OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.20 · 10:18 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Культура
2011 — Бородулина А.Н. — Инновационная деятельность: понятийный аппарат (часть 1)
.


Бородулина
Анастасия Николаевна
аспирант ФБГОУ ВПО
«Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на третьей научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
15 декабря 2011 года

Инновационная деятельность:
понятийный аппарат

(часть 1)

Сегодня инновационность, пожалуй, является ключевым фактором успешности бизнеса: постепенное насыщение рынка, ужесточение конкуренции, избирательность покупателей требуют постоянного совершенствования уже существующей продукции и предложения чего-то нового, что позволило бы получить значительное конкурентное преимущество, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, можно сказать, что проблема разработки и внедрения инноваций весьма актуальна в мировом масштабе. Однако в России она приобретает особую остроту, что связано со спецификой исторического развития нашей страны. Несмотря на то, что «холодная война» велась, в том числе, и на инновационном поприще, и СССР лидировал в ряде отраслей, производя в 80-х годах XX века до 50 % всех мировых инноваций, национальная инновационная система так и не была построена. Это было обусловлено рядом существенных причин, таких как приоритет военных задач, следовательно, наличие секретности, отсутствие системы управления инновационными процессами, пренебрежение гуманитарными аспектами, административные методы управления и слабым контролем издержек. В перестройку ситуация приняла еще более угрожающий характер: на фоне коллапса во всех сферах жизни общества, инновации отошли на дальний план. Вместе с тем, советский опыт был директивно заменен на международные стандарты, что привело инновации к декларативному характеру интеграции в международное сообщество либо к их сужению до подражательных. Данные меры отбросили инновационное развитие России на несколько лет назад. Однако с 2002 года на государственном уровне была признана необходимость инновационного развития страны. На наш взгляд, сегодня данная проблема подразумевает под собой два аспекта: помимо непосредственно инновационного развития страны, необходимо интегрировать этот опыт в мировую систему инновационного развития, что требует унификации, причём, прежде всего, унификации ключевых понятий, применяемых в рамках инновационной деятельности.

В России до сих пор не существует единого закона, регламентирующего инновационную деятельность. Отдельные её нормы закреплены в обширном количестве нормативно-правовых актов, начиная от Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» до закона о рекламе. Кроме того, с конца 90-х с разной степенью активности и успешности предпринимаются попытки принятия единого нормативно-правового акта, регулирующего столь важную сферу общественных отношений. Например, законопроект «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесённый в конце 1997 года членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, представленный в 1999 году проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» и др. Последними из них стали два проекта: Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской федерации» за авторством О. В. Морозова и А. Н. Чилингарова и др. и законопроект «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации», представленный И. Д. Грачёвым, К. В. Бесчетновым, О. Г. Дмитриевой, внесённые в Государственную Думу РФ в феврале 2011 года.
Что касается зарубежного опыта, то общепризнанным в мире справочным и методологическим изданием в области инноваций, является «Руководство Осло», разработанное и утвержденное Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом и содержащее рекомендации для сбора и интерпретации сведений об инновациях в международно сопоставимом виде. Недавно в Минобрнауки России был подготовлен перевод «Руководства Осло» в целях формирования единого понимания инновационной деятельности на основе международной практики, выработки понятийного аппарата и закрепления соответствующих норм.
Рассмотрим ключевые понятия инновационной деятельности, представленные в «Руководстве Осло», действующем законодательстве Российской Федерации и предложенных законопроектах.

Таблица 1.
Понятие инноваций

Руководство
Осло
Введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях.
Законопроект
Грачёва
Нет дефиниции.
Законопроект
Морозова
Инновации включают в себя следующие результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии.
Федеральный закон № 254-ФЗВведённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях.

Таким образом, в «Руководстве Осло» инновации рассматриваются как процесс, причём под новшеством понимается не только продукция, но и определённые методические ноу-хау. В российской же практике инновация рассматривается как результат, причём, действующее законодательство рассматривает инновацию как результат процесса, описанного в «Руководстве Осло», а в законопроекте Морозова инновации ограничены жёстким перечнем. Следовательно, можно сказать, что оба российских определения не соответствуют международному толкованию, однако, несомненно, толкование с точки зрения действующего законодательства более близко. Что касается законопроекта Грачёва, то отсутствие определения инноваций не является существенным недостатком данного законопроекта, поскольку в случае его принятия, в силе останется ныне действующее определение инноваций.

Таблица 2.
Понятие инновационной деятельности

Руководство
Осло
Все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации.
Законопроект
Грачёва
Деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции.
Законопроект
Морозова
Действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
Федеральный закон № 254-ФЗДеятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности.

Видно, что в рамках действующего российского законодательства инновационная деятельность подразумевает под собой 3 элемента: реализацию инновационных проектов, создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности. В «Руководстве Осло» инновационной деятельностью называется любая деятельность, приводящая к осуществлению инноваций. Таким образом, можно говорить о том, что толкование, закрепленное в Федеральