NB0001072 — М.Д.Купарашвили — Сумма трансценденталий. Ч. 2 — (2003)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
М. Д. Купарашвили
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Мзия Джемаловна
Купарашвили
Сумма трансценденталий.
Часть 2.
Гносеология разума.
Издательство Омского государственного университета.
Омск — 2003
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 3.1 MB
Сумма трансценденталий : Часть.2. Гносеология разума / М..Д..Купарашвили. — Омск : Изд-во ОмГУ, 2003 ; [в Издат.-полиграф. отд. ОмГУ]. — 320 с. : ил. — Имен. указ.: с..301-304. — Предм. указ.: с..305-307. — Библиогр.: с..308-319 (248 назв.); в.конце.гл. — 20.0×14.5 см. — 500 экз. — (В надзаг.: М-во образования РФ; Российский гос. торг.-эконом. ун-т; Омский гос. ун-т).
ISBN 5-7779-0426-2
релиз / аннотация
Вторая часть монографии «Сумма трансценденталий» посвящается исследованию высшей познавательной способности – Разуму, его собственным гносеологическим функциям, через которые он раскрывается как безусловный гарант бесконечности позитивной мысли. В качестве поиска нового философского смысла, категориального аппарата и новой философской целостности на фоне постмодернистской чувственности автор предлагает оригинальный взгляд на православную философскую практику, в полной мере воплощённую в русском философском наследии.
Книга рассчитана на специалистов, профессионально занимающихся философией познания.
Рецензенты: доктор философских наук, профессор Б..Н..Бессонов; доктор философских наук, профессор В..И..Разумов.
предисловие / введение
Введение
Если первая часть книги «Сумма трансценденталий» раскрывает необходимость и сущность осознания безусловных онтологических основ бытия человека и подчёркивает особую значимость этого осознания в историческом ракурсе, то вторая часть посвящена логическим последствиям, желаемым и возможным прогнозам будущего.
Введённые принципы анализа мировоззренческого наследия (системы ценностей, понятие доминантной системы в парадигме и форматы мышления) поясняют полученные результаты, которые, однако, утопичны. Автор, конечно же, не желает прослыть мечтателем. Состояние политики и экономики, морали и нравственного облика современника, психологического стандарта индивида, признанного легитимным и т..д. совершенно не располагают к подобным надеждам и размышлениям всерьёз. Однако необходимо сказать и о том, что только из идеальной модели может родиться более-менее целостная «рабочая программа» существования человеческого сообщества. Начало XIX века – время, когда спонтанное движение и мысли, и истории создаёт опасный и неоправданный риск и, следовательно, необходимо Разумно-осознанное (а не рассудочное) участие в процессе. Изначально целостный подход к традициям мышления предопределяет согласованность онтологических и гносеологических концептов и предлагает поиск новых, адекватных форм и бытия, и мышления, а отсюда – и новых методов освоения мира, что по логике вещей мыслится только в рамках этической парадигмы существования.
На мой взгляд, адекватному осознанию всех насущных проблем современности противостоит агрессивная неспособность целостного восприятия мира, постижения ценности и необходимости этой целостности. Выражением не только частного случая отсутствия такой целостности, но и истоком всех последующих несогласованностей является невключённость православного мировоззренческого наследия в общую систему мировой (легитимной) философской мысли.
В этой связи наступила необходимость глубокого, современного освоения православных ценностей. Их актуализация, адаптация, переработка, переоткрытие в современных категориальных аппаратах – главная задача сегодня. Каждая православная нация должна дать себе труд по организации собственного видения положения, что, по мнению автора, прояснит ситуацию не только собственного существования, но и перспективу Человечества.
В этом контексте русская православная философия оказывается перед проблемами пересмотра смысла и значения своего существования, места в мировой философской мысли и адекватной оценки своей роли в будущем. Сегодня русская православная философия в лучшем случае занимает обособленное место в истории философии. Между тем она не только находится в теснейшей связи с мировым наследием метафизической мысли, но и представляет собой его необходимое своевременное продолжение. В предлагаемой работе читатель найдёт анализ русской православной философии именно в этом качестве. Согласно заявленной в первой части «Суммы трансценденталий» методологической основе анализа философии, русская философия разворачивает и заполняет формат разума. Это раскрывает православное философское наследие совершенно в ином свете. Прежде всего, это касается анализа русской философии как гносеологического феномена, её принадлежности исключительно формату разума и утверждения её трансцендентальной логики в качестве закономерного развития познавательной активности человека. Именно за решение этих задач берётся русская философская практика.
«Болезненная хромота» души Человечества возникает гораздо раньше и корни её намного глубже, чем это имел в виду Мартин Бубер. После раскола Церкви 1054 года право законодателя норм человеческого общежития узурпировало католическое христианство. Этим оно пыталось заполнить и прикрыть суетность своего бытия. Византийская философия, которую западно-европейская философия оставила на обочине столбовой дороги из-за несоответствия традициям западного рационализма, оказалась как нельзя кстати в практике упорядочения православной философской мысли. Практика византийства, в которой складывались принципы православия, в России не только была понята и принята, но и определила русскую православную философию в качестве единственной наследницы византийской мысли. Именно поэтому русское философское самосознание оформляется вместе с критикой западной философии.
содержание / оглавление
Введение
Глава 1.
ПАРАДИГМА МЫШЛЕНИЯ И СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ
§ 1. Система ценностей как пространственный
§ 1. ряд
§ 2. Системы ценностей как вертикальные
§ 2. ряды категорий
§ 3. Парадигма в формате ума
§ 4. Парадигма в формате рассудка
§ 5. Разум – совокупность ценностных систем
Глава 2.
ФИЛОСОФИЯ ОТЧАЯНИЯ
§ 1. Дискурсивность и отсутствие
§ 1. дискурсивности
§ 2. Символизм вербальный и образный:
§ 2. противоречие или недоразумение?
§ 3. «The world is many ways»
§ 4. Трансценденталии постмодернизма:
§ 4. микрофизика разрушения
· Различение и дополнение
· Игра
· Знак и след
· Ризома и нонселекция
· Пастиш
· «Философский вопль» –
· «Шизофренический дискурс»
Глава 3.
ПРАВОСЛАВИЕ – ОСНОВА ВОСХОДЯЩЕЙ ПАРАДИГМЫ
§ 1. Этическая парадигма и новая философия
· Субъектно-субъектная структура как
· необходимость этизации гносеологии
· Жами – иная длительность
§ 2. Православные трансценденталии в
§ 2. русской философии
· Трансценденталии ЕДИНСТВА
· образной и словесной символики
· Всеединство – богомерность мира
· Софиология – теория познания в
· формате разума
· Соборность, или кафоличность
· Зло – «ахиллесова пята» метафизики
· всеединства
· Трансценденталии субъектно-субъектных
· отношений
· Личность – это симфония
· Имя – трансцензус вслух
· Икона, лик – «портрет» целомудренности
· разума
· Трансценденталии единства всех систем
· ценностей
· Слово
· Молитва как вид транссубъективной
· работы
· Свобода – «трансцензус» в человека
§ 3. «Время славянофильствует»
· Восстановление целостности мира и
· мышления
· Онтологизм познания
· Бессознательное – средство
· онтологизации познания
· Этизация гносеологии
Заключение
Примечания
Именной указатель
Предметный указатель
Литература
...... 5
...... 7
.... 16
.... 25
.... 35
.... 36
.... 40
.... 44
.... 53
.... 66
.... 72
.... 91
.. 119
.. 134
.. 138
.. 141
.. 144
.. 150
.. 152
.. 154
.. 163
.. 179
.. 190
.. 194
.. 197
.. 199
.. 202
.. 213
.. 217
.. 219
.. 223
.. 225
.. 236
.. 242
.. 245
.. 245
.. 248
.. 250
.. 255
.. 260
.. 265
.. 271
.. 276
.. 285
.. 287
.. 301
.. 305
.. 308
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).