Лепесток ренессансной зари
Любое явление амбивалентно. Вот и у книги с экспрессионистским заглавием «Жизнежуть» – предисловие с нежным названием. Это изменённая цитата из Татьяны Виноградовой: «И в каждом розовостёклом фонаре / трепещет лепесток той, ренессансной, / очарованной зари» («Венецианское зерцало»).
В стихах она пишет, как художник. Пейзаж прорисовывается до ощущения его реальности. Его можно потрогать и даже унести с собой: «Гранитная гранёная гряда. Всё выше, выше пурпурные кулисы. Тот занавес, потребный для Валгаллы, для «Götterdämmerung» – в Байройт, немедленно! И – заверните, вместе со светотенью и плеском финских волн» («Парк Монрепо»). Татьяна Виноградова чувствует цвет. Она владеет техникой крупного мазка, но линии её рисунка ажурны. Поэтесса наслаждается цветовой палитрой, звуком, очертаниями.
…белые домики, шафранные домики
крыши круглят, ластятся к небу
(охра и мел посреди бирюзы)…
<…>
…лазоревые купола церквушек
темнеют, наливаясь спелой синевой.
(«Санторин. Остров со многими именами»)
По одному из своих видов деятельности Татьяна – книжный дизайнер (по её словам, работая с графикой, она «отдыхает от слов»), и это помогает ей в стихах любоваться изображением. Но если в графике Татьяна тяготеет к абстракции, то в поэзии стремится заметить особую колоритность и как можно более точную фактуру вполне реалистического пейзажа. В стихах она ищет гармонию не только цвета, но и звука – «в межиктовом реликтовом пространстве».
Отличительная авторская примета Татьяны – довольно объёмные стихотворения (чаще верлибры). Но новая книга начинается с малой формы, ироничного «эпиграфа-афоризма»:
цветы едят свет
поэт ест слова
читатели едят поэта
Допуская в книгу малые формы (их несколько в «Жизнежути»), поэтесса показывает разные грани своего творчества.
Книга словно наплывает тематическими блоками: стихотворения, следуя определёнными группами (без формального разделения на рубрики или циклы), соединяются между собой общими мотивами. Последовательность основных тем в книге такова: поэтическое творчество, проблемы современности, вечность, красота мира. Каждая тема пронизана мотивами из соседних тем.
Судя по обилию в книге стихотворений о странах и городах, автор – любитель путешествий. Таких людей я называю эстетическими гедонистами. Гедонистические венецианские, пражские, питерские пейзажи соседствуют в книге со стихами о несовершенстве жизни, об общественных изъянах. Поскольку не забываем: название книги – «Жизнежуть».
Татьяна – смелый автор. Она активно включает в книгу впечатления от путешествий, посвящения друзьям, стихи на общественные темы… Ведь пейзажные вещи Виноградовой – это не обычные заметки о путешествиях, а живописные полотна. А за посвящениями друзьям нередко стоят особенные лирические мысли и чувства. Автор книги – человек неравнодушный и мыслящий многомерно. Именно поэтому она пишет стихи о гастарбайтерах («Каждый второй»), теракте («Моей подруге Марине Бабенко»), международном космическом проекте («Сага об Одиноком Радиоастроне»), усыновлении детей однополыми парами («Усыновлённая, удочерённый»). Есть и конкретные причины для создания подобных произведений. При теракте в Домодедово погибла её лучшая подруга. У диптиха «Два стихотворения моей подруге Марине Бабенко» – пронзительная кода с авторской датировкой:
Знаешь, когда мне на мобильный
падает эсэсмэска,
я вздрагиваю: а вдруг она
всё-таки от тебя?
19 февраля 2011,
27-й день после теракта
в аэропорту «Домодедово»
Впитывая в себя общественную тематику, поэзия Виноградовой парадоксальным образом остаётся в своих чеканных элитарных рамках.
Особая тема у Татьяны – это тема немотствующего слова, слова, блаженного в своей немоте. Для поэта важно молчание, созревание творческого слова. Мандельштам в «Silentium» говорит о молчании поэта. Быть солидарным этой истине – настоящий душевный поэтический жест.
В книге живёт множество культурных кодов – отсылки к Бродскому, Вордсворту, Бёклину, Борхесу, Пелевину… «Сагу об Одиноком Радиоастроне» поэтесса переводит на английский язык, расширяя пространство её бытования.
Как и в предыдущей книге Татьяны Виноградовой «Голодные ангелы» (2010), мир «Жизнежути» населён ангелами: «но ангелов здесь больше, чем людей».
Ангел-Логос расправляет древние крылья,
багровые с прóсверками.
Ангел-Логос выходит на дневную охоту.
(«День Ангела»)
Процесс творчества у Татьяны мнимо сопряжён с концом света («скручено небо, как свиток») и истинно – со светом, сиянием («Мама, мама, смотри – ангелочек! Он сияет! Сияет!..»).
Приглашаю в мир новой книги Татьяны Виноградовой – космический, населённый ангелами и одновременно простой и реальный.
Елена Зейферт
член Союза писателей Москвы,
доктор филологических наук,
профессор кафедры теоретической и исторической поэтики РГГУ
|