Подавляющее большинство зарубежных и российских предприятий, организаций и учреждений разрабатывают и внедряют различные проекты. Гораздо меньше организаций эффективно управляют проектами, ещё меньше – перешли к проектно-ориентированному управлению.
Проектно-ориентированное управление – это особая форма менеджмента и практика использования специализированных управленческих структур, технологий, методов для успешной реализации деятельности, организованной в виде монопроектов, программ, портфелей проектов, мультипроектов.
Основные условия для обращения предприятия к проектно-ориентированному управлению:
- организация деятельности в виде проектов;
- использование инструментов управления проектами;
- использования особой структуры и особых механизмов управления множеством проектов.
Для развития практики использования проектного менеджмента необходимо осознать, что наличие проектов не тождественно управлению проектами, а управление проектами не тождественно проектно-ориентированному управлению.
Представим состояние проектно-ориентированного управления в Омске с помощью выделения положительных достижений, к которым можно отнести следующие.
1. Широкое использование термина «проект» в школах, в организациях и учреждениях, на предприятиях разных отраслей, в системе государственного и муниципального управления.
2. Увеличение доли предприятий, убедившихся на своём опыте, что проектами надо уметь управлять.
3. Медленное осознание, что управление проектами – это особая профессия, требующая не только знаний общего менеджмента, а серьёзной профессиональной подготовки, профилирования в области управления проектами.
4. Рост потребности со стороны предприятий в специализированных программах подготовки специалистов по управлению проектами.
Обратимся к анализу состояния проектно-ориентированного управления в Омске через описание актуальных проблем.
1. Разноплановая трактовка термина «проект», что ведёт к противоречиям, рассогласованию позиций разных субъектов.
Наиболее распространённые ложные стереотипы трактовки проекта следующие. В школах и вузах проект рассматривается как, в лучшем случае, бизнес-план, новая идея, комплекс предложений с небольшим технико-экономическим обоснованием, в худшем – презентация, письменное и слайдовое оформление предложений. Во многих организациях под проектом понимаются новые идеи в виде предложений, бизнес-план, комплекс мероприятий, выделенное направление деятельности, набор проектной документации, особое программное обеспечение деятельности.
2. Большинство субъектов не знает сущности управления проектами и не понимает, для чего надо управлять проектами. Это является следствием неверной трактовки сущности проекта и проявляется в вопросах: «Как можно управлять документами, слайдами, программным обеспечением, бизнес-планом? Разве нельзя управлять комплексом мероприятий, инновациями, выделенным направлением деятельности с помощью традиционного менеджмента или инновационного менеджмента?»
3. Предприятия, осознающие необходимость в управлении проектами:
- не знают, как это делать, интуитивно нарабатывают свой собственный опыт, используют сокращённые форматы обучения (краткосрочные семинары, тренинги), не дающие комплексных и эффективных знаний;
- применяют только «золотой треугольник» – управление содержанием работ и результатами, сроками, ресурсами; не применяют иные функциональные области, что значительно снижает возможности управления проектами;
- не выделяют должности специалистов по управлению проектами, ошибочно считая, что эти функции должен и может выполнять любой менеджер;
- следствие трёх обозначенных проблем – отсутствуют сформированные компетенции и мотивация к квалифицированному управлению проектами.
4. Предприятия, внедрившие проектно-ориентированное управление, сталкиваются с проблемами:
- привлечения высококвалифицированных менеджеров проектов (ограниченное количество программ подготовки, эксклюзивность уже подготовленных опытных менеджеров);
- неразвитости методик и практических инструментов реализации таких новых направлений как маркетинг проектов, управление проектными рисками (не только финансовыми), управление изменениями в проекте, управление интересами стейкхолдеров, управление сложными программами и портфелями и пр.
Рассмотрим перспективы, в частности, опыт и потребности в проектно-ориентированном управлении передовых предприятий Омска. Тенденция такова, что всё больше российских и увеличивающаяся, но пока небольшая, доля омских компаний обучают и сертифицируют своих специалистов по управлению проектами; выстраивают систему управления предприятием в проектном формате.
В качестве подтверждения приведём результаты исследования, проведенного кафедрой «Инновационное и проектное управление» ОмГУ им. Ф.М.Достоевского.
В исследовании с помощью метода анкетного опроса приняли участие 26 экспертов предприятий и организаций города Омска, применяющих на разном уровне методологию разработки и реализации проектов. При анализе следует понимать, что это наиболее прогрессивные с позиций практики управления проектами предприятия.
Распределение предприятий по сферам деятельности следующее:
- промышленность – 19 %;
- торговля – 19 %;
- строительство – 19 %;
- образование – 8 %;
- финансовые услуги – 11 %;
- государственное и муниципальное управление – 8 %;
- консалтинг – 16 %.
В связи с тем, что исследование носит разведывательный характер, направлено на изучение опыта управления проектами и формирования запроса на обучение специалистов в соответствии с требуемыми компетенциями, а также в связи с отсутствием первичной информации о генеральной совокупности, по полученной выборке сложно делать выводы об уровне её репрезентативности. Вместе с тем, при выборе предприятий для опроса учитывалась общая тенденция обращения предприятий к проектной форме организации деятельности и управления, существующая в российской практике. Действительно, проектной деятельностью занимаются крупные промышленные предприятия, передовые организации сфер торговли и финансовых услуг, традиционно проекты реализуют предприятия строительства и, в частности, проектные институты, а также консалтинговые фирмы. В деятельности государственных и муниципальных органов власти проекты являются также распространённой формой.
В число обследованных попали предприятия и организации с разным опытом проектной деятельности:
- менее 1 года – 18 %;
- от 1 года до 3-х лет – 50 %;
- от 3-х до 5-ти лет – 16 %;
- свыше 5-ти лет – 16 %.
В большинстве случаев опыт управления проектами составляет до трёх лет.
Предприятия реализуют проекты разные по размеру с преобладанием средних проектов, преимущественно смешанные по содержанию, включающие в себя организационные, экономические и технические направления, преобладают инвестиционные проекты, достаточно много инновационных проектов (табл. 1).
Распределение ответов на вопрос:
«Какие виды проектов реализуются на Вашем предприятии?»
Виды реализуемых проектов
|
Количество предприятий
|
единиц (шт.)
|
%
|
Первая классификация проектов
|
социальные
|
1
|
4
|
экономические
|
4
|
16
|
организационные
|
2
|
8
|
технические
|
5
|
19
|
смешанные
|
14
|
53
|
Вторая классификация проектов
|
учебно-образовательные
|
1
|
4
|
научно-исследовательские
|
1
|
4
|
инвестиционные
|
9
|
35
|
инновационные
|
5
|
19
|
смешанные
|
10
|
38
|
Третья классификация проектов
|
мелкие
|
6
|
24
|
средние
|
11
|
42
|
крупные
|
4
|
16
|
разные
|
5
|
19
|
По мнению самих представителей предприятий и организаций, деятельность по управлению проектами находится на недостаточно высоком уровне (табл. 2). Эксперты примерно половины предприятий осознают, что управление проектами реализуется не всегда эффективно и системно. Каждое третье предприятие понимает, что управление проектной деятельностью стихийное и ситуативное. Порой такого управления вообще нет, проекты реализуются с помощью текущего управления традиционной функциональной (не проектной) деятельностью.
Распределение ответов на вопрос:
«В какой степени используется управление проектами на Вашем предприятии?»
Качественный уровень управления проектами
|
Количество предприятий
|
единиц (шт.)
|
%
|
Реализуются проекты, но специального управления ими нет или оно осуществляется стихийно, ситуативно
|
8
|
31
|
Управление проектами осуществляется, но оно не всегда эффективно и системно
|
14
|
53
|
Управление проектами осуществляется комплексно, системно, эффективно
|
4
|
16
|
Всего
|
26
|
100
|
© С.Н.Апенько, 2012