OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 10:04 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
НООБИБЛИОН — Т.Е.Смирнова (Татьяна Виноградова) — Жизнежуть — (2013)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ  Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Т. Е. Смирнова    Татьяна Виноградова
НООБИБЛИОН  •  NOOBIBLION
NR
Татьяна Евгеньевна
Смирнова
Татьяна Виноградова
Жизнежуть
Стихотворения
Союз литераторов России;
Издательство «Вест-Консалтинг»
Москва — 2013
 
 
Библиотечный фонд
формируют авторы литературных произведений, авторы-составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и
монографий, авторы биографий и
библиографий, авторы научных исследований
и издатели
литературы.
Включайтесь!
ЭК
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 0.4 Мб
  Т Е К С Т 
 
 
описание / сведения
Смирнова Т.Е. (Виноградова Т.)
Жизнежуть : стихотворения / Татьяна Виноградова ; предисл.: Е. И. Зейферт. — Москва : Союз литераторов России; Вест-Консалтинг, 2013. — 44 с. — 100 экз. — (Б-ка альм. «Словесность» : Сер. «Визитная карточка литератора»). — (В оформл. обл. использована картина Ю. Логачева «Чёрная машина», 1997).
ISBN 5-86676-035-5
 
релиз / аннотация
Татьяну Виноградову известный литературовед Сергей Бирюков охарактеризовал как «тонко и оригинально мыслящую филологиню-поэтессу-художницу».
В рифмованных и нерифмованных строчках седьмой виноградовской книги – попытка сказать о сути поэзии и природе творчества, о Боге и Вселенной, о дальних странах и родимых пятнах, о ненависти-смерти-любви.
 
вступление / предисловие
Лепесток ренессансной зари
Любое явление амбивалентно. Вот и у книги с экспрессионистским заглавием «Жизнежуть» – предисловие с нежным названием. Это изменённая цитата из Татьяны Виноградовой: «И в каждом розовостёклом фонаре / трепещет лепесток той, ренессансной, / очарованной зари» («Венецианское зерцало»).
В стихах она пишет, как художник. Пейзаж прорисовывается до ощущения его реальности. Его можно потрогать и даже унести с собой: «Гранитная гранёная гряда. Всё выше, выше пурпурные кулисы. Тот занавес, потребный для Валгаллы, для «Götterdämmerung» – в Байройт, немедленно! И – заверните, вместе со светотенью и плеском финских волн» («Парк Монрепо»). Татьяна Виноградова чувствует цвет. Она владеет техникой крупного мазка, но линии её рисунка ажурны. Поэтесса наслаждается цветовой палитрой, звуком, очертаниями.
…белые домики, шафранные домики
крыши круглят, ластятся к небу
(охра и мел посреди бирюзы)…
<…>
…лазоревые купола церквушек
темнеют, наливаясь спелой синевой.
(«Санторин. Остров со многими именами»)
По одному из своих видов деятельности Татьяна – книжный дизайнер (по её словам, работая с графикой, она «отдыхает от слов»), и это помогает ей в стихах любоваться изображением. Но если в графике Татьяна тяготеет к абстракции, то в поэзии стремится заметить особую колоритность и как можно более точную фактуру вполне реалистического пейзажа. В стихах она ищет гармонию не только цвета, но и звука – «в межиктовом реликтовом пространстве».
Отличительная авторская примета Татьяны – довольно объёмные стихотворения (чаще верлибры). Но новая книга начинается с малой формы, ироничного «эпиграфа-афоризма»:
цветы едят свет
поэт ест слова
читатели едят поэта
Допуская в книгу малые формы (их несколько в «Жизнежути»), поэтесса показывает разные грани своего творчества.
Книга словно наплывает тематическими блоками: стихотворения, следуя определёнными группами (без формального разделения на рубрики или циклы), соединяются между собой общими мотивами. Последовательность основных тем в книге такова: поэтическое творчество, проблемы современности, вечность, красота мира. Каждая тема пронизана мотивами из соседних тем.
Судя по обилию в книге стихотворений о странах и городах, автор – любитель путешествий. Таких людей я называю эстетическими гедонистами. Гедонистические венецианские, пражские, питерские пейзажи соседствуют в книге со стихами о несовершенстве жизни, об общественных изъянах. Поскольку не забываем: название книги – «Жизнежуть».
Татьяна – смелый автор. Она активно включает в книгу впечатления от путешествий, посвящения друзьям, стихи на общественные темы… Ведь пейзажные вещи Виноградовой – это не обычные заметки о путешествиях, а живописные полотна. А за посвящениями друзьям нередко стоят особенные лирические мысли и чувства. Автор книги – человек неравнодушный и мыслящий многомерно. Именно поэтому она пишет стихи о гастарбайтерах («Каждый второй»), теракте («Моей подруге Марине Бабенко»), международном космическом проекте («Сага об Одиноком Радиоастроне»), усыновлении детей однополыми парами («Усыновлённая, удочерённый»). Есть и конкретные причины для создания подобных произведений. При теракте в Домодедово погибла её лучшая подруга. У диптиха «Два стихотворения моей подруге Марине Бабенко» – пронзительная кода с авторской датировкой:
Знаешь, когда мне на мобильный
падает эсэсмэска,
я вздрагиваю: а вдруг она
всё-таки от тебя?
19 февраля 2011,
27-й день после теракта
в аэропорту «Домодедово»
Впитывая в себя общественную тематику, поэзия Виноградовой парадоксальным образом остаётся в своих чеканных элитарных рамках.
Особая тема у Татьяны – это тема немотствующего слова, слова, блаженного в своей немоте. Для поэта важно молчание, созревание творческого слова. Мандельштам в «Silentium» говорит о молчании поэта. Быть солидарным этой истине – настоящий душевный поэтический жест.
В книге живёт множество культурных кодов – отсылки к Бродскому, Вордсворту, Бёклину, Борхесу, Пелевину… «Сагу об Одиноком Радиоастроне» поэтесса переводит на английский язык, расширяя пространство её бытования.
Как и в предыдущей книге Татьяны Виноградовой «Голодные ангелы» (2010), мир «Жизнежути» населён ангелами: «но ангелов здесь больше, чем людей».
Ангел-Логос расправляет древние крылья,
багровые с прóсверками.
Ангел-Логос выходит на дневную охоту.
(«День Ангела»)
Процесс творчества у Татьяны мнимо сопряжён с концом света («скручено небо, как свиток») и истинно – со светом, сиянием («Мама, мама, смотри – ангелочек! Он сияет! Сияет!..»).
Приглашаю в мир новой книги Татьяны Виноградовой – космический, населённый ангелами и одновременно простой и реальный.
Елена Зейферт
член Союза писателей Москвы,
доктор филологических наук,
профессор кафедры теоретической
и исторической поэтики РГГУ

