Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.10 · 00:56 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2008 — Грасмик К.И. — Склонность к инновациям на российских промышленных предприятиях: статистический анализ (часть 2)
.


Грасмик
Константин Иванович 

кандидат экономических наук,
старший преподаватель кафедры
«Международные экономические отношения»
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на Всероссийской научно-практической конференции 
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты»
24-26 апреля 2008 года

Склонность к инновациям 
на российских промышленных предприятиях: 
статистический анализ

(часть 2)

Анализ видов инновационной деятельности в расчете на одно предприятие демонстрирует, что их изменений в структуре инновационной деятельности промышленных предприятий в 2000-2004 годах не произошло. Среднеквадратичное отклонение практически по всем видам находится в пределах 1,5 пункта. По-прежнему, три из пяти предприятий осуществляют приобретение машин и оборудования, каждое шестое – новые технологии, каждое четвертое занимается приобретением программных средств, обучением и подготовкой персонала. До 2004 года снижалось относительное число фирм, проводящих исследования и разработки, однако в 2004 году оно несколько выросло. Тем не менее анализ кумулятивных величин недостаточно информативен. В целях детализации выполнен расчет коэффициентов корреляции между уровнем инновационной активности и средними значениями видов инновационной деятельности в отраслевом разрезе (табл. 2).

Таблица 2.

Коэффициент корреляции между видами инновационной деятельности 
и инновационной активностью по отраслям

Вид инновационной деятельности2000 год2001 год2002 год2003 год2004 год
Исследования и разработки0,46 0,62 0,54 0,58 0,55 
Приобретение машин и оборудования0,23 -0,22 -0,15 -0,19 -0,10 
Приобретение новых технологий0,02 -0,18 0,35 0,56 0,35 
из них: Приобретение прав на патенты, лицензии0,53 -0,11 0,05 0,41 0,43 
Приобретение программных средств0,28 0,64 0,49 0,50 0,31 
Производственное проектирование0,21 0,12 0,28 0,24 0,24 
Обучение и подготовка персонала0,26 -0,30 0,56 0,57 0,38 
Маркетинговые исследования-0,34 -0,49 0,15 0,13 0,10 
Прочие затраты на технологические инновации 0,30 -0,52 0,16 0,52 0,59 
справочно: Уровень инновационной активности, в % 10,6 9,6 9,8 10,3 10,5 

Чем выше инновационная активность в отрасли, тем в большей степени это связано с проведением исследований и разработок, приобретением новых технологий, в том числе в форме исключительных и неисключительных лицензий. Иначе говоря, благоприятные условия для инновационной деятельности не только увеличивают число инновационно активных предприятий, но и активизируютвозрастание наукоемкости производства в отрасли в целом, интенсификацию инновационной деятельности в промышленности. Так, затраты на НИОКР, проводимые промышленными предприятиями, в 2006 году выросли почти в два раза по сравнению с 2005 годом (с 19,7 до 35,01 млрд. руб.), на приобретение новых технологий – на 87 %, в т.ч. на патенты и лицензии – на 17 % [2]. При этом НИОКР, проводимые в России, становятся более результативными, практически ориентированными. Это подтверждается тем, что в 2006 году по сравнению с 2000 годом выросли такие показатели, как число выданных патентов на 1000 исследователей (с 46,29 до 77,35), число выданных патентов в расчете на одну организацию, выполнявшую НИОКР (с 4,81 до 8,3). Однако число патентов на 1 млн. руб. затрат на внутренние исследования и разработки (затраты пересчитаны в цены 2000 года) сократилось с 0,26 до 0,215. Примечательно, что все 3 показателя достигли пика в 2003 году, а потом несколько уменьшились, что объясняется некоторым сокращением числа выданных патентов отечественным заявителям. При этом продолжает сокращаться число исследователей; на фоне стагнации числа организаций, выполняющих НИОКР, наблюдается просто взрывной рост конструкторских бюро. Более низкие значения таких видов, как маркетинговые исследования и производственное проектирование, говорят о том, что инновационная активность связана с обновлением технологий изготовления уже выпускаемых товаров, снижением их себестоимости, а не с выходом на новые рынки (см. табл. 2).
Таким образом, расширения масштабов инновационной деятельности на предприятиях промышленности не происходит, весьма вероятно, что имеют место процессы упрощения инноваций, уменьшение степени их радикальности для предприятий. Структура инновационной деятельности предприятий отличается инертностью; в некоторой степени она усложнилась: предприятия стали больше внимания уделять разработке и совершенствованию собственных изделий, а не копированию чужих.

(См. начало доклада: часть 1)

Литература:
1. Российский статистический ежегодник. 2007: стат.сб. – М., 2007.
2. Тупицын А. Незримый тендер // Эксперт. – 2002. – № 19.


Опубликовано:
Материалы Всероссийской научно-практической конференции
«Интеллектуальная собственность: правовые и социально-экономические аспекты» 
24-26 апреля 2008 года, г. Омск

 
 
Автор : Грасмик Константин Иванович  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD