Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 02:26 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2010 — Кужева С.Н. — Научно-образовательные аспекты подготовки кадров для инновационной экономики (часть 2)
.


Кужева
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
26 мая 2010 года

Научно-образовательные аспекты 
подготовки кадров для инновационной экономики

(часть 2)

Дисбаланс в соотношении численности обучающихся и выпускников по социально-экономическим и техническим специальностям наблюдается и в системе высшего профессионального образования Омской области. Структура выпуска специалистов по группам специальностей в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 года государственными и негосударственными вузами представлены на рисунках 5, 6 и 7.
В Омской области государственными вузами осуществляется выпуск специалистов следующих групп специальностей (в соответствии с Общероссийским классификатором специальностей образования 2003 г.): 1 – физико-математические науки, 2 – естественные науки, 3 – гуманитарные науки, 4 – социальные науки, 5 – образование и педагогика, 6 – культура и искусство, 7 – здравоохранение, 8 – экономика и управление, 9 – информационная безопасность, 10 – энергетика, 11 – геодезия и землеустройство, 12 – авиационная техника, 13 – машиностроение, 14 – радиотехника и связь, 15 – автоматика и управление, 16 – информатика и вычислительная техника, 17 – транспортные средства, 18 – морская техника, 19 – приборостроение и оптотехника, 20 – химическая и биотехнологии, 21 – архитектура и строительство, 22 – сельское и рыбное хозяйство, 23 – воспроизводство и переработка лесных ресурсов, 24 – технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, 25 – сфера обслуживания, 26 – безопасность жизнедеятельности.



Рис. 5. Структура выпуска специалистов государственными вузами
по группам специальностей

Наибольшая доля выпускников – 28 % – по группе «экономика и управление». Далее следуют гуманитарные науки (15 %), образование и педагогика (12 %), транспортные средства (9 %). В тоже время доля выпускников по группам специальностей машиностроение и материалообработка, радиотехника, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника, приборостроение и оптотехника колеблется от 1 % до 2 % общей численности выпускников.


Рис. 6. Структура выпуска специалистов государственными вузами
по группам специальностей

Суммировав численность выпускников всех технических специальностей (группы 9–16 и 18–20), получим 1955 человек, что составляет всего лишь долю в 13 % от общего выпуска специалистов государственными вузами (рис. 6).
Эта же тенденция проявляется и в структуре выпуска специалистов негосударственными вузами (рис. 7). Здесь 53 % выпускников – по группе гуманитарные науки, 33 % – экономика и управление и только 3 % радиотехника и связь, 4 % – технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.


Рис. 7. Структура выпуска специалистов негосударственными вузами
по группам специальностей

В тоже время по данным государственной службы занятости основной спрос сейчас на так называемые «заводские» профессии. Требуются инженеры, технические работники, ткачи, фрезеровщики, плотники, бетонщики, прорабы, штукатуры-маляры. По-прежнему востребованы бухгалтеры, врачи, медсёстры, воспитатели в детские сады.
Также анализ мировой практики показывает, что инновационная способность нации связана не столько с наукой, сколько с состоянием инженерной системы страны, которая включает в себя разработку новой продукции, организацию её производства и доведения до потребителей. В российской технической культуре последнее, собственно, и называется технологией, а специалисты этого профиля – инженерами-технологами. Возрождение российской экономики требует увеличение численности и доли обучающихся по техническим группам специальностей, а также изменение пропорций в пользу среднего и начального профессионального образования.
Присутствуют диспропорции в структуре профессионального образования Омской области и в соотношении численности обучающихся и выпускников за счёт бюджетных и иных источников финансирования. В качестве иллюстрации этого тезиса на рисунках 8 и 9 приведены данные по системе высшего профессионального образования.
Почти половина вузов в Омской области (9 из 19) – негосударственные, а обучается в них только 11 % общего контингента вузовских студентов (рис. 8).
 
Рис. 8. Структура численности студентов
(государственные и негосударственные вузы)

Примерно та же пропорция наблюдается и при анализе структуры выпускников. Количество выпускников государственных вузов – 16020 человек или 91 % от общего количества выпускников вузов в Омской области (рис. 9).

Рис. 9. Структура выпуска специалистов
(государственные и негосударственные вузы)

В тоже время возможности удовлетворения образовательных потребностей отдельного человека в большей степени способны реализовать негосударственные образовательные учреждения, особенно, если встает задача рационального использования бюджетных средств.
В настоящее время всё большую значимость приобретают системные аспекты образовательной подготовки кадров для инновационной экономики. Анализ и совершенствование системы управления инновациями немыслимы без концептуального подхода, без рассмотрения особенностей организаций, именуемых «инновационными», без учёта исходных условий их появления и факторов, обеспечивающих их успех. Трансферт знаний в рамках образовательных проектов инновационной направленности должен осуществляться на единой методологической основе – методологии системного подхода.
Объективные факторы, такие как возрастающий спрос на новые технологии, необходимость диверсификации и перепрофилирования деятельности разного рода предприятий и организаций, высокие риски инновационно-технологического бизнеса, частичная утрата отечественного опыта создания эффективно действующих инфраструктурных моделей инновационного развития, ещё более актуализируют проблему подготовки управленцев нового поколения. Специалист по управлению инновациями должен обеспечивать практическую реализацию достижений науки, техники и технологий с целью организации производства конкурентоспособных товаров и услуг.
На сегодняшний день становится очевидным то обстоятельство, что решение указанной проблемы в рамках традиционной образовательной системы, ориентированной на «конечное образование» и фактически исчерпавшей свои ресурсы, становится невозможным. Особенности социокультурного и экономического развития общества требуют непрерывного обновления образовательной системы, вызванного постоянно меняющимися критериями профессиональной оценки специалистов. Наряду с обострившейся проблемой общей и профессиональной грамотности, остро ощутим дефицит социально-гуманитарных, психологических и особенно фундаментальных естественнонаучных знаний.
Усиление фундаментальной компоненты становится главным приоритетом при разработке образовательных проектов для интеллектуальных лидеров. Это связано с объективной тенденцией возрастания значимости фундаментальной науки для инновационной экономики, выступающей в качестве постановщика актуальных проблем и глобального источника знаний, необходимых для принятия системных решений и разработки междисциплинарных стратегий. Возрастание инновационно-методологической роли фундаментальной науки всё более проявляется в её трансдисциплинарном характере влияния на системную организацию процессов разнородных знаний, столь необходимых для коммерциализации инновационных идей.
Не переоценивая случайный характер возникновения новшеств и трудности «жёсткого» планирования работы учёных и специалистов, необходимо высоко ценить роль корпоративного стратегического управления. Многое в выборе стратегии зависит от руководителей НИОКР, от видения ими целей, направлений и перспективы развития нововведений, знания своего научно-технического потенциала и умения оценить ресурсные возможности, от способности оптимально распределить эти ресурсы, привести запланированную стратегию в исполнение.
Обостряются противоречия между непрерывно возрастающим объёмом информации, ростом объёма внедряемых в производство высоких технологий, определяющих динамику инновационного развития ведущих стран, и имеющимися возможностями приобретения требуемых профессиональных знаний в условиях существующей образовательной системы. Выход из кризисного состояния видится в реализации концепции «инновационного образования», ориентированного на воплощение идей «непрерывного образования» – от фундаментальной подготовки к переподготовке и далее, к повышению квалификации специалистов. Таким образом, инновационное образование вполне соответствует современной идеологии многоуровневого непрерывного образования.
Инновационное образование ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно, а главное, это способность к постоянному самообразованию в интересах непрерывного повышения квалификации во всё расширяющемся компетентностном спектре.
К основным идеям инновационного образования относятся:
• установка на умение постоянно учиться с установками на творчество и расширение своего компетентностного спектра;
• способность к поиску новых знаний и, главное, творческим действиям для достижения поставленной цели;
• развитие навыков работы в командах специалистов различных областей знания;
• постоянное творческое самосовершенствование, выражающееся в способностях к постановке задач, формированию команд и работе в междисциплинарных проектах.
Очевидно, что трансферт знаний в рамках инновационных образовательных проектов должен осуществляться на методологии системного подхода, интегрирующей достижения логико-математических, естественнонаучных, инженерно-технических, социально-гуманитарных знаний и компетенций.

(См. продолжение доклада: часть 3)

___________________________
[1] Тагунова А.И. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства. – М., 2007. – С. 4.
[2] Крючков В.Н., Полещенко К.Н., Разумов В.И. Менеджмент высоких технологий // Вестник Омского университета: серия «Экономика». – Омск: ОмГУ, – 2009. – №2. – С. 122-126.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
26 мая 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD