NB0000708 — И.С.Денисенко, С.П.Денисенко — Двое в городе — (2011)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
И. С. Денисенко · С. П. Денисенко
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Иван Сергеевич
Денисенко;
Сергей Павлович
Денисенко
Двое в городе.
Книга стихов.
Издано при участии Министерства культуры Омской области.
В типографии «Компаньон» (г. Омск).
Омск — 2011
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 2.4 MB
Двое.в.городе : книга стихов : [сб.] : Иван Денисенко. Предчувствие жизни ; Сергей Денисенко. Без антракта / И..С..Денисенко; С..П..Денисенко ; предисл.: Л..П..Трубицина ; ред.: О..Г..Даниленко ; оформ.: Е..А..Пичугина. — Омск : [б..и.], 2011 ; [в тип. «Компаньон» (Омск)]. — 104 с. — 21.0×11.0 см. — 500 экз. — (В надзаг.: М-во культуры Омской обл.). — (Портр. авт. на с..4 обл.). — (Серия «Б-ка омской лирики». [Вып. 12]).
ISBN 978-5-91813-010-0
релиз / аннотация
Впервые в издательской серии «Омская лирика» представлен сборник, в который включены стихи двух авторов – Сергея и Ивана Денисенко, отца и сына. Самодостаточные в литературном отношении подборки сформированы таким образом, чтобы при всей разности творческих почерков у читателя возникало ощущение, что он знакомится с реальным поэтическим диалогом.
Сергей Павлович
Денисенко
Родился в 1954 году. Коренной омич. Окончил Омский государственный университет.
Публиковался в сборниках, журналах, антологиях, альманахах «Складчина», «Сегодня и вчера», «Заря не зря, и я не зря!..», «День и ночь» (Красноярск), «Зелёная лампа» (Иркутск), «Дети Ра» (Москва), «Сибирские огни» (Новосибирск) и многих других.
Автор книг «Подковать Пегаса» (1990.г.), «Карточный домик» (1999.г.), «Такая разножанровая жизнь…» (2004.г.) и других.
Компакт-диски: «Я пишу к Вам “на Вы”…», «Аккорд моей судьбы».
Основатель и первый редактор журнала «Омская муза».
Неоднократный лауреат региональных и всероссийских журналистских, литературных и песенных конкурсов.
Награждён медалью «За гуманизм и служение России».
Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей России и Союза журналистов России.
Иван Сергеевич
Денисенко
Родился в 1979 году. Коренной омич. Окончил Омский государственный университет.
Публиковался в сборниках, журналах, антологиях, альманахах «Складчина», «Заря не зря, и я не зря!..», «Омская муза», «Омск театральный», «Риск» (Москва), «Ost-West-Panorama» (Германия), «День и ночь» (Красноярск), «Север – страна без границ» (Санкт-Петербург), «Новые песни России» (Керчь) и многих других.
Автор книг «Четвёртая дорога» (2003.г.), «Охота на Тельца» (2006.г.), «Рубикон» (2010.г.).
Неоднократный лауреат региональных, всероссийских и международных журналистских и литературных конкурсов, в том числе: лауреат премии имени Ф..М..Достоевского (Омск, 2006), конкурсов «Русский стиль» (Германия — Швейцария, 2009), «Перекрёсток» (Германия, 2009).
Член Союза российских писателей и Союза журналистов России.
предисловие / вступление
Откровения в диалоге
Книга, которая перед нами, – довольно редкий, в чём-то даже экспериментальный экземпляр. В ней представлено творчество двух поэтов, соединённых узами кровного родства и разделённых рубежом поколений. Конечно, каждый из авторов мог индивидуально собрать по книге, значительно большей по объёму, чем эта. Но идея была неожиданная: из двух поэтических монологов сочинить диалог – принципиально другой жанр жизни и творчества.
В эту книгу, обозначенную понятием «лирика», отобраны стихи, открывающие или по крайней мере приоткрывающие глубоко личные переживания, многие из них – на уровне исповеди, прикосновения к таинству творчества. Пробираясь к себе через слова, Иван и Сергей Денисенко ищут новые жизненные смыслы, острые, сегодняшние. В этих поисках следовать за ними увлекательно и для собственного познания плодотворно.
Оба автора ко всему обладают волшебной театральной способностью вживаться в образы иных времён, других пространств, говорить о себе, примерив поэтическую маску. У Сергея невероятное по лиричности высказывание в «Белой песне», сочинённой для спектакля: «Ну зачем ты со мной, Одиночество?..». У Ивана – о тургеневской «Первой любви»: «Живёт воспоминанием во мне // любовь из позапрошлого столетья».
Они, конечно, очень разные. Иван молод, открыт, наполнен энергией поиска контактов с нашим не самым совершенным из миров. И столь же очевидной является в его поэзии энергия сопротивления этому миру, дистанцирования от него, противопоставления ему чистого творчества, где «всё сущее скрывается в словах». Поэзия для него – пристанище и убежище.
Иван Денисенко – из когорты, ныне, как я понимаю, редкой, хорошо обученных, элитно образованных молодых писателей, которые сохранили в современном деформированном мире понятие об этических нормах и следование им. В его стихах честность, совестливость, рыцарство могут проявляться открыто или прозвучать вскользь, невзначай.
Сергей Денисенко опытен и в поэтическом ремесле изощрён, он умеет и любит играть словами, высекая в этом увлекательном занятии новые повороты образов и мыслей. Он мастерски вводит конкретику – жизненные детали, реальных персон, чтобы затем увести читателя к поэтической фигуральности. И даже свои пронзительные лирические откровения он предпочитает прятать за высказываниями, облечёнными в форму сюжетных стихов, баллады или притчи.
Соединённые под одной обложкой два этих текста – сына и отца – с непедалируемой очевидностью являют нам глубинную разность мироощущений представителей двух поколений, разными жизненными касаниями воспринявших рубеж веков, разлом устоев. Мы видим, как по-разному «форматирует» их время. То, что в строчках отца вырулит к безоговорочному оптимизму, у сына будет поставлено под большой вопрос. И это не столько отражение персонифицированного восприятия жизни, сколько влияние на личность изменившихся жизненных реалий.
Вся книга выстроена как диалог. Он не всегда ведётся прямо (по принципу эха: «Сезон открыт» – «Сезон закрыт»), только однажды каждый из авторов позволил себе сделать это открыто – в стихотворении «Отцу» (Иван) и «Несколько фрагментов из писем старшему сыну» (Сергей).
Самым чудесным и по-человечески трогательным мне представляется в этом диалоге посыл «Держись!», который адресуют через годы и расстоянья себе и друг другу отец и сын: «И жизнь докатилась до точки, // до самовнушенья: “Держись!”» (Иван). «И слышу приказ: “Держись! // Ведь всё впереди ещё!..”» (Сергей).
Впрочем, у каждого, кто будет читать эту необычную книгу и вчитываться в тексты Ивана и Сергея Денисенко (а лирика предполагает необходимость вчитывания и ответного читательского душевного отклика), найдутся свои точки творческого соприкосновения с двумя явленными нам поэтическими мирами.
Лидия Трубицина,
член Союза журналистов России и Союза театральных деятелей РФ, заслуженный работник культуры РФ.
содержание / оглавление
Лидия Трубицина.
Откровения в диалоге
■.
Иван Денисенко.
ПРЕДЧУВСТВИЕ ЖИЗНИ
Драматург
Репетиция
«Диоген просыпается зá полдень…»
«Вот человек. Он замер у стола…»
«Облака повисли бельём на звёздах…»
«Нет больше слов – на восход, на закат…»
«Сопрано чаек, смытое волной…»
«Эта осень взошла из замёрзшей земли…»
«Грусть переплавлена в слова…»
«Мерцая, словно бабочка в окне…»
«Век девятнадцатый скушали блохи…»
Утренний триптих.
III. «Не поддавшись сонному недужью…» III. «Пространство загустело и прокисло…»
III. «Мой календарь, считая день за днём…»
«Исчезла былая отвага…»
«Тишина. Темнота. Даже звёзды потухли!..»
«Коридоры пусты. Ни домашних, ни слуг…»
«Я видел ночью свет…»
«А у князя резны́ терема…»
Кочевники
«Могучие, пышные кроны…»
«Я слышал, что тебя постиг…»
«Безумно и яростно ветер свистал…»
«Дышит холодом неба омут…»
«Я – кулик, отыскавший другое болото…»
«Познаешь и проклятье, и прощенье…»
«Не важно, мало или много…»
«Я брёл, как беглец, заплутавший в метель…»
Из поэмы «Омск 90-х».
1. Вступление
2. «Устало дремлет каземат…»
3. «Мы были, мы некогда были поленьями…»
4. «Буду видеть вполглаза…»
5. «Говорил мне Город: “Повинись!”…»
Отцу
«Подумать только: за моим окном…»
«Квартира с бедностью конторы…»
«Лунный свет на незыблемых трубах…»
«Костры и звёзды. Звёзды и костры…»
«Без криков, без ненужной суеты…»
«Какие звёзды, кормчий, ни пророчь…»
«Млечная гать…»
«Когда ты выйдешь на подмостки…»
Сезон открыт
«Не может быть другого варианта…»
■.
Сергей Денисенко.
БЕЗ АНТРАКТА
Сезон закрыт
Притча о человеке
«Белый лист возлежит привычно…»
Сонет о творчестве
После Рождества. Ветеран. 1991
Тональность
Баллада о вторичности
Элегия сентября
Воспоминание о свадьбе
Речитатив про крохотный, и смешной кораблик
Карточный домик
«Стал всё больше бояться…»
Стихотворение про город О.
Строфы в период паузы
Несколько фрагментов из писем старшему сыну
Ивану в Санкт-Петербург
К вопросу о дятлах. (Триптих).
1. «Как много парадоксов он таит…»
2. «Дни напролёт – весёлый этот звук…»
3. «Он бился головой что было сил…»
Песня-баллада про дорогу
«Белая» песня
Весёлая песенка о грустном
Тишина
«Только волны за кормой, только – чаечки…»
«Я понял это поздно и не вдруг…»
Сюжет о Жанне Самари
Воспоминание о бикфордовом шнуре. 2007
Моя «цыганочка»
Маленькие триптихи.
1.
«Двадцать лет. Где там правда? Где ложь?..»
«Тридцать лет. Суета? Ну так что ж!..»
«Сорок лет. О, как много – ни в грош!..»
2.
«Ну вот и всё! Я знал! Свершилось!..»
«Исчезла? Что вы! Вам приснилось!..»
«Нет-нет, несчастья не случилось…»
3.
«Как подброска хвороста…»
«Дни – за дымом сгинули…»
«Шестьдесят… На пенсию…»
Per aspera ad astra!
«Когда нелепости начнутся…»
Сон актрисы
Актёрская сказка
Месть
«Настроив мысли на высокий слог…»
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).