 
содержание / оглавление
Е. Зейферт.
Лепесток ренессансной зари

«цветы едят свет…»
Стать поэтессой
День Ангела
К Ингрид Кирштайн, на перевод ею «Нарциссов»
В. Вордсворта
«В тихом раю слов…»
Посвящение поэтессе Ирине
Флаг поэта
«Чёрный свет, белая тьма…»
Каждый второй
Усыновлённая, удочерённый
Старушка и Че Гевара
Развивая Борхеса
«Как всегда, идёт дождь. Темнеет…»
«Ускользающая красота…»
«...Ночные перегоны строчек…»
Два стихотворения моей подруге Марине Бабенко
«А художник не умирает…»
Рай
«Когда ты спишь, и снится, что не спишь…»
«серая река облаков…»
К вопросу о воззрениях современной
теоретической физики на пространственно-
временной континуум
Сага об Одиноком Радиоастроне
The Lone RadioAstrone Saga
«хрупкая вечность…»
Колыбельная Господу Богу, напеваемая усталым
священнослужителем на исходе долгого дня
Бритва Оккама
Пичалька
«Орфей оглянулся…»
Греческий салат
Санторин
Пражское
Тоска по Питеру
Парк Монрепо
Венецианское зерцало
Метрооблако имени нас

...... 3

...... 5
...... 5
...... 6

...... 8
...... 8
...... 9
...... 9
.... 10
.... 11
.... 12
.... 13
.... 15
.... 16
.... 16
.... 16
.... 16
.... 19
.... 19
.... 20
.... 21


.... 21
.... 22
.... 24
.... 26

.... 26
.... 27
.... 28
.... 29
.... 29
.... 30
.... 34
.... 36
.... 38
.... 39
.... 42
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги/ монографии/ авторские и коллективные сборники/ другие отдельные издания и публикации в периодических изданиях, представленные в библиособрании.
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва : Вест-Консалтинг, 2010
Татьяна Виноградова
Голодные ангелы
 
NB см. релиз / текст в библиофонде
Москва : Вест-Консалтинг, 2013
Татьяна Виноградова
Жизнежуть.
Стихотворения
 
 
Опубликовано:
21 октября 2015 года
Текст предоставлен автором книги. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 21.10.2015
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиотека, Сборники, NOOBIBLION, читальный зал, книги, Нообиблион, рукописи
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD