|
|
2011 — Бородулина А.Н. — Инновационная деятельность: понятийный аппарат (часть 2)
|
| | Бородулина Анастасия Николаевна аспирант ФБГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» |
Доклад на третьей научно-практической конференции «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 15 декабря 2011 года
Инновационная деятельность: понятийный аппарат
(часть 2)
Понятие инновационной организации и инновационного предприятия
Руководство Осло | Инновационное предприятие – это предприятие, которое внедрило какую-либо инновацию за период времени, установленный при обследовании. Рекомендуется, чтобы для инновационных обследований продолжительность этого периода наблюдений не превышала трёх лет, но и не была бы менее одного года. | Законопроект Грачёва | Инновационной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение инноваторов, осуществляющее в качестве основной, инновационную деятельность «де факто» и в соответствии с учредительными документами. Инновационная организация, являющаяся предприятием по Гражданскому кодексу, признаётся инновационным предприятием. | Законопроект Морозова | Нет дефиниции. | Федеральный закон № 254-ФЗ | Нет дефиниции. |
Из приведённых выше определений видно, что «инновационная организация» и «инновационное предприятие» чётко разграничены только в законопроекте Грачёва. В рамках «Руководства Осло», однако, существует возможность прочих инновационных организаций, помимо предприятий, но в данном документе они не рассматриваются. В соответствии с «Руководством Осло», инновационное предприятие должно внедрить за срок от 1 до 3 лет какую-либо инновацию. Что касается действующего законодательства, то пока не существует конкретного определения столь важного явления, однако согласно Приказу Росстата от 25.08.2011 № 373 «Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере науки и инноваций» инновационной можно признать организацию, осуществившую завершённые инновации в течение последних трёх лет. Таким образом, можно сказать, что, несмотря на отсутствие в действующем российском законодательстве непосредственно понятия «инновационное предприятие», на практике используются критерии инновационности, закреплённые в «Руководстве Осло». В законопроекте Морозова используется сходный по смыслу с понятием «инновационная организация» термин «инновационный субъект», толкования которого, в рамках данного законопроекта не было дано.
Понятие инновационного проекта
Руководство Осло | Нет дефиниции. | Законопроект Грачёва | Проект, содержащий технико-экономическое, правовое и организационное обоснование конечной инновационной деятельности, сведения о целях, объёмах финансирования, исполнителях, сроках исполнения и окупаемости, планы и мероприятия по реализации новых видов продукции, технологий, услуг. | Законопроект Морозова | Комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, имеющих целью производство и реализацию инновационной продукции определённого наименования (заявленной инновационной продукции) в рамках полного цикла – от момента создания результатов научной и (или) научно-технической деятельности, подготовки этих результатов к введению в хозяйственный оборот или приобретения прав на их использование до производства инновационной продукции в промышленных масштабах. | Федеральный закон № 254-ФЗ | Комплекс направленных на достижение экономического эффекта мероприятий по осуществлению инноваций, в том числе по коммерциализации научных и (или) научно-технических результатов. |
В принципе, инвестиционный проект рассматривается двояко: с одной стороны, это комплекс мероприятий, что отражено в трактовке действующего законодательства, законопроекте Морозова, и, косвенно, в «Руководстве Осло», с другой – документ, содержащий описание этого комплекса мероприятий (законопроект Грачёва). Тем не менее, в трактовках инновационного проекта как комплекса мероприятий наблюдается существенное различие: если в законопроекте Морозова целью является производство и реализацию инновационной продукции, то действующее законодательство, в первую очередь, устанавливает целью достижение экономического эффекта.
Понятие инновационной инфраструктуры
Руководство Осло | Нет дефиниции. | Законопроект Грачёва | Совокупность организаций, способствующих осуществлению инновационной деятельности: научно-технические, образовательные, производственные организации и их объединения, технологические инкубаторы, технополисы, технопарки, учебно-деловые центры, инновационные и венчурные фонды, другие специализированные организации, а также инновационно-технологические центры и офисы коммерциализации разработок. | Законопроект Морозова | Физические и юридические лица, оказывающие непосредственное финансовое, материально-техническое, организационное, консультационное, информационное и иное содействие субъектам инновационной деятельности. | Федеральный закон № 254-ФЗ | Совокупность организаций, способствующих реализации инновационных проектов, включая предоставление управленческих, материально-технических, финансовых, информационных, кадровых, консультационных и организационных услуг. |
Таким образом, очевидно, что понятия, данные в Законопроекте Морозова и в Законе № 254-ФЗ практически идентичны, за исключением субъектов, входящих в инфраструктуру. Что касается законопроекта Грачёва, то, фактически, он дополняет дефиницию Закона перечнем подобных организаций. Что касается «Руководства Осло», то сходным по смыслу с инновационной структурой понятием является общее институциональное окружение, определяющее широкий диапазон параметров, в рамках которого действуют предприятия. В число составляющих его элементов входят: основная образовательная система населения, определяющая минимальные образовательные стандарты рабочей силы и внутреннего потребительского рынка; система высшего образования; система специального технического обучения; система исследований и разработок; общие базы кодифицированных знаний, такие, как публикации; технические, экологические и управленческие стандарты; инновационная политика и другие составляющие государственной политики, влияющие на инновационную активность предприятий и другие.
Подводя итог, можно сказать, что принятие отдельного закона, регулирующего сферу инноваций, является необходимостью, поскольку, даже не выходя за границы наиболее важных понятий, нами были обнаружены существенные пробелы в действующем законодательстве, начиная от слишком узкой трактовки некоторых понятий и заканчивая отсутствием дефиниций. Что касается законопроектов, призванных упорядочить данный вид общественных отношений, то законопроект Грачёва является более конкретным, понятия, сформулированные в нём, отличаются высокой точностью, однако подобный подход существенно упрощает сложные по своей сути реалии. Законопроект Морозова, в свою очередь, лишен подобного недостатка, вероятно, именно это, послужило причиной его принятия в первом чтении. Однако, стоит отметить, что, несмотря на продвижение, данный законопроект также имеет определённые разночтения с «Руководством Осло», которые, скорее всего, должны быть устранены в рамках дальнейшей работы над проектом на основе материалов действующего законодательства, «Руководства Осло» и всех законопроектов по инновациям, которые когда-либо были представлены. На наш взгляд, только подобный подход поможет создать закон, который будет существовать не только на бумаге, но и в реальной жизни.
(См. начало доклада: часть 1)
■
Опубликовано: Материалы третьй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 15 декабря 2011 года, г. Омск
|
|
|
|
Автор : Бородулина Анастасия Николаевна
— Каталог : Социум. Культура
|
|
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
|
|
|
|
|