OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.21 · 22:38 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000194 — С.П.Денисенко — Не договорили… — (2014)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC С. П. Денисенко
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NB
Сергей Павлович
Денисенко
Не договорили…
Издательство «Омскбланкиздат».
В типографии ООО «Омскбланкиздат».
Омск — 2014
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 118.2 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Денисенко С.П.
Не договорили… / Сергей Денисенко ; предисл.: Л..А..Першина ; оформ.: О..В..Остроконский, С..В..Чалимова (рис.), П..С..Денисенко (обл.). — Омск : Изд-во «Омскбланкиздат», 2014. — 284, [12] с. : ил., портр., фот. — Библиогр.: с..268-270 (69 назв.). — 20.0×14.0 см. — 500 экз. — (В оформ. обл. использована работа фотохудожника В..З..Шевырногова «Октябрь»). — (Портр. авт. на с..4 обл.).
ISBN 978-5-8042-0381-9
 
NB
Сергей Павлович
Денисенко.
Портрет автора – из краткой биографической справки –
на четвёртой странице обложки книги
«Не договорили…»
(Омск, 2014).
Фотография: неизвестный автор.
 
предисловие / вступление
Звёзды, которые светят
из Вечности
Я только что прочитала рукопись этой будущей книги, которую Вы сейчас держите в руках…
…Если долго-долго вглядываться в мерцающую высоко на небе звезду, можно представить, что это посылает тебе привет близкий человек, ушедший когда-то из жизни. И что звёздный шатёр, величественно раскинувшийся над землёй, – это вселенский памятник всем покинувшим нас – горячо любимым, почитаемым, бесконечно дорогим людям. Не обязательно каждый раз запрокидывать вверх голову, чтобы вспомнить о них. Достаточно сохранить в своём сердце это тихое небесное сияние, это прозрачно-звёздное свечение душ. Оно будет всегда согревать нас, не даст забыть об утратах, сбережёт для нас и наших потомков память о самых достойных…
Книга, которую читатель сейчас взял в руки, для того и написана, чтобы мы не утратили замечательное свойство человека мыслящего и совестливого – ПОМНИТЬ! Чтобы мы не забывали людей удивительных, неординарных, одухотворённых, которые наполнили омскую землю светом своего пребывания на ней. Это философское осмысление автором сборника собственных опубликованных ранее диалогов, поэтических эссе, очерковых портретов ушедших в мир иной творческих личностей, с которыми в разные годы сводила его судьба, профессия, а иной раз и просто его величество случай. Всех их писатель, поэт, журналист, театральный критик Сергей Денисенко с полным правом может назвать собратьями по творческому цеху, друзьями, коллегами или наставниками, а в некоторых случаях и кумирами.
Разновелики степень его дружеской близости с этими людьми, глубина и сила эмоционального контакта, длительность отношений, которые их связывали. Несомненно одно: всех собеседников автора этой книги, помимо ярко выраженной одарённости и божественного пламени таланта, роднит пристрастно-самоотверженное отношение к делу, неравнодушие и увлечённость, умение сберегать и приумножать духовный капитал предыдущих поколений, прокладывая тем самым дорогу в будущее.
Каждая из представленных в сборнике человеческих судеб уже неоспоримо вошла в историю омской культуры, оставила в ней свой глубокий, незабываемый и неповторимый след.
Владимир Гуркин, чьим именем открывается сборник, знаком многим омичам как прекрасный разноплановый артист, выходивший на сцену Омской драмы в звёздные семидесятые-восьмидесятые годы. Для более молодых наших земляков эта фамилия большей частью связывается с авторством сценария фильма «Любовь и голуби», влюбившего в себя зрительскую аудиторию огромной некогда страны. Театралы нового поколения, узнавая, что именно омскому театру принадлежит право первооткрытия этой чудной гуркинской пьесы, искренне сожалеют: мол, не довелось им стать по-зрительски причастными к такой яркой постановке! А старшему поколению жаль, что не случились на омской почве столь же запоминающиеся встречи с другими его сценическими произведениями: ведь у Гуркина «Любовь и голуби» была далеко не единственная и не самая знаковая его пьеса. Первые же страницы книги С..Денисенко дают нам редчайшую сегодня возможность заглянуть в потаённые уголки души артиста и драматурга, узнать, как ему жилось-моглось после отъезда из Омска, понять, как прорастали в нём глубинные доброта и мудрость – эти главные свойства человеческой зрелости и самодостаточности. Читаешь, наслаждаясь глубиной мысли незаурядной творческой личности, напрочь лишённой позы и самолюбования, его бережным отношением к истории родной страны, своего рода, к высоким проявлениям любви и дружбы, и понятным становится то ли вздох, то ли крик души автора сборника: «Не договорили…».
Самая пронзительная у Гуркина – по тональности, по нерву проблематики – пьеса «Плач в пригоршню». Финальные её строки – до озноба провидческие. Да вы их и сами прочтёте, перевернув одну-другую книжную страницу. Именно они подсказали Сергею Денисенко название для гуркинской главы: «Все тебя ведают, ждут, неспешного, с сердцами светлыми, тобою полными…». Просто и неотвратимо трагично поставлена точка в судьбе. Началось бытие бессмертия…
Потом сразу – как направленный прямо в сердце мощный эмоциональный взрыв – глава «Наедине со всеми». Взволнованное поэтическое слово об уходе великой трагической актрисы, владычицы сердец и умов целой армии омских театралов – блистательной и неповторимой Татьяны Ожиговой. В 37 лет она по силе и праву таланта стала самой молодой народной артисткой Российской Федерации! (Это вам не скоровыпеченные «звездари» нашей нынешней гламурно-опопсевшей эстрады!). Спасибо, что память о большой, недосягаемо высокой актрисе увековечена в названии Камерной сцены Омского академического театра драмы. Спасибо, что спустя десятилетия после трагического ухода Татьяны Анатольевны из жизни через эти книжные страницы у нас появляется возможность вновь ощутить духовную энергетику невероятно талантливой женщины, восхититься мощью и накалом её существования на Сцене.
Бóльшую часть персоналий этой книги составляют люди театра. Что не удивительно, потому что заметная часть профессиональной жизни Сергея Павловича напрямую связана с театром (только в качестве заведующего литературной частью омского ТЮЗа, а потом и театра кукол он отработал добрую десятилетку). Гораздо больший его стаж – как серьёзного и требовательного театрального критика. Более того: не просто критика, но внимательного летописца театрального мира Омска и области.
С представителями разных омских театров – Ножери Чонишвили, Еленой Псарёвой, Виктором Мальчевским, Надеждой Блохиной, Надеждой Надеждиной, Людмилой Вельяминовой, Верой Канунниковой, Вадимом Решетниковым, Сергеем Рудзинским, Эмирой Ураковой, Валерием Лукьяновым, Григорием Комаровским, равно как и с Людмилой Ковальчук, Еленой Канцуровой – ему приходилось встречаться в ситуациях самых разных: и в театральных стенах, и в «домашних», и на гастролях, и на фестивальных выездах, и на всевозможных Вечерах под эгидой омского СТД. Подобное общение происходило в обстановке совершенно дружеской, раскованной, неформальной, располагающей к откровенности и даже более того – к глубокой исповедальности. В сегодняшней «периодике» такое случается нечасто; нынешние журналистские интервью частенько грешат поверхностным подходом к собеседнику, скольжением по верхам творческой биографии, некорректным копанием в перипетиях личной жизни, особенно если собеседник – лицо творческой профессии, популярный артист, известный режиссёр, именитый театральный деятель. Другое дело, когда за дело берётся профессионал, глубоко вникающий в тематику разговора. Тому, кто знает контекст биографии своих героев, наблюдает с близкой дистанции проявление характеров, привычек, пристрастий, небольших человеческих слабостей или незаурядных душевно-нравственных достоинств, удаётся гораздо зримее, объёмнее, убедительнее раскрывать масштаб личности перед самым требовательным и взыскательным читателем.
Вместе с автором погружаешься в то время, когда воздух Омска театрального насыщала, словно чистейший кислород, неповторимая индивидуальность трёх блистательных актрис, трёх легенд омской сцены, хранительниц того лучшего, что дала миру классическая русская театральная школа – Елены Псарёвой, Надежды Надеждиной и Надежды Блохиной. Они были такими разными, такими непохожими! И судьбы человеческие и творческие у них непостижимым образом резонировали с непростой судьбой их Родины. Трагические отблески Великой Отечественной, трудности послевоенного восстановления огромной страны, тревоги и радости общих огорчений и побед – всё это выковало особые характеры, сформировало особую породу незаурядных стойких личностей. Эти три великие «старухи-старуни» омской сцены сумели создать колоритнейшую галерею женских образов. Вот истинно народная старуня Анна из «Последнего срока» Елены Псарёвой. А это великолепная Екатерина Великая Надежды Надеждиной из «Царской охоты». Про фантастическую Мурышкину Надежды Блохиной в легендарном «Левше» и ныне с восхищением вспоминают омские старожилы… Всего-то с лёту пришли на память по одной роли актрис-легенд, а ведь за ними – ослепительный фейерверк образов, созданных ими за десятилетия истового служения театральному искусству.
Как же важны и нужны такие знаковые люди для театра! У них нам надо учиться душевной (не показной!) доброте, умению объединять, сплачивать разные актёрские и зрительские поколения. Ушли из жизни эти чудные актрисы, а в театрах драмы и Музыкальном они по-прежнему своим талантом и сердечностью остаются для всех путеводными маяками.
Таким же художественно неоспоримым ориентиром называют сегодня основателя и главного режиссёра «Пятого театра», человека, буквально искрившегося творческой энергией, Сергея Рудзинского. Он ушёл из жизни на самом пике жизненного взлёта, в самом расцвете творческих сил. Но творил на таких максимальных оборотах, с таким широким размахом занимался своим любимым делом, словно торопился досказать нам что-то сокровенно-исповедальное, очень важное и нужное всем. Наверное, совсем не случайно подметил С..Денисенко: «Ещё в 1980-е Сергей начал писать слово “судьба” с заглавной буквы». Судьба и вправду получилась у него написанной большими буквами…
В книге отчётливо проступает триада режиссёрских имён – Сергей Рудзинский, Вадим Решетников, Юрий Шушковский. Помимо очевидного таланта, у всех троих присутствовал мощный фактор созидательности в своём деле. Каждый сумел создать свой театр, свою планетарную театральную систему. Рудзинский – прародитель «Пятого театра». Вадим Решетников построил уникальный в мировой практике театр – «Лицейский» – с многоуровневой мировоззренческой системой воспитания юных артистов. По сути, театральное училище в миниатюре! Юрий Шушковский – один из идеологов и организаторов пластического театра в нашем городе, фестивального движения любительских театров в Омске, создатель театра «Группа Характеров», давший дорогу в жизнь многим омским «студийцам» (дело режиссёра-основателя подхватили и продолжили воспитанные Юрием Юрьевичем ученики)…
А какими важными для понимания тонкостей контекста художественной жизни Омска оказываются главы, посвящённые двум глыбам советского и российского театра – актёру Вацлаву Дворжецкому и драматургу Александру Володину! Как судьбоносно резонируют даже названия этих глав – романтично-волшебное заклинание «Крибле-крабле-бумс!..» с по-володински ироничным вопросом-подвохом: «А что природа делает без нас?..».
Помимо философской глубины, прекрасного образного языка, книга подкупает и естественной задушевной интонацией, настроением родственной доверительности, которые как-то сразу втягивают в захватывающую, вневременную орбиту размышлений автора и его собеседников. Моментально становишься не пассивным читателем-потребителем, а активно переживающим со-участником, со-осмыслителем происходящего: настолько мировоззренческий уровень бесед, всеобъёмность размышлений не оставляют безучастным любого, кто приобщается к разговору.
Собеседники Сергея Денисенко словно возвращаются к нам из своего дальнего далёка, а их откровения становятся ох какими важными и нужными в нашем непростом Сегодня!.. «Своей короткой жизнью человек утверждает Вечность…» – эта ёмкая формула принадлежит Михаилу Малиновскому, писателю мудрому, деликатному, тонкому, очень чуткому к малейшим движениям человеческой души (стоит, пожалуй, уточнить – и не совместимому с малейшими проявлениями фальши, неискренности). Отсюда прямо-таки неистовое желание рассказывать очень открыто и честно о своей родословной, о драматических страницах истории страны, нашего сибирского края.
Собственно, у всех героев этой книги, уже принадлежащих Вечности, можно обнаружить мятежную неуспокоенность душ, трагическую недоговорённость судеб. Хотя в отличие от актёров, после ухода которых словно опускается незримый занавес и остаются лишь легенды, – люди пишущие оставляют после себя вполне осязаемое Слово. И Михаил Малиновский, и Елена Злотина («Утешься, обрети, владей!..»), и Валерий Макаров («Успевший влюбиться в одиночество»), и Вильям Озолин («Только волны за кормой, только – чаечки…»), и Эдмунд Шик («Записки о встречах с могиканином») оставили после себя кто прозу, кто поэтические строки, кто критическую аналитику. Это как раз то сокровенное, что способно пролить свет для читательской аудитории на глубинные их подходы к жизни, на философию бытия, на то, о чём мечталось-думалось этими мастерами печатного слова.
…Осенью 2013-го ушла из жизни легенда омской сцены, основательница театра «Студия» Любовь Иосифовна Ермолаева. Об этой удивительной творческой личности, наставнице и кумире своих юных лет Сергей Денисенко нашёл особенные слова. Омские театралы тоже запомнят Ермолаеву как совершенно фантастическую женщину – красивую, благородную, по-особому величественную. Все люди, с которыми она соприкасалась в работе, навсегда сохранят благодарность за испытанное вместе с нею счастье творческого полёта и чувство духовного единения.
След от творческой личности всегда неповторим. Певица Татьяна Абрамова («Приснился ей город…») кроме доброй памяти в сердцах оставила после себя на экране и в магнитофонных записях изумительно красивый голос, художник Николай Горбунов («Счастье – мимолётно, а грусть – понятие утончённое…») – картины, наполненные необыкновенно таинственным, чарующим мифологическим миром.
Киновед и телеведущий Владимир Бусоргин («Давайте поговорим, Владимир Иванович!..»), диалогами с которым завершается сборник, запечатлён в памяти тысяч омских телезрителей не только многолетними (и такими долгожданными для телеаудитории!) «Сеансами по понедельникам», а потом, после изгнания с Омской телестудии, и «Воскресными сеансами», посвящёнными искусству кино. Настоящий Дон Кихот телевидения, человек светлый, душевный, открытый, невероятно доброжелательный. Такие натуры сегодня, увы, в силу своей редкости и исключительности попали в разряд настоящих раритетов.
Но как же нам не хватает именно таких – неповторимых, сердечных и незаменимых! Потому особенно драгоценен и необходим в наше страдающее тяжёлой душевной амнезией время такой пристрастный и добросовестный путеводитель по звёздным человеческим судьбам и ярко высвеченное в нём чувство трепетной благодарности к ушедшим навсегда друзьям, как эта книга, написанная Сергеем Денисенко. С её страниц они продолжают по-прежнему одаривать нас тёплым светом своего таланта, доброты, сердечности. «Невидимых разрывов полоса», о чём печалился и сокрушался в своих стихах Юрий Левитанский, чудесным образом соединяется здесь воедино, наполняя удивительно целительным воздействием сердца и души читателей.
Почаще смотрите в небо на далёкие звёзды, и вспоминайте, вспоминайте…
Людмила Першина.
 
содержание / оглавление
Людмила Першина.
Звёзды, которые светят из Вечности

•  «Все тебя ведают, ждут, неспешного,
•  с сердцами светлыми, тобою полными…»
•  (Владимир Гуркин)

•  Наедине со всеми
•  (Татьяна Ожигова)

•  «Своей короткой жизнью
•  человек утверждает Вечность…»
•  (Михаил Малиновский)

•  Уход
•  (Ножери Чонишвили)

•  «Я в дожде весеннем прозвучу…»
•  (Елена Канцурова)

•  «Крибле-крабле-бумс!..»
•  (Вацлав Дворжецкий)

•  «Утешься, обрети, владей!..»
•  (Елена Злотина)

•  Счастливая Вера,
•  в которой – любовь и надежда
•  (Вера Канунникова)

•  Призванный в небесный оркестр…
•  (Григорий Комаровский)

•  Елена Народная
•  (Елена Псарёва)

•  «Стыдно быть несчастливым!»,
•  или «А что природа делает без нас?..»
•  (Александр Володин)

•  «Только волны за кормой, только – чаечки…»
•  (Вильям Озолин)

•  «В некий день уйду от вас, в некий год…»
•  (Сергей Рудзинский)

•  «И умру от любви и печали…»
•  (Людмила Ковальчук)

•  «Только что-то важное я недосказал…»
•  (Виктор Мальчевский)

•  Успевший влюбиться в одиночество…
•  (Валерий Макаров)

•  Приснился ей город…
•  (Татьяна Абрамова)

•  «В этом городе пройдёт вся жизнь…»
•  (Вениамин Скосарев)

•  «А хотелось бы что-то оставить после себя…»
•  (Вадим Решетников)

•  Так начиналась легенда
•  (Надежда Блохина)

•  «Как незаметно день за днём год пролетает…»
•  (Надежда Надеждина)

•  «Уверенность того, кто впереди, –
•  спасение для шествующих следом…»
•  (Юрий Шушковский)

•  «Счастье – мимолётно,
•  а грусть – понятие утончённое…»
•  (Николай Горбунов)

•  «Я не пришла, я прилетела…»
•  (Людмила Вельяминова)

•  Записки о встречах с могиканином
•  (Эдмунд Шик)

•  «А мы живы остались…»
•  (Эмира Уракова)

•  Финальная мизансцена
•  (Валерий Лукьянов)

•  «Дело в том, что… круг замкнулся вдруг…»
•  (Любовь Ермолаева)

•  Давайте поговорим, Владимир Иванович!..
•  (Владимир Бусоргин)

Авторские публикации, использованные при
работе над книгой

Краткие биографические сведения

...... 3



.... 10


.... 20



.... 26


.... 36


.... 40


.... 48


.... 66



.... 74


.... 82


.... 88



.... 98


.. 110


.. 118


.. 124


.. 130


.. 136


.. 144


.. 152


.. 158


.. 172


.. 182



.. 188



.. 198


.. 204


.. 214


.. 224


.. 232


.. 238


.. 252


.. 268

.. 271
 
справка / примечания
Об авторе
Сергей Денисенко.
Коренной омич. Публикации – с 1977 года. Автор книг: «Подковать Пегаса», «Я пишу к Вам “на Вы”…», «Карточный домик», «Такая разножанровая жизнь…», «И это только Вам благодаря!..», «Двое в городе» (совместно с И. Денисенко), «Крылатая судьба театра» и других.
Неоднократный лауреат региональных и всероссийских журналистских, литературных и песенных конкурсов.
Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей РФ и Союза журналистов России.
 
Сергей Павлович Денисенко за создание книги «Не договорили…» (Омск, 2014) удостоен звания «Лауреат премии губернатора Омской области за заслуги в развитии культуры и искусства имени Леонида Николаевича Мартынова».
 
NB
С. П. Денисенко с дипломом лауреата премии имени Л. Н. Мартынова –
в парадном зале Омского областного музея изобразительных искусств
имени М. А. Врубеля. 29 декабря 2015 года.
Фотография: Сергей Мельников / ИА «Омскрегион». 2015.
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2011.
И. С. Денисенко, С. П. Денисенко.
Двое в городе.
Книга стихов.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Омскбланкиздат», 2014.
С. П. Денисенко.
Не договорили…
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2018.
С. П. Денисенко.
И нет иных координат…
(Стихотворения. Разные).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2019.
С. П. Денисенко.
Не проходите мимо воспоминаний
о нашей жизни…

 
Опубликовано: 16 июля 2017 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 15.07.2017.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: NOOBIBLION, OMIZDAT, фонд релизов, ЭССЕ КЛУБ, библиособрание, Нообиблион
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD