Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.10 · 00:09 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0000705 — С.П.Денисенко — И нет иных координат… — (2018)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC С. П. Денисенко
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NR
Сергей Павлович
Денисенко
И нет иных координат…
(Стихотворения. Разные).
Издательство «Амфора» (г. Омск).
Омск — 2018
 
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 10.5 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Денисенко С.П.
И нет иных координат… : (Стихотворения. Разные) / Сергей Денисенко ; послесл.: С..Ю..Плотов ; оформ.: П..С..Денисенко ; фот.: С..Розанов, В..Шевырногов, М..Якимова. — Омск : Изд-во «Амфора», 2018. — 116 с. : ил., портр., фот. — 14.5×10.5 см. — 500 экз. — (Портр. авт. на с..1 обл.: компьютер. графика П. С. Денисенко).
ISBN 978-5-906985-46-0
 
релиз / аннотация
 
Издано в авторской редакции. В оформлении страниц с названиями разделов книги использованы снимки Сергея Розанова (Санкт-Петербург), Владимира Шевырногова (Омск) и из архива автора. Фотопортрет автора (стр. 115) – Марии Якимовой (Санкт-Петербург).
 
Авторское посвящение сборника : «Посвящаю моей семье и друзьям моим – искренне, с любовью и добром».
 
NB
Сергей Павлович
Денисенко.
Портрет автора – из книги
«И нет иных координат… (Стихотворения. Разные)»
(Омск, 2018).
Фотография: Мария Якимова.
 
предисловие / вступление
Вступление из 1977 года
(Речитатив)
À Nathalie
Послушай меня, родная,
послушай, как слушал город
стихи мои странные эти
в течение долгих дней.
Я тебя приглашаю
в снежное время года,
в котором с тобой я нé был
ни разу в жизни своей.

Мне без тебя холодно,
холодно и недужно.
Кажутся дни – столетьями,
вымученными бедой.
Мне неуютно в городе
с лицами равнодушными,
где ветви деревьев плетями
качаются надо мной,

где фонари бессонные
старчески так сутулятся,
где медленно дни слетают
пóд ноги февралю…
Как провинившийся школьник,
брожу по молчащим улицам
и только одно знаю,
что очень тебя люблю.

Жизнь – ощущение праздника
и ожидание аистов,
и, может, словá – лишнее,
как грустного ветра шум…
Я буду тебе рассказывать
то, что давно знáешь ты,
но всё равно – выслушай,
я очень тебя прошу…
 
 
послесловие / заключение
Театр Поэзии
Сергея Денисенко
Говоря о ком-то, очень важно удержаться от соблазна и не начать говорить о себе. В случае с Сергеем Денисенко этого – увы – полностью избежать не удастся. Сборник начинается стихотворением 1977 года. Именно в этом году мы и познакомились. Очень давно. И город, в котором состоялось это знакомство, уже другой, и страна другая, и мы другие…
Осталось лишь утешаться снами…
Это случилось когда-то с нами:
мы были «новыми именами»,
чисты и прозрачны, как «белый нал».
Теперь мы – старые имена…
Познакомились мы в Народном Театре Поэзии, которым руководила Любовь Иосифовна Ермолаева (сегодня это – Омский городской драматический театр «“Студия” Л..Ермолаевой»). Я только пришёл туда, а Сергей Денисенко («Ден», как называли его друзья) уже был ведущим артистом этого театра, играл основные роли: например – Тригорина в «Чайке» (и это в 22-летнем возрасте!). И, надо сказать, играл очень убедительно. Будучи в то время студентом филфака Омского университета, он знал, как надо «составлять слова», чтобы стало интересно их читать и слушать.
…Дело в том, что…
сдвинуты столы,
тишина звеняща, свечи розданы…
Дело в том, что…
колдовское озеро,
куропатки, люди, львы, орлы…

Чёрный задник… Белый эпилог…
В хрупком Замке Слóва все мы – узники;
дело в том, что…
Слово – это Музыка…
Дело в том, что…
Слово – это Бог.
А ещё он пел, писал стихи и замечательные, тонкие и точные пародии. Одной пародии удостоился и я. Я к тому времени тоже «сочинял в рифму» и щедро делился сочинённым с окружающими. Была у меня даже поэма с претенциозным названием «Синусоида любви» (а что вы хотите?! «Ему было 15 лет», – как говорилось в одном анекдоте про артиста ТЮЗа). А в поэме были такие строчки: «Может, это наивно и глупо, // Если любишь в пятнадцать лет. // Дама жирная с конским крупом // Сыплет в руку тебе конфет…». И мой тёзка Денисенко не прошёл мимо сего шедевра. Как говорят бильярдисты, «такие подставы надо играть». Он отреагировал мгновенно и написал в своей пародии: «Есть любовь в пятнадцать лет!» – // Заявляю круто! // Сыплет в руку мне конфет // Дама с конским крупом. // Грустно я конфеты ем. // Дама горько плачет… // Мальчик, не пиши поэм! // Обещаешь, мальчик?»… И я был счастлив, потому что это было смешно и точно. Кстати, поэм с тех пор больше не писал.
К чему я это всё рассказываю? А к тому, что с творчеством Сергея Павловича Денисенко (Серёжи, Дена…) я знаком уже очень давно. Часто такие долгие знакомства/дружбы чреваты определённым разочарованием. Здесь этого не произошло. Я по-прежнему жду новых стихов Серёжи. Что же в них такого? – спросите вы. Много в них такого! – отвечу я.
В стихах Сергея можно найти отзвуки рифм Роберта Рождественского или Андрея Вознесенского. Но только отзвуки. Потому что стихи Сергея Денисенко абсолютно самостоятельны. Это не подражание, это продолжение. Продолжение традиций русской поэзии 60-х, 70-х годов прошлого века. Сегодня мало кто умеет так писать.
Оттуда же – из тех наивных и искренних лет – и его неравнодушие. Одни из самых сильных строк о родном Омске написал именно Серёжа.
Город О. обхожу я походкой усталого
стражника,
Что угрюмо кружит, охраняя чугунную клеть.
Сонный замкнутый круг, и его разорвать –
точно тáк же, как
Серой Шейке с подбитым крылом
попытаться взлететь.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
На плакатах – посулы, где много и зрелищ,
и хлéба нам;
Автор лозунгов знай лишь – макает
в чернила перо;
Прочитаешь – и даже поверишь, что будешь
востребован
Этой жизнью, такой же нелепой,
как город-зеро.
Само сравнение первой буквы в названии родного города с «зеро», «нолём» – уже говорит о той боли, печали, с которой автор ежедневно выходит на его улицы. А потому что не пофиг ему! Потому что хочет, чтобы его город был живым. И сам он давно уже стал неотъемлемой частью этого пространства. И уход людей, составляющих славу города, воспринимает как потерю близких. В таком сложном жанре, как «стихи памяти…», жанре, в котором легче лёгкого свалиться в пошлость, Денисенко сохраняет личную и очень человеческую интонацию. Как, например, в стихотворении памяти Эдуарда Уракова.
…День ноябрьский тот áховый…
Весть по Омску – как шок:
нету больше Уракова…
«Дядя Эдик» ушёл…
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Все в беспамятной лéни мы…
Дай же, боже, другим
исчислять поколеньями –
то, что сделано им.
А ещё Сергей Денисенко неразрывно связан с омским театральным пространством. Я помню, как бежал в Дом Актёра, когда узнавал, что очередной «капустник» написан Сергеем Денисенко. До сих пор помню строчки пародийного номера «Баллада о неизвестном артисте»: «Ищут пожарные, ищет милиция, // Ищут фотографы в нашей провинции, // Ищут давно, не находят пока // Парня какого-то лет сорока… // …Знак ВТО на груди у него. // Больше не знают о нём ничего… // Он, говорят, из горящего дома // Вынес работника Горисполкома, // И за спасение это потом // Парню квартиру дал Горисполком…».
А насколько точны его песни для спектаклей! Между прочим, это трудное дело – сочинить театральную песню. Потому что песня в спектакле – часть драматургии. И чтобы сочинить её, надо сыграть роль. И здесь мы возвращаемся к тому, с чего начали. К Театру Поэзии. Поэзия Сергея Денисенко – это театр одного поэта. Поэта неравнодушного и яркого. Поэта, умеющего несколькими точными деталями создать атмосферу, обозначить время и место действия, нарисовать образ рассказчика.
Помню: раньше, на взлёте эмоций и сил,
цепенея в предчувствии счастья,
я от жизни – частенько в театр уходил,
и назад – не хотел возвращаться…
В этом сборнике Сергей Денисенко мастерски сплетает театр и жизнь. А его жизнь – это его семья. Семья большая. Это и любимая жена, и сыновья, и внуки, и друзья, и город, которому он служил и служит, несмотря ни на что и вопреки всему. Пусть же ему будет уютно в его системе координат:
Мы – не случайны, мы – не наугад,
и мы – друг другу «утолим печали»…
Рисую две оси координат:
ЖИЗНЬ – горизонт, СУДЬБА – по вертикали.
Сергей Плотов,
актёр, режиссёр, поэт, драматург,
кино- и телесценарист.
Москва, 2018.
 
содержание / оглавление
Вступление из 1977 года

I.  СЕМЬЯ и СЛОВО, СЫНОВЬЯ и СНЕГ…

Предновогоднее
К вопросу о моём поколении
Черновик на белом снегу
Моя истина
Зарисовка с натуры…
31-е января
Про горизонт и вертикаль

II.  ВЕДЬ ВСЁ ВПЕРЕДИ ЕЩЁ!..

Песенка про крохотный и смешной кораблик
«Средь золотолиственных осин…»
Баллада о городе О.
«Сказка длится и длится…»
Мелочи
Колыбельная мамы Йозефа Швейка
Колыбельный речитатив для внука

III.  С УЛЫБКОЙ! ДЕСЯТЬ, ДЕВЯТЬ, ВОСЕМЬ!..

Золотой ключик
Про лапшу
Монолог новоиспечённого пенсионера
Ритмически-слоговая речёвка…
Февраль, Семён, сосулька и другие…
Из диалога артистов С. и Н. в буфете…
Актёрская сказка

IV.  Из цикла «РИФМЫ ПАМЯТИ»

Странный случай. Гекзаметр 2005 года
Дело в том, что…
Небесный монолог Олега
Я сегодня – про Эдика…
Незаменимые, Саша, – есть!..
Запоздалая благодарность барду
Песенка про маленького «человечка» Боньку…

V.  АЗ… ЕСМЬ…

Из цикла «Ноябрьские настроения»
«Помню: раньше, на взлёте эмоций и сил…»
Стихотворение про город О.
Песня-баллада про дорогу
Притча о человеке
Мой монолог
Рассказ-верлибр окрест 22-го июня

Театр Поэзии Сергея Денисенко.
(Послесловие Сергея Плотова)
...... 7



.... 10
.... 14
.... 17
.... 19
.... 22
.... 25
.... 27



.... 30
.... 35
.... 36
.... 38
.... 39
.... 41
.... 43



.... 46
.... 48
.... 50
.... 53
.... 56
.... 61
.... 63



.... 68
.... 72
.... 74
.... 77
.... 81
.... 84
.... 87



.... 94
.... 95
.... 96
.... 98
.. 102
.. 103
.. 105


.. 108
 
справка / примечания
Об авторе
Денисенко Сергей Павлович родился в 1954 году в Омске.
Член Союза российских писателей, Союза театральных деятелей России и Союза журналистов России.
Автор книг «Подковать Пегаса», «Попытка улыбнуться», «Карточный домик», «Такая разножанровая жизнь…», «Двое в городе» (совместно с Иваном Денисенко), «И это только Вам благодаря!..», «Крылатая судьба театра», «Не договорили…» и других.
Неоднократный лауреат и дипломант региональных, всероссийских и междкнародных литературных конкурсов.
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2011.
И. С. Денисенко, С. П. Денисенко.
Двое в городе.
Книга стихов.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Омскбланкиздат», 2014.
С. П. Денисенко.
Не договорили…
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2018.
С. П. Денисенко.
И нет иных координат…
(Стихотворения. Разные).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Амфора», 2019.
С. П. Денисенко.
Не проходите мимо воспоминаний
о нашей жизни…

 
Опубликовано: 5 февраля 2019 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.02.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиособрание, ЭССЕ КЛУБ, NOOBIBLION, Нообиблион, OMIZDAT, фонд релизов
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD