OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.25 · 19:02 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Финансы
2012 — Кужева С.Н. — Финансовые аспекты формирования инновационного потенциала Омской области (часть 1)
.
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области:
состояние, проблемы, перспективы»
Целевая программа
ИННОВАТИКА
28 ноября 2012 года
ПЛЕНАРНОЕ ЗАСЕДАНИЕ


Кужева
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ФГБОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф.М.Достоевского»


Финансовые аспекты формирования
инновационного потенциала Омской области

Доклад • часть 1


Переход к устойчивому социально-экономическому развитию предполагает использование новых достижений науки и техники, которые, в свою очередь, формируют инновационную экономику страны. Это обстоятельство объясняется тем, что постоянство инновационных изменений становится приоритетным процессом экономики. Действительно, если происходит переход к такой организации экономики, основу которой составляют принципы рыночного механизма, то это означает переход и к «инновационной экономике», поскольку основанием для инновационной динамики может выступать только конкуренция между хозяйствующими субъектами. Необходимость внедрения и использования инноваций для любой единицы, ведущей деятельность на рынке, предполагает использование новых требований к содержанию, организации, формам и методам управленческой деятельности. Определение руководством страны необходимости перехода к инновационному экономическому росту обозначает также новые требования к развитию финансовой системы Российской Федерации и типу реализуемой финансовой политики.
Необходимость инновационного развития общества и экономики актуальна сегодня не только в масштабах всего государства, но и на уровне его субъектов, обладающих достаточно высокими интеллектуальным, ресурсным и инновационным потенциалами. В числе составляющих устойчивого экономического роста территорий всё большее значение приобретает усиление интенсификации народного хозяйства путём развития инноваций и внедрения результатов научно-технического прогресса. Использование новейших технологий в производстве, социальной инфраструктуре, управлении и других отраслях позволяет экономить природные ресурсы, сырьё, материалы, топливо, начиная от добычи и комплексной переработки до использования в производстве.
Все части совокупного потенциала тесно связаны между собой. Эффективная реализация общего потенциала зависит от состояния как каждой из его частей, так и их взаимодействия. Именно сбалансированность частей совокупного потенциала является основным условием полной его реализации, поскольку отставание одной из них выступает сдерживающим фактором.
Инновационный потенциал – один из важнейших элементов, который будет определять будущее не только отдельных регионов, но и всей страны в целом. Переход к инновационному типу развития необходим для ускорения темпов качественного роста экономики страны. Наличие достаточного, высокого инновационного потенциала и должно обеспечить данный переход. Благодаря возросшему инновационному потенциалу экономическая система достигает более высокого уровня и характеризуется ростом творческих способностей и готовностью к инновационному развитию.
Однако современное состояние инновационных потенциалов региональных экономических систем сталкивается с серьёзнейшими проблемами, тормозящими их развитие и практическую реализацию, среди которых: острый дефицит финансовых ресурсов; недостаточная разработанность основ финансового механизма стимулирования инновационной активности и специфики реализации инновационного потенциала в регионах; отсутствие методических разработок, позволяющих региону оценить свой инновационный потенциал и сформулировать приоритетные пути его развития, и, наконец, несовершенство институциональной инфраструктуры, позволяющей успешно реализовывать инновационные возможности региона.
Усиливает общий неблагоприятный фон то обстоятельство, что государство недостаточно активно участвует в создании системы общественной потребности в реализации инновационного потенциала. Недостаточно проработаны стратегии государственной политики по этим вопросам, не сформулированы единые подходы к развитию финансовых и институциональных механизмов реализации инновационных потенциалов на региональном уровне, нормативно-правовая база и управленческие решения часто противоречивы. Это мешает созданию механизмов реализации этих решений. К тому же комплексных методических разработок по созданию финансового механизма формирования и реализации инновационного потенциала в рамках государственной финансовой стратегии и тактики в инновационной сфере практически не ведётся, что делает рассматриваемую проблему актуальной для российской экономической науки.
Вопросам формирования потенциала ([от лат. potential – сила, мощь] – совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области), и в частности инновационного, в экономической литературе уделяется достаточно много внимания, однако существующая информация носит отрывочный противоречивый характер. Подтверждением этого является тот факт, что даже само понятие «инновационный потенциал», которое, начиная с 80-х годов ХХ века развёртывалось и уточнялось в результате теоретических, методологических и эмпирических исследований, стало «концептуальным отражением феномена инновационной деятельности», предметом обсуждения отечественных и зарубежных авторов, не имеет однозначной трактовки, отсутствуют комплексные исследования его сущности и структуры как элемента социально-экономического развития.
Так, зарубежные исследователи ограничиваются термином «организационные возможности», позволяющим определить способность субъекта хозяйствования к внедрению новшеств. Однако, если ограничиться термином «организационные возможности», применительно к исследованию инновационной деятельности хозяйствующего субъекта, это приводит к искажению понятия «инновационный потенциал», поскольку этот термин должен учитывать важную роль не только ресурсов, но и умений, то есть включать в себя совокупность благ, имеющихся в распоряжении, и навыков по их рациональному использованию. Следовательно, под инновационным потенциалом следует понимать взаимодействие умений и ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей и проявляющихся во всех аспектах деятельности субъекта хозяйствования.
Инновационный потенциал следует рассматривать как меру способности и готовности субъекта хозяйствования осуществлять инновационную деятельность. В структуре инновационного потенциала, как совокупности факторов и условий, необходимых для осуществления инновационного процесса, необходимо выделить несколько составляющих, которые в совокупности и позволяют обеспечить восприятие и реализацию новшеств, то есть получение инноваций:
- научно-техническая – наличие научно-технической базы, собственных и приобретённых разработок и изобретений, а также возможность и способность внедрения результатов научной деятельности в производство;
- институциональная – уровень развития рыночных институтов;
- инфраструктурная – обеспеченность страны (региона) инфраструктурой, необходимой для прохождения новшеством всех этапов инновационного цикла;
- кадровая – образовательный уровень трудовых ресурсов, который также включает высокий уровень развития инновационной культуры, степень восприимчивости новшеств персоналом;
- инвестиционная – эффективность осуществления инвестиций в инновационные проекты;
- условия (возможности и ограничения) внутренней и внешней среды, отражающие взаимодействие инновационного потенциала с другими подсистемами социально-экономического потенциала экономической системы.
Наряду с этим необходимо рассматривать единицу хозяйствования как совокупность функционирующих одновременно внутренних и внешних элементов и факторов, которые формируют соответственно внутренний и внешний потенциалы. Так, к числу внешних факторов, формирующих инновационный потенциал, следует отнести инновационное развитие общества в целом; инвестиционную активность субъектов, востребованность выпускаемой продукции, проводимую политику государства и др. Состав внутренних факторов охватывает целую систему различных направлений управленческой деятельности и включает следующие составляющие: финансовый аспект, аспект обслуживания потребителя, аспект бизнес-процессов, аспект обучения персонала и собственно инновационный потенциал, который органически входит в каждый из аспектов.
Инновационный потенциал включает как достигнутый уровень развития (результат) указанных составляющих, так и потенциальные ресурсы и возможности для повышения эффективности инновационной деятельности. Кроме того, необходимо учитывать существующие и потенциальные ограничения со стороны внешней и внутренней среды, а именно – природно-климатические условия; социальные, демографические факторы; приоритеты государственной (региональной) политики и т.д.
В тоже время оценка инновационного потенциала региона, его рациональная величина и влияние на темпы, масштабы и характер экономического развития регионов и всей экономики в целом, создание финансовых механизмов его успешной реализации либо вообще не попали в сферу внимания, либо исследованы недостаточно полно.
Корректность определения финансовых инновационных возможностей субъекта хозяйствования имеет принципиальное значение в процессе стратегического управления им. Недооценка последних провоцирует руководителей к отказу от реализации инноваций, что в перспективе может привести к упущению выгод, а их переоценка может нанести урон текущей деятельности вследствие отвлечения недопустимого объёма финансовых ресурсов для реализации амбициозных инновационных целей, и, как следствие, к потере финансовой устойчивости и банкротству. Поэтому определению финансовой составляющей инновационного потенциала субъектов хозяйствования (см. табл. 1) должно уделяться пристальное внимание, поскольку финансовое состояние субъекта в перспективе во многом будет зависеть от выбранной стратегии инновационного развития и финансовой поддержки процесса выполнения намеченных планов.

Таблица 1.

Финансовый инновационный потенциал
Способности финансирования инноваций Возможности финансирования инноваций
определяются размером реально имеющихся в распоряжении субъекта свободных денежных средств, которые могут быть использованы на цели, не связанные с текущей деятельностью определяются потенциалом мобилизации и привлечения дополнительных финансовых ресурсов из возможных источников
Оценка
на основании определения достаточности капитала в зависимости от имеющихся в распоряжении субъекта источников финансирования на основании доступности различных источников финансирования в зависимости от набора соответствующих характеристик планируемой инновационной деятельности

Анализ финансовой компоненты инновационных возможностей Омской области проводился по ряду показателей: объёму внутренних затрат на исследования и разработки, структуре источников финансирования научных исследований и разработок, структуре затрат по видам работ, доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП, затратам на технологические инновации и др).
В частности, отмечается некоторое снижение объёмов инновационной деятельности за последние 3 года.
Внутренние затраты на исследования и разработки в Омской области за последние три года увеличились почти в полтора раза, за десять лет нынешнего столетия увеличились в 5,6 раза (см. табл. 2 [1]) и составляют 0,8 % валового регионального продукта, хотя в последние три года наметилась тенденция их снижения – 4-5,4 % в год.
12,38 % - доля Омской области в численности персонала, занятого исследованиями и разработками, в Сибирском федеральном округе (СФО). Доля Томской области – 16,01 %, Новосибирской – 40,44 %. Это объясняется тем, что в г. Новосибирске находится Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН).
В 2008 году численность персонала, занятого исследованиями и разработками, составляла 78,5 % от уровня 2000 года, 74,3 % от уровня 2005 года и равнялась 6961 человек. В 2010 году – 6125 человек или 88 % от уровня 2008 года. Это составляет 0,7 % от общей численности занятых в экономике Омской области Среднее значение по Сибирскому федеральному округу – 0,593 %.

Таблица 2.

Затраты на исследования и разработки в Омской области
Показатели Годы
2000 2005 2008 2010
Внутренние затраты на исследования и разработки, млн. руб.  478,33 2027,86 2945,14 2676,00
Численность занятых исследованиями и разработками, чел. 8872 9367 6961 6125
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчёте на одного занятого исследованиями и разработками, тыс. руб.  53,91 216,49 423,09 436,90
Число организаций, выполнявших исследования и разработки 54 43 41 40
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчёте на одну организацию, выполняющую исследования и разработки, тыс. руб.  8857,96 47158,51 71832,73 68615,38
Затраты на технологические инновации, млн. руб.   76,9  553,2 1346,1 4304,5
Затраты на технологические инновации на одного занятого в экономике, руб./чел.

1420,690 4565,655

Внутренние затраты на исследования и разработки в расчёте на одного занятого исследованиями и разработками увеличились с 2005 по 2010 годы почти в 2 раза за счёт роста общей суммы затрат и снижения численности занятых исследованиями и разработками.
Число организаций, выполнявших исследования и разработки, после 2000 года снизилось с 54 до 39. В 2010 году их количество составляло 97,5 % от уровня 2009 года, из них 13 научно-исследовательских организаций, 7 КБ и 10 вузов. По секторам деятельности 8 – государственный, 21 – предпринимательский, высшего образования – 10, то есть почти половина (46 %) – государственные организации.
Внутренние затраты на исследования и разработки в расчёте на одну организацию, выполняющую исследования и разработки, увеличились с 2005 по 2010 годы в 1,45 раза. Эти значения близки к средним по СФО.
Выросли также и затраты на технологические инновации, как общие так и удельные – в расчёте на одного занятого в экономике. В тоже время темпы роста затрат на исследования и разработки и на технологические инновации превышают темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства области.
Внутренние затраты на исследования и разработки за период 2000-2010 годов увеличивались и у «наших соседей», но разными темпами и от разной «базы». При проведении сравнительного анализа выбраны субъекты: Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская и Томская область, как наиболее близкие территориально «соседи» по СФО.
Как видно на рис. 1 (составлено по [2]) наиболее значителен размер затрат на исследования и разработки за весь рассматриваемый период (2000-2010 гг.) был в Новосибирской области. По величине затрат Омская область находится на третьей позиции среди сравниваемых регионов. В 2000 году внутренние затраты на исследования и разработки здесь составляли 32,5 % от уровня Новосибирской области и 75 % затрат в Томской области.



Рис. 1. Внутренние затраты на исследования и разработки (тыс. руб.)

Выросли внутренние затраты в Новосибирской области за десять лет в 6,24 раза и составили 12,27 млрд. руб. в 2010 году. Также положительный тренд в Томской и Кемеровской областях. В Алтайском крае и Омской области с начала века затраты росли, но с 2008 по 2010 годы затраты снизились соответственно на 10 % и 9 %. Сказались «кризисные явления» в экономике и меньший научный и производственный потенциал по сравнению с соседями.
Но если в 2000 году затраты в Новосибирской области превышали затраты в Омской области чуть более, чем в четыре раза (4,1), то в 2010 году это различие достигло 4,5 раз, так как темпы роста затрат на исследования и разработки в Новосибирской области значительно выше.
Таким образом, анализ свидетельствует о снижении потенциальных возможностей в инновационной деятельности Омской области и позволяет прогнозировать дальнейшее снижение её результативности.

→ продолжение статьи: часть 2


___________________________
1. Омский областной статистический ежегодник: Стат. сб. в 2 ч. Ч. II. Омскстат. – Омск, 2011.
2. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2010. Ст. сб./ Росстат. – М., 2011.

© С.Н.Кужева, 2012
адрес эл.почты автора: kugeva.10@mail.ru

→ Тезисы доклада (слайд-фильм): презентация



Обнародовано:

28 ноября 2012 года
IV научно-практическая конференция
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»

(28.11.2012, г. Омск, Омский научный центр Сибирского отделения Российской Академии Наук)
в рамках Целевой программы ИННОВАТИКА

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Экономика. Финансы
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: Финансы, менеджмент, управление проектами, инновации
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD