Вольное плаванье Сергея Денисенко
в пространстве и времени
Свою новую книгу он начинает с текста, неожиданно самоиронично названного «Банальное», в котором на самом деле нет вовсе ничего, относящегося впрямую к данному определению. Это стихотворение, открывающее избранное из прежних и новых сочинений, – о непреходящей сущности, о том, что для человека вообще важно, а для человека, прожившего какой-то солидный отрезок отведённого ему времени, особенно важно: «…Я нужен кому-то, вот поэтому я и живу».
С самого начала пред нами предстаёт поэт, погружённый в размышления о смыслах бытия, в поиски жизненных самооценок, в определение своего места в том потоке времени, что выпал на его долю, в том пространстве, которое принято им как данность.
…И ты формулируешь махом одним:
если Пространство бывает намоленным, –
значит, и Время бывает таким.
Автор предлагает читателю вместе отправиться в поиски важных человеческих ориентиров, тех доминант, на которых строится устойчивая жизненная конструкция, в то поэтическое плаванье, где он будет капитаном, опытным, с грузом жизненных переживаний, слегка уставшим, но всё-таки весёлым и отважным, не сдающимся и не покидающим капитанского мостика.
Поэтическим текстам Сергея Денисенко присущи ироничность, жонглирование словами и смыслами, эдакий лёгкий пинг-понг – лови, читатель! Но за иронической лёгкостью проступают глубокие осмысления и переживания. И внимательный, открытый к восприятию нового читатель всё это считывает, немного примеряет на себя и обнаруживает какие-то прежде не явленные ему смыслы. В этом, наверно, и есть обогащающее действие литературы. До того как ты открыл новую книгу, ты был читателем одного определённого качества, а вышел после прочтения её несколько иным – поглубже, поинтереснее самому себе. Ты многое открыл в себе, в других и понимаешь:
…Жизнь каждого, по сути, – монолог,
С которым обращаемся мы к миру.
Сборник, названный «Мои монологи», изначально настраивает читателя на то, что с ним поделятся сокровенными раздумьями и переживаниями. Тут воспоминания о прошлом и прожитом, здесь речь о дне нынешнем, а может, и завтрашнем.
У Сергея Денисенко сложно, витиевато переплетены понятия «здесь я, тогда и сейчас». Время у него нынешнее, наше, неповторимое, и пространство общее, но сугубо персональное.
Когда он, легко философствуя, оглядывается на прожитое, делает важный для себя вывод:
…Всё намолено,
и не мысленно, а наяву.
…Я – старик. Сыновья, внуки – молоды.
Вот поэтому я и живу.
Горизонт памяти, к которой обращается поэт, невероятно широк. В разных по масштабам и форматам стихах запечатлено время, в котором живём и к которому у нас много заданных и безответных вопросов. Здесь пространство города, с которым мы соединены тысячью нитей, и здесь друзья. Сколько стихов, искренних, задорных, грустных, разных, про друзей! Эти пронзительные строки – о них:
Я по Омску брожу…
Вижу дом… Прохожу молча мимо я…
ВРЕМЯ – сжалось в вагончик,
ПРОСТРАНСТВО – в огромный вокзал…
Их всё меньше – домов,
где живут мои дру́ги любимые,
и всё больше – домов,
из которых друзей провожал…
Монолог, который поэт написал от имени первого поколения «ермолаевцев», легендарного омского Театра Поэзии, созданного Любовью Иосифовной Ермолаевой, – о судьбе, о путях-дорогах жизненных, о творчестве, об испытанном чудесном состоянии полёта:
Мы парим над жизненною прозою,
мы летим, и с нами всё в порядке!..
Тема игры, театра всплывает в ироничной «Актёрской сказке» («Надо быть талантливым артистом, // Чтоб сыграть Ивана-дурака»), в строчках «Свеча мерцала в тишине ночной. // И легкокрылый шорох вдруг раздался: // Летели музы над моей страной… // Иль это просто ветер разыгрался…»), в стихотворении «Сезон закрыт» («Всё! Стоп!.. “Закрыт”? – откроют, значит, скоро! // “Закрыт” – забыть! Всё будет хорошо!..»).
Обратим внимание: «Мы летим, и с нами всё в порядке!..» И ещё: «Всё будет хорошо!..» Этот удивительный оптимизм, даруемый нам, читателям благодарным (а иначе зачем неблагодарным что-то, тем более сокровенное дарить?!) оставляет в душе светлый радужный след.
В финал хочется поставить изумляющие открытостью, нежностью и проникновенностью строки:
…Те годы, что пролистывали в юности,
мы начинаем в старости – листать.
…И чувствую – ушла из сердца холодность,
и понимаю – я ещё продлюсь:
ведь медленно листая свою молодость, –
я, постаревший, юным становлюсь!
И мы, благодарные читатели и отчасти театральные зрители, с признательностью долго, искренне аплодируем монологам Сергея Денисенко!
Лидия Трубицина.
|