  Часть первая.
•  Два года

•  Часть вторая.
•  И ещё два года

•  Книга вторая

•  Часть третья.
•  Семь лет

•  Часть четвёртая.
•  Пятнадцать лет

•  Вместо эпилога

Из послесловия автора.
Война и правда


Примечания [к Тому 7]

· Весталка. Роман : [библиографическая
справка*]. — Н. Никонов. Из интервью в канун Дня Победы. 1997 год. Беседовала В. Кудрявцева (Урал, 2003 г., № 12).
· «Весталка» в оценках критики :
[извлечения]. — Л. Полухина. Хранительница очага. (Литературная газета, 1987 г., 17 июня). — И. Щербакова. Обречённые на безбрачие (Уральский рабочий, 1987 г., 9 августа). — Л. Слобожанинова. Женщина и война: о романе Николая Никонова «Весталка» (Урал, 2005 г., № 1).

...... 3


...... 3

...... 7


.... 18


.. 173

.. 270


.. 273


.. 375

.. 499


.. 522


.. 524
 
*Библиографическая справка (с возможным расширением) приведена ниже.
 
справка / примечания
Весталка.
Роман.
Впервые роман был опубликован в журнале «Урал»: Книга первая – в №№ 3, 4, 5 на 1986 год; Книга вторая – в №№ 4, 5 на 1987 год.
Роман включён автором в тетралогию «Ледниковый период», в которую вошли также романы «Чаша Афродиты» и «Стальные солдаты»; четвёртый роман – «Бытие» – остался незавершённым.
Издания:
  • Никонов Н.Г. Весталка : роман. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1988. — 542 с. — 30'000 экз.
  • Никонов Н.Г. Весталка : роман. — Москва : Изд-во «Современник», 1989. — 528 с. — 100'000 экз.
  • Никонов Н.Г. Весталка : роман. — Свердловск : Средне-Уральское кн. изд-во, 1991. — 544 с. — 100'000 экз.
  • Никонов Н.Г. Весталка; Чаша Афродиты : романы. — Екатеринбург : Изд-во «Банк культурной информации», 2000. — 750 с. — 1000 экз. — (Серия «Библиотека прозы Каменного пояса»).
Текст романа «Весталка» печатается по изданию: Николай Никонов «Весталка» (Свердловск, 1991). Предисловие автора – «Женщина и Война» – по изданию: Никонов «Весталка. Чаша Афродиты» (Екатеринбург, 2000).
 
справка / примечания
В представленных в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН полнотекстовых эл.копиях всех книг девятитомного Собрания сочинений Николая Никонова при подготовке сборных pdf-файлов (полнотекстовых эл.копий) пустые полосы форзаца и нахзаца (бумага белого цвета – чистый лист: без текста, без изображений, фона/тонировки) во всех девяти томах заменены на идентичные форзац и нахзац в виде монохромного изображения корешков девяти книг настоящего Собрания сочинений Николая Никонова. Включение в подготовленные для библиособрания (для библиофонда NB) полнотекстовые эл.копии книг девятитомного Собрания сочинений Николая Никонова форзаца/нахзаца в качестве справочного материала согласовано с Илоной Николаевной Поповой (Никоновой), дочерью Николая Григорьевича Никонова, предоставившей материалы в Фонд релизов НООБИБЛИОН.
 
NB
Собрание сочинений Николая Никонова
в девяти томах
(Екатеринбург, 2006-2007).
При увеличении:
Том 7, макет обложки (переплёт книги, разворот).
 
рецензия / отзывы
Война и мир Николая Никонова.
Статья А..П..Расторгуева – с подзаголовком-аннотацией автора: «Ищущий непафосной правды читатель и через годы сможет найти её в романе “Весталка” (Москва, 1989)» – посвящена роману Николая Григорьевича Никонова «Весталка».
.
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 1. Солнышко в берёзах.
Повести.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 2. След рыси.
Повести и публицистическая поэма.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 3. Когда начнёшь вспоминать.
Повести.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 4. Северный Запад.
Путешествия.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 5. Золотой дождь.
Повествования о коллекциях и коллекционерах.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 6. Стальные солдаты.
(Страницы из жизни Сталина). Роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2006.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 7. Весталка.
Роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 8. Чаша Афродиты.
Реалистический роман.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Екатеринбург : Средне-Уральское кн. изд-во, 2007.
Н. Г. Никонов.
Собрание сочинений в 9 томах.
Том 9. В поисках вечных истин.
Автобиографическая проза.
 
Опубликовано: 11 марта 2022 года.
Текст предоставлен И. Н. Поповой. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 27.02.2022.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: фонд релизов, Нообиблион, библиособрание, NOOBIBLION, ЭССЕ КЛУБ, OMIZDAT
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD