OM
ОМ • Включайтесь!
2024.09.06 · 04:18 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0001363 — М.Б.Стригин — Топология социального — (2022)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC М. Б. Стригин
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NB
Михаил Борисович
Стригин
Топология социального, или
Диаграммы метафизики мышления.
От когнитивности атома до мирового разума.
Издательство РХГА (г. Санкт-Петербург).
В типографии «Контраст» (г. Санкт-Петербург).
Санкт-Петербург — 2022
 
OM
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 5.4 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Стригин М.Б.
Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления : От когнитивности атома до мирового разума / М..Б..Стригин ; под.ред. А..В..Маркова и Е..С..Степченко ; оформ..(обл.): О..Д..Курт. — Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2022. — 410 с. : ил. — Библиогр.: с. 398-406 (128 назв.). — 22.0×15.0 см. — 500 экз. — (Портр. авт. на с..4 обл.).
ISBN 978-5-907613-02-7
 
релиз / аннотация
Книга «Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления» известного эволюциониста, кандидата физико-математических наук Михаила Стригина, автора множества научных работ в области философии, лингвистики и физики, вскрывает связь между структурами символического и структурами социального. Подобно тому, как электромагнитное поле управляет материей, а материя, в свою очередь, порождает электромагнитное поле, речь как поле символического модулирует социальное, заставляя его эволюционировать, а новые социальные формы порождают новое в языке. Совместная эволюция социального и символического должна привести, по мнению автора, к появлению нового глобального актора – мирового разума. В книге предложено несколько новых концептов в области теории мышления. Например, обосновано существование третьего (помимо выделенных ещё Кантом аналитических и синтетических) вида суждений – топологических. Некоторые из обнаруженных закономерностей сформулированы в виде лемм, список которых приведён дополнительно в конце книги. В книге имеется два приложения: в первом сделана попытка обосновать волновую онтологию и раскрыть фундаментальную для её построения роль комплексных чисел, во втором предложен синтез физики, философии и поэзии через образ ничто.
 
Рецензенты: доктор философских наук С..В..Борисов; кандидат технических наук Ф..И..Маврикиди.
 
предисловие / вступление
Авторское предисловие к книге «Топология социального, или Диаграммы метафизики мышления. От когнитивности атома до мирового разума» (Санкт-Петербург,'2022) – в разделе БИБЛИОКОД альманаха Эссе-клуба ОМ.
OM.
 
содержание / оглавление
Предисловие

Введение.
Диаграммы топологии
Интенция
Нелинейный осциллятор
Эволюция априорного
Топологические суждения
Триальность бытия
Мировой разум
Предыстория социального

Глава 1. Сложностность бытия.
Триединство смысла
Ряд Тейлора в мышлении
Диаграмма трёх видов интуиции
Эпистемы Фуко
Темпоральная сложностность
Определение сложностности
Сложностность социального
Ризома и дерево социального
Сложностность мирового разума

Глава 2. Топология социального

Глава 3. Онтология социального.
Социальное в системе Гегеля
Принцип наименьшего действия
Метафора – экспликация «лености» природы
Фрактальность бытия
История социальной фрактальности
Эволюция
Конвергенция – актуализация метафоры
Конвергенция Ясперса и его уединение
(лирическое отступление)

Глава 4. Топология мышления. Гештальт
социального.
Топология социального
Связность. Расслоение мышления
Уединение, или Принцип неопределённости
символического
Эволюция языка

Глава 5. Асабия – социальная экспликация поля
символического.
Коллективная солидарность
Потенциальное и актуальное символическое
Либидо или асабия?
Лакан в темпоральном узле

Глава 6. «Уход и возврат» Тойнби.
Циклы социального
Господин и раб символического

Глава 7. Мировой разум

Приложение 1. Бонус физикам и математикам.
Волновая онтология
Волновая парадигма
Краткая история чисел
Волновая физика
От физики к философии

Приложение 2. Бонус поэтам. «Ничто или нечто»

Приложение 3. Список лемм

Список литературы
...... 5

.... 19
.... 19
.... 29
.... 41
.... 52
.... 57
.... 66
.... 71
.... 84

.... 102
.... 105
.... 113
.... 124
.... 133
.... 135
.... 143
.... 148
.... 151
.... 160

.... 163

.... 181
.... 183
.... 189
.... 197
.... 201
.... 207
.... 218
.... 223

.... 230


.... 233
.... 233
.... 237

.... 249
.... 274


.... 286
.... 286
.... 293
.... 295
.... 308

.... 319
.... 319
.... 325

.... 331

.... 351
.... 351
.... 353
.... 357
.... 364
.... 375

.... 383

.... 394

.... 398
 
NB
Эпиграф (автоцитата) к приложению «Бонус поэтам. “Ничто или нечто”» (см..стр..383): «Почему приложение “Ничто или нечто” адресовано поэтам? По той причине, что именно поэты, согласно диаграмме темпоральности истинности, изображённой на стр..12, эксплицируют смысл из небытия, иными словами, переводят трансцендентальное в статус семантического…»
НИЧТО ИЛИ НЕЧТО
В груди осталось только нечто,
Ничто заброшено в ведро.
И кружит, кружит бесконечно,
Заиндевевши, серебро.

А я хочу златого снега,
Хочу оранжевых орбит.
Пускай расскажет Кастанеда,
Где Кантом фантазёр убит.

И почему углы прямые,
И ткань бестактностью мягка.
И языки тоскою злые,
Жующие слова слегка.

Ничто всего гораздо ёмче,
Оно не просто пустота.
В египетской пустыне громче
Звучат немые города.
 
 
рецензия / отзывы
Рецензия на монографию
Стригина Михаила Борисовича
«Топология социального, или
Диаграммы метафизики мышления.
От когнитивности атома до мирового разума».
Рецензируемая книга продолжает традицию, которую начали ещё Спиноза, Николай Кузанский и Лейбниц, используя для аргументации геометрические образы и диаграммы. Конечно, книгу проще читать продвинутому читателю, у которого есть хотя бы минимальный физико-математический бэкграунд, но и остальные, бесспорно, многое почерпнут из неё. Дело не только в знаниях в этой области, дело в самом стиле мышления и аргументации. Автор, используя концепт фрактальности, пытается доказать подобие различных областей бытия и, соответственно, их связь, демонстрируемую метафорами. Поэтому достаточно часто тезис и аргумент принадлежат разным семантическим полям. Как интригующе пишет автор в своей монографии, «учёные критикуют поэзию за её необязательность и свободу в высказываниях, не замечая, как поэтические символические формы втекают в научный дискурс». Звучит очень красиво и многообещающе, и автор во многом следует этому тезису, свободно владея инструментом метафоры, перемещая читателя вдоль расслоения различных семантических полей и показывая их связи. Благодаря этому многое становится понятнее.
Вот мысли, которые, несомненно, заслуживают внимания и характеризуются достаточной обоснованностью и научной новизной:
«Даже мёртвые философские формы, исчерпавшие свою когнитивность, могут породить поэтические образы, восстанавливающие баланс энтропии. Вслед за этим происходит “реинкарнация” социальных форм, которые содержат в своём основании социальные формы прошлого, но становятся более сложными».
«Человек оторвался от природы, семантическое пространство стало прослойкой между человеком и природой».
«Интенция субъекта в итоге преобразует самого субъекта, меняя его символическое, что на следующем круге преобразует социальное. Новые символические формы становятся центром притяжения, генерируя акторы».
Сильной стороной работы являются мысли автора об «энергии символического», которая через индивидов проникает в социум. Также следует согласиться с тем, что для этого требуется уединение. Правда, чтобы поднять это понятие на уровень социальной категории, придётся написать ещё не одну книгу. Также следует обратить внимание на образное сравнение символического с вирусом, неактивным без его носителя: «…как вирус, символическое преобразует культуру и осуществляет горизонтальный обмен между различными видами духовного», или «адаптация социумом нового символического также болезненна для него, как адаптация организмом нового вируса», или «температура символического как способность проникновения в символическое других».
Интересна часть, посвящённая такому понятию как ризома, представление о которой остаётся достаточно размытым. Автор попытался предложить модель диалектического движения от дерева к ризоме и обратно, противопоставляя их в согласии с Делёзом и Гваттари. Также должна иметь далёкие последствия часть, посвящённая принципу неопределённости логики, где предложен очень богатый образ координат и импульсов для описания модельной и логической частей построения произвольной теории. Результатом подобного описания является интригующее словосочетание «эволюция априорного» и попытка автора ввести новый вид суждений – топологические. Очевидно, что для полного раскрытия подобных концептов недостаточно одного параграфа в книге, и мы будем ожидать детализации и более широкого освещения затронутых вопросов.
И наконец, центральная тема мирового разума, проходящая красной линией через всю книгу. Сложно даже представить масштаб предложенного концепта, хотя и данная тема поднималась неоднократно в истории мысли, главным образом как ноосфера Тейяра де Шардена и Вернадского. Но если концепт ноосферы имеет достаточно размытые границы, то концепт мирового разума приобрёл у Стригина вполне законченный вид.
Считаю, что книга достойна того, чтобы быть изданной как научная монография.
С. В. Борисов,
доктор философских наук,
профессор ЮУрГГПУ.

 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Зиндельфинген : Stella Verlag, 2012.
М. Б. Стригин.
Ступени.
Книга стихов.
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Челябинск : Изд-во «Цицеро», 2014.
М. Б. Стригин.
Рискнуть – замедлить время.
Стихотворения.
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Челябинск : Изд-во «Библиотека А.Миллера», 2019.
М. Б. Стригин.
Нелинейная любовь.
Стихотворения. Поэмы.
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
[Рига] : Lambert Academic Publishing (LAP), 2021.
М. Б. Стригин.
Метафора – шифр бытия.

OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Санкт-Петербург : Изд-во «Четыре», 2022.
М. Б. Стригин.
Чужак.
Сборник рассказов.
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Санкт-Петербург : Изд-во РХГА, 2022.
М. Б. Стригин.
Топология социального, или
Диаграммы метафизики мышления.

От когнитивности атома до мирового разума.
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Санкт-Петербург : Изд-во «Четыре», 2024.
М. Б. Стригин.
Шествие с ума.
Сборник прозы.
 
Опубликовано: 30 августа 2024 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 01.08.2024.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: фонд релизов, OMIZDAT, Нообиблион, ЭССЕ КЛУБ, библиособрание, NOOBIBLION
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD