Методология системного подхода представляет собой тип рационально-рефлексивного знания, направленный на изучение, совершенствование и конструирование методов познания мира средствами естественных наук, выявление междисциплинарных стратегий и тенденций взаимодействия и диалога логико-математического, естественнонаучного, инженерно-технического и социально-гуманитарного знания, а также навыков в области психофизиологии.
В обстановке неопределённости, требующей принятия быстрых адекватных решений, направленных на минимизацию рисков при реализации инновационных проектов, требования к уровню подготовки специалистов по управлению инновациями не только стремительно возрастают, но и приобретают новые контуры. Специалист по управлению инновациями позиционируется как интеллектуальный лидер, обладающий широким спектром знаний в области экономической теории, теории управления, владеющий методами инновационного менеджмента, высокотехнологического маркетинга и международного трансферта технологий. Возникает вопрос, где и каким образом может быть подготовлен такой специалист.
Для реализации инновационно-образовательных проектов необходимы соответствующие интеллектуальные ресурсы. Ухудшение социального положения учёных и инженеров, снижение престижа научного труда обусловили резкое сокращение притока выпускников вузов в сферу науки и отток из неё молодых специалистов. Указанные тенденции ускорили процесс старения научных кадров. Сегодня возраст 46 % исследователей превышает 50 лет, в том числе 57 % кандидатов и 83 % докторов наук; примерно каждый шестой исследователь старше 60 лет; а средний возраст российских ученых – 48 лет (в том числе кандидатов наук – 51 год, докторов наук – 59 лет).
Необходимыми интеллектуальными ресурсами обладают классические университеты. Обеспечивая качественное фундаментальное образование и социализацию личности, они способны реализовать следующие инновационные стратегические задачи:
• подготовка «многомерной личности» – интеллектуального лидера, обладающего базовыми, аналитическими и инновационными компетенциями;
• подготовка современных учёных в области высоких интегрированных технологий;
• разработка социально-гуманитарных высоких технологий;
• разработка научных основ «технологий создания технологий»;
• создание естественнонаучных основ «прорывных инноваций»;
• разработка методологии инновационного проектирования интеллектуально-технологических систем.
В современной литературе предлагается в виде метода повышения конкурентоспособности предприятия рассматривать эпистемологические границы умственной деятельности своих сотрудников как преграду, которую можно и нужно научиться форсировать с помощью своего же интеллекта. Речь идёт о том, чтобы использовать собственный интеллект как катализатор, запустить мотор интеллектуализации, выработать технологию интеллектуализации в интересах повышения инновационной мощности. Речь идёт о саморазвитии интеллекта и о служащей этому корпоративной стратегии, об институтах поддержки и стимулирования инноваций.
Успешное функционирование инновационной системы требует не только наличия сильной науки и образования, но и эффективного взаимодействия государства и частного сектора как основных «игроков» на инновационном поле. Выделение государством в качестве приоритета развития образования, науки и технологий, создание благоприятных институциональных условий для генерации и распространения в экономике новых знаний – важнейший фактор сбалансированного развития всех элементов инновационной системы. Реализация новых форм научной и инновационной политики в последние десятилетия ХХ века подняла траекторию экономического роста лидеров мировой экономики, позволила многим странам, вчерашним аутсайдерам научно-технологического развития, интегрироваться в мировую экономику на основе хай-тека, повысить конкурентоспособность хозяйства и жизненный уровень населения.
Необходимо эффективно организовать взаимосвязанный процесс, который включает следующие элементы:
• разработка инновационных информационно-коммуникационных технологий и новых методов обучения;
• получение навыков инновационного проектирования;
• реализация междисциплинарных обучающих программ и инновационно-образовательных проектов посредством совместного участия преподавателей, консультантов консалтинговых фирм и менеджеров-практиков.
Современный этап экономического и социального развития общества характеризуется повышением доли и роли творческого труда во всех сферах деятельности человека, и тем более развитием элементов творчества в процессах реализации нововведений. Творчество превратилось в широко распространённую потребность человека и в острую необходимость применительно к инновационной деятельности.
В Омском государственном университете им. Ф.М. Достоевского выполняется комплексный проект подготовки кадров для инновационной деятельности [2]. Проект ориентирован на подготовку персонала инновационных фирм, управленческих и педагогических кадров, а также студентов, нацеленных на работу в области инновационного предпринимательства.
В рамках проекта предусмотрена вариативная часть с акцентом на подготовку менеджеров наукоёмких технологий, способных осуществлять инновационную деятельность в области химических технологий, биотехнологий, нанотехнологий, определяющих точки роста промышленно-экономических кластеров Омского региона.
Целью проекта является реализация многоуровневой социально-образовательной модели, направленной на получение следующей «системы эффектов»:
• для студента – возможность освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, получения дополнительной квалификации;
• для специалиста – возможность выбора форм переподготовки;
• для региона – возможность подготовки конкурентоспособного специалиста по управлению инновациями.
Проект реализуется на основе оригинальной технологии нововведений, раскрывающей сущность инновационно-инвестиционного механизма интеллектуального развития, обеспечивающего формирования конкурентоспособной личности, обладающей базовыми, аналитическими и стратегическими компетенциями в области инноваций.
Научную основу проекта составляют фундаментальные представления о переносе информации и знаний, их природе, процессах трансферта интеллектуальных потоков. Концептуальная особенность проекта вытекает из интегративности материала образовательных программ, а также разворачиваемой многодисциплинарной методологии синтеза, позволяющей управлять противоречиями как динамическими взаимодействиями, образующимися между компонентами комплексов логико-математического, естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технического знания.
Это позволяет сформировать основу для понимания и применения в инновационном проектировании баланса сходства-различий логико-математического, естественнонаучного, социально-гуманитарного и инженерно-технического знания и, более того, обосновать их конструктивную взаимосвязь в качестве фундаментальной основы для проектной и управленческой деятельности в различных сферах: науки и образования, бизнеса, в том числе ориентированного на область высоких технологий.
Большое место в реализации данного проекта должна занять реальная работа по формированию инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в РФ и в Омском регионе. Наряду с необходимостью научного обеспечения инновационной деятельности, огромную роль здесь играет мировоззрение. Прорыв в области высоких технологий, как и переход к стратегии инновационного развития может осуществляться при условиях: роста образования, и, прежде всего, высшего; согласованной деятельности элит (бизнес, властной, интеллектуальной); глубокой перестройке научно-образовательной и в целом социальной деятельности.
Принципиальным отличием данного образовательного проекта является реализация вертикального трансфера знаний: от фундаментального образования до реализации инновационных идей в области социальной практики.
Стратегия реализации проекта предусматривает переход от программ предметного обучения к программам проектного обучения и затем к программам инновационного обучения. Соответственно, такой переход предполагает трансформацию типов формируемого мышления: от линейного к нелинейному и, наконец, к сценарному мышлению, необходимому для успешной инновационной деятельности. При разработке указанной стратегии были приняты следующие ориентиры:
• привязка к логистической зависимости жизненного цикла продукта (технологии);
• понимание физических (химических, биологических) пределов, определяющих свойства продукции;
• знания физических явлений и проектных решений, связанных с разработкой и внедрением высоких технологий, обеспечивающих наряду с повышением качества и ресурса изделий, минимизацию рис-ков при эксплуатации сложных систем и оборудования;
• навыки решения нестандартных задач;
• владение системным подходом минимизации рисков при принятии управленческих решений.
Реализуемые в рамках комплексного проекта программы повышения квалификации «Инновационная деятельность», «Управление инновационным развитием», «Инновации в науке, образовании, проектировании», «Методология научных исследований» ориентированы на овладение приёмами и навыками продвижения инновационных проектов на рынок. Разработаны образовательные модули «Методология научных исследований и технология нововведений» и «Инновационная деятельность в высшей школе», ориентированные на подготовку магистрантов, аспирантов, докторантов, соискателей и преподавателей омских вузов.
Программы разработаны с учётом мировых прогнозов инновационного развития России и приоритетов технологического развития страны в соответствие с утвержденным Президентом РФ перечнем критических технологий, а также региональных аспектов технологической реструктуризации экономики.
Из затянувшегося кризиса нашу страну может вывести только целенаправленный переход к инновационной экономике, отличительной чертой которой является эффективное использование информации и знаний. Ситуация всё больше осложняется растущим разрывом между ускоряющимся развитием информационных технологий и остающимися практически без изменений интеллектуальными технологиями, основанными на способностях когнитивного мышления, стратегиях формирования рассуждений и доказательств. Уровень высоких технологий, новейших материалов требует перехода интеллекта на новый уровень развития. А это может быть достигнуто разработкой трансдисциплинарного концепта инновационной направленности, объединяющего культуру, образование, науку, проектирование.