Андрей Георгиевич
Третьяков
Энциклопедия омской рок-сцены.
1965-2003.
Издание А. Г. Третьякова.
Омск — 2004
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
|
|
|
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 13.7 MB
описание / сведения
Третьяков А.Г.
Энциклопедия омской рок-сцены. 1965-2003 : Limited Edition / Андрей Третьяков (авт.-сост., ред.) ; оформ.: А..Третьяков, Г..Саликова. — Омск : [б.'и.], 2004. — 322, [22] с. : ил., портр., фот., факс. — Предм. указ. (наимен. коллективов): с..297-303. — Имен. указ.: с..304-321. — 24.0×16.0 см. — [Сигнал. экз.].
релиз / аннотация
Энциклопедия омской рок-сцены охватывает период с 1965 по 2003 годы и содержит: 440 статей о различных музыкальных коллективах и проектах (570 названий групп в алфавитном индексе); 266 персоналий (портреты музыкантов); 1912 фамилий в алфавитном индексе; 496 иллюстраций; 322 страницы и 11 иллюстрированных листов-вставок.
В основу Энциклопедии легли главным образом интервью с музыкантами: в книгу вошли омские и иногородние группы, джаз-роковые и джазовые ансамбли и коллективы популярного жанра. Использовались также источники: многотиражные газеты “За медицинские кадры” (Омский медицинский институт), “Молодость” (Омский педагогический институт), “Политехник” (Омский политехнический институт), “Транспортник” (Омский транспортный институт); газеты “Времена года” (1997-1999.гг.), “Коммерческие вести” (рок-страница “Флип”), “Молодой сибиряк”, “Омская правда”, “TV.11.плюс” (“TV.плюс”), “Тибетский.Ёж”; журналы “АОР”, “О.Р.З.”, “Патефон Сквер”, “Melodie” (ЧССР), “2000 Revolutions Per Minute” и “Melody Maker” (Великобритания), “Billboard” (США); книги “Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки” (Москва, 1991), “Beat Lexicon” (Берлин, 1977); интернет-сайты; архивы музыкантов; собственный архив автора-составителя.
Фотографии предоставлены музыкантами и их родственниками. Особая благодарность за фотоархивы: Анатолию Белоусову, Сергею Дейнеко, Игорю.III, Наталье Коноваловой, Сергею Коптину, Юрию Крылову, Виктору Мельниченко, Сергею Миронову, Олегу Молокову, Александру Нечаеву, Владимиру Роганову, Михаилу Судату, Сергею Тушканову, Алексею Фомину, Наталье Штейн.
Авторское посвящение книги : «Посвящается моему брату Олегу и пионерам омской рок-музыки».
предисловие / вступление
В городском саду играет… группа гитаристов.
['Увертюра. (Из предисловия автора-составителя)]
В середине 1960-х годов в Омске (как и во всех крупных городах СССР) появились молодые люди с электрогитарами. (В Москве, Питере, Прибалтике и странах социалистического содружества – чуть раньше: британский биг-бит и американский рок-н-ролл за Уралом был слышнее.) Иногда их пускали на танцплощадки: поиграть в перерывах между выступлениями эстрадных коллективов. Вскоре амбициозные длинноволосые самозванцы оккупировали все Дворцы культуры и летние веранды городских садов. Пионеры рок-музыки играли на самодельных гитарах, “снимая” (копируя, насколько это было возможно) The .Beatles, The .Rolling .Stones, Animals, Ventures, Shadows и т. 'д. В карманах, кроме энтузиазма, было пусто, с нотной грамотой они не дружили, но публика выламывала двери в танцевальные залы: билетов на всех не хватало. Впрочем, администрация особо не переживала: выручка перекрывала все моральные и материальные издержки.
К началу 1970-х магнитофонные бобины с записями зарубежных групп крутились чуть ли не в каждом доме, а в школах повсеместно возникали самодеятельные ансамбли. Увлечение западной рок-музыкой становилось повальным, и с этим надо было что-то делать. Появились официальные фестивали “Студенческая весна”, “Алло, мы ищем таланты”, “Молодые голоса”. Начиналось время вокально-инструментальных ансамблей и двойных стандартов. Нельзя играть без духовой секции, нельзя исполнять собственные песни. Репертуар “литовался”, то есть утверждался “сверху”. Внешний вид регламентировался, вместо “битлов” – “канадка” и “полубокс”. Музыкальная карьера требовала отречения от чуждой идеологии.
Рок-музыка становится альтернативой с тупиком в конце тоннеля. Спасают добрые администраторы, танцы, квартиры, гаражи, где можно играть Deep.Purple, Led.Zeppelin, Uriah.Heep, Jesus Christ Superstar и собственные композиции. Хлеб насущный даёт работа в кафе и ресторанах. Появляющиеся время от времени исключения лишь подтверждают правило: рок-музыки, как отрыжки загнивающего капиталистического общества, в государстве социализма нет и быть не может. По определению.
Сначала перестройка, а затем ликвидация компартии и СССР открыла все идеологические и культурные шлюзы. На рок-сцену вышло новое поколение с электрогитарами, которое практически ничего не знало о своих предшественниках…
Первый шаг к Энциклопедии омской рок-сцены был сделан в 1995 году, когда экс-гитарист группы “Русичи” Виктор Мельниченко познакомил меня с Валерием Макиенком (Макеем), Леонидом Грачёвым, Юрием Крыловым и Петром Киргинцевым. Легендарные (и забытые) первые омские рок-музыканты. Макей тогда сказал: “Может, это прозвучит и нескромно, но я посвятил музыке всю свою жизнь, но ничего, кроме пинков и неприятностей, не получил. Осталась музыка, остались воспоминания о той прекрасной поре, когда мы начинали…”
Увы, записи подавляющего большинства коллективов 1960-80-х годов не сохранились, дневников музыканты не вели, а официальная пресса ими не интересовалась, тем более, что тема эта была табуирована. Остались воспоминания, которые скоро также канут в Лету. А такого быть не должно. Тоже по определению. Хотя бы потому, что рок-музыка давно уже стала неотъемлемой частью мировой культуры и весьма доходной статьёй ряда государств. (Более полутора миллиарда проданных виниловых пластинок, кассет и компакт-дисков по всему миру – итог “работы” The.Beatles. ABBA до сих пор приносит львиную долю в национальный бюджет Швеции.) Для нескольких поколений омичей рок-музыка стала воздухом, которым они дышали. Воздухом свободы, воздухом творчества, воздухом новой жизни. Все мы ходили на танцы, в клубы, дискотеки, все мы влюблялись, все собирались компаниями с вином и магнитофоном, из которого раздавались завораживающие звуки МУЗЫКИ под названием РОК. Для кого-то рок-музыка стала профессией, для кого-то – приятным воспоминанием, для кого-то – хобби, для кого-то – бизнесом. Многих, увы, нет уже в живых…
Основу Энциклопедии составили интервью с музыкантами. Иногда это скупая информация, иногда – статьи в форме интервью. Хотелось сохранить и донести до читателя дух “старых добрых времён”. Для поколения Next эпоха развитого социализма воспринимается как царствование Иоанна Грозного. Насколько точны те или иные данные – не берусь судить: память нас часто подводит. В конце концов, это не так уж и важно. Главное, что удалось восстановить 40-летнюю историю омской рок-сцены, которая, казалось, утеряна безвозвратно.
Омская рок-сцена – часть советской (российской) и, безусловно, мировой рок-культуры. Она имеет свою специфику, свои отличия, свои общие черты. Она была такой, какой была, и рассматривать её надо в контексте законов времени и культуры, соблюдая принцип историзма, принцип системного анализа. Родину, как и родителей, не выбирают, а лучше, как известно, там, где молочные реки и кисельные берега (а нас там нет). Поэтому историю своего города, своей страны, своей культуры надо знать (и интересоваться), понимать (желательно) и, безусловно, относиться к ней с уважением (включая скелеты в шкафу). В противном случае грабли нашего высокомерия (или невежества) всегда готовы испытать на прочность наши же лбы.
Андрей Третьяков.
|
содержание / оглавление
Увертюра. (От автора)
Ансамбли, группы, проекты. [А-Я]
Ансамбли, группы, проекты. [A-Z]
Персоналии. [А-Я]
Концертная ретро-афиша. 1967-2003
Самиздат и масс-медиа
Приложение 1. Дискографии
Приложение 2. Post Scriptum
Алфавитный индекс 1. Ансамбли, группы, проекты
Алфавитный индекс 2. Персоналии
|
...... 1
...... 9
.. 123
.. 151
.. 257
.. 273
.. 278
.. 290
.. 297
.. 304
|
|
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
|