OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.29 · 06:38 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2012 — Апенько С.Н. — Проектно-ориентированное управление в Омском регионе: состояние и перспективы (часть 2)
.
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области:
состояние, проблемы, перспективы»
Целевая программа
ИННОВАТИКА
28 ноября 2012 года
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


Апенько
Светлана Николаевна

доктор экономических наук, профессор,
заведующая кафедрой «Инновационное и проектное управление»
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского»,
сертифицированный специалист по управлению проектами (IPMA)


Проектно-ориентированное управление в Омском регионе:
состояние и перспективы

Доклад • часть 2


Обратимся к ответам на вопросы о требуемых компетенциях менеджеров проектов. На данный момент существует устоявшийся подход к тому, что должны делать менеджеры проектов – это функциональные области.
Соответственно им определяются компетенции. На омских предприятиях реализуется управление содержанием работ, сроками и стоимостью проектов. Немного меньше, но также уделяют предприятия внимание управлению персоналом, качеством, в половине предприятий – управлению поставками. Остальные функциональные области развиты слабо. Проведённое дополнительное неформализованное интервью с представителями предприятий с целью выяснения применяемых методов и методик по данным областям показало, что самооценка уровня применения управления этими областями гораздо выше реального состояния дел.
Позитивную тенденцию к расширению используемых функциональных областей управления проектами демонстрируют ответы представителей предприятий на вопрос о том, какие функциональные области их предприятия хотели бы применять (табл. 3). Слабо востребованной пока остаётся область управления изменениями, что можно объяснить низкой осведомлённостью предприятий о содержании и инструментах реализации этой функции. Остальные функциональные области привлекают внимание предприятий. Особенно отчётливо проявляется потребность в управлении рисками в проекте, хотя на данный момент этим занимаются далеко не все. Объяснение этому факту предприятия видят в отсутствии чётких схем и инструментов реализации данной функции.

Таблица 3.

Распределение ответов на вопрос:
«Какие функциональные области реализуются на Вашем предприятии,
какие Вы хотели бы внедрить?»
Функциональные области Применяем Хотели бы применять
единиц (шт.) % единиц (шт.) %
управление содержанием
работ проекта
 26 100  26 100
управление сроками  24  92  26 100
управление стоимостью  24  92  26 100
управление качеством  18  69  24  92
управление персоналом  20  77  24  92
управление рисками   8  31  22  85
управление коммуникациями  10  38  15  57
управление поставками  12  46  13  50
управление интеграцией
проектов
  5  19  13  50
управление изменениями
в проектах
  4  16   8  31

Тяжёлой по своим последствиям ошибкой является практика, при которой предприятия сосредотачивают внимание на развитии тех компетенций, которые актуальны только для них и только на данный момент. В этом случае также нередки дискуссии о том, что пришедший из вуза на предприятие специалист обладает ненужными компетенциями, он не имеет требуемых именно для этого предприятия качеств. Это ведёт к тому, что при возникновении на предприятии принципиально новых проектов, при развитии проектной деятельности предприятие может столкнуться с отсутствием потенциально значимых компетенций своего персонала. Необходимо будет в авральном режиме обучать своих специалистов или искать новых. С точки зрения личности сотрудника наличие у него набора всех значимых компетенций, а не только тех, которые востребованы «здесь и сейчас», позволяет быть конкурентоспособным, мобильным, быть уверенным в том, что у него есть возможность переходить на другие предприятия, в другие проекты с более развитой и продвинутой проектной методологией. Это также существенно определяет миграционный потенциал сотрудника, его трудоустройство в иных регионах и странах с востребованными компетенциями в области проектного менеджмента.
Потребность в развитых компетенциях в области управления проектами определяется ещё и тем, какие субъекты занимаются проектной деятельностью. Результаты опроса показали, что специализированных субъектов управления проектами на омских предприятиях немного (табл. 5). Лишь пять предприятий из всех вошедших в выборку имеют специально созданную службу, как правило, это проектный отдел или проектный офис. Но учитывая, что в опросе участвовали самые прогрессивные в данной области предприятия, то в целом в Омске таких коллективных субъектов крайне мало. О том, что постепенно деятельность по управлению проектами приобретает черты профессиональной, говорит то, что почти половина организаций назначает на проект менеджера. Чаще проектами управляет высшее руководство и руководители, специалисты подразделений, которые совмещают текущую деятельность и работу в проекте.

Таблица 5.

Распределение ответов на вопрос:
«Кто занимается управлением проектами на Вашем предприятии?»
Субъекты управления проектами Количество предприятий
единиц (шт.) %
специально созданная служба   5  19
специалист, занимающий выделенную в штатном расписании
должность по управлению проектами и (или)
организационному, стратегическому развитию и т.п.
  4  16
высшее руководство предприятия  24  92
функциональные и линейные руководители, а также
специалисты, осуществляющие наряду со своей
основной деятельностью управление проектами
 22  84
другие (специально назначенные менеджеры проектов)  11  42

При этом омские предприятия ощущают потребность в высококвалифицированных специалистах по управлению проектами. Об этом сказали представители 16 из 26 опрошенных предприятий, представители ещё 5 предприятий считают, что такая потребность возникнет в перспективе. Лишь два предприятия уверены, что их потребность в данных специалистах удовлетворена полностью.
Предпочтительные формы подготовки и развития персонала в области проектного управления представлены в таблице 6. Как видно, в группу предпочитаемых форм вошли многие, начиная от вузовской подготовки, и заканчивая, получением практического опыта проектной деятельности. Но реально предприятия применяют на данный момент такие формы подготовки, как: разовые семинары, тренинги, мастер-классы (58 %); собственный проектный опыт (100 %); краткосрочное повышение квалификации (16 %), консультации со специалистами (19 %).

Таблица 6.

Распределение ответов на вопрос:
«Какие формы подготовки и развития специалистов по управлению проектами
Вы предпочитаете и считаете эффективными?»
Предпочтительные формы подготовки и развития
специалистов по управлению проектами
Количество предприятий
единиц (шт.) %
Углублённая подготовка в вузе с получением диплома
(очная форма бакалавриата, магистратуры)
 18  61
Ускоренные формы подготовки в вузе с получением диплома
(сокращённые программы)
 12  46
Краткосрочное повышение квалификации
с выдачей сертификата
 11  42
Разовые учебные мероприятия
(семинары, тренинги, вебинары, мастер-классы и т.п.)
 13  50
Стажировки на другие предприятия, использующие
проектное управление
 14  53
Индивидуальные консультации
со специалистами по управлению проектами
  5  19
Собственный проектный опыт специалиста  15  57

Большая часть предприятий (72 %) предпочитает целевую форму подготовки, при которой обучение осуществляется с учётом особенностей предприятия, выполняются проекты по актуальной тематике предприятия. Отрицают необходимость в такой подготовке только 12 % предприятий, ещё 16 % затрудняются точно определить своё мнение. Эти данные ещё раз подчеркивают важность адаптации формируемых компетенций к специфике предприятия, но с сохранением условия обязательного наличия и иных компетенций, которые могут быть востребованы на других предприятиях или в другие периоды развития данного предприятия.

Таким образом, по результатам проведённого исследования можно сделать вывод о том, что омские предприятия и организации, использующие в своей практике управление проектами, развиваются в соответствии с общемировыми тенденциями. Осознание важности развития различных функциональных областей, развития компетенций, подготовки специалистов по управлению проектами имеется. Вместе с тем, необходимо признать, что, применяя слово проект, лишь немногие предприятия полностью осознают потребность в профессиональном управлении проектами. Большинство предприятий пока не владеют информацией о возможности использования проверенного на практике проектного инструментария. В этой связи актуальной является задача объединения специалистов по проектному управлению в профессиональные сообщества, расширение коммуникационных каналов и активное информационно-обучающее продвижение методологии проектно-ориентированного управления.

→ начало статьи: часть 1


© С.Н.Апенько, 2012
адрес эл.почты автора: apenkosn@yandex.ru



Обнародовано:

28 ноября 2012 года
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»

(28.11.2012, г. Омск, Омский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук)
в рамках Целевой программы ИННОВАТИКА

 
 
Автор : Апенько Светлана Николаевна  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: менеджмент, управление проектами, инновации
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD