Золото по голубому
Известно, что человек делится с человеком информацией или собственными чувствами, прибегая к помощи знаковой системы.
Буквы, слова, образы, развёрнутые метафоры рождают в нас – читателях и собеседниках – ответные, собственные ассоциации, позволяющие понять мысли и чувства автора. Не на сто процентов, конечно. Любое восприятие делает поправку на собственный опыт, знания, на уровень развития, наконец. Поэтому и Пушкина в четырнадцать лет мы воспринимаем иначе, чем, скажем, в пятьдесят.
И всё же – знаки. В данном случае – золотые. На какие ассоциации наводит этот образ? В первую очередь – на чарующие пейзажи золотой осени. На золотые осенние листья. Символ зрелости, мудрости.
Золото дерев на голубом фоне прохладного осеннего неба – картина торжества природы, вдохновляющая многих творцов кисти и пера, в том числе того же Пушкина.
Закономерно ли названа книга новых стихотворений “Золотые знаки”?
В ареале сборника царит в основном диалог автора с миром, с кругом родных и близких, с современниками, с природой.
Вот они-то – мир, природа, человечество – и отвечают на вопросы автора знаками. Ветром, дождём, слезами, кровью. Солнцем, грозой, разладом, смертью. Жизнью. Ещё раз жизнью. Любовью.
И автор, преображая эти знаки в поэтические образы, передаёт их нам. И большинство из них – по весу мудрости, уровню поэтической пробы – действительно можно назвать золотыми:
…Брошу камень в озеро –
звёзды отшатнутся,
…Волны, словно трещинки –
рябью в берега.
…Распадётся надвое золотое блюдце…
…Беззаботно накукует околесицу
…Птица странная из дедовых часов…
…Первородство видится
в тонком колоске.
…В тесной клетке рёберной
сердце больно стукнется,
…А глаза засветятся в ярком васильке…
Любовь Дубкова не претендует на трибуну, она не вещает, а беседует со своим читателем. Как подруга, как хорошая знакомая:
И гармония, и слава мне обещаны –
Начинают душу разрывать и гнуть.
Только я живу
обычной жизнью женщины,
По наитию угадывая путь…
Ну, может быть, всё же не совсем обычной. Занятие творчеством вызывает-таки некий дисбаланс в отношениях с близкими (стихотворение “Кулинарная история”)… Особый жизненный график, не всегда понятный окружающим… А что делать? – вдохновение чаще всего приходит не среди бела дня, а под покровом сумерек:
Только солнце на отдых,
Шторки сразу – вразлёт!..
И, наоборот:
Как ночная бабочка,
с первой каплей росной
Скидываю крылышки в потайной чулан…
Особенной удачей полагаю в сборнике стихотворение “Встреча”. Нырнув “узкой тропинкой в прошлое”, листая “съёжившийся альбом”, лирическая героиня Дубковой видит себя девчонкой “с чёлкой рваною, в гольфах и юбке-клёш”. И вдруг:
Наши глаза встречаются –
Оторопь и ожог!
И для неё нечаянный
В будущее прыжок…
Такая временно-пространственная метафора и восхищает, и потрясает.
Вообще, автор очень чуток к течению времени. Так, например, обычный день рождения воспринимается как достаточно опасная точка.“Х”:
Перед ночью рожденья
Мысли в бездне веков.
Я на грани паденья
Из привычных витков…
И всё же знаков света, надежды, оптимизма в творчестве Любови Дубковой больше, чем знаков тревоги и боли.
И пусть “к сердцу нежданно и странно // вдруг подступила зима…”, но “в гордом сердце всё живое откликается, // всё со мной – любовь и звёзды, и весна!”.
Такие жизнеутверждающие знаки, без сомнения, достойны быть “золотом по голубому”.
Олег Николаевич Павлов,
член Союза писателей России.
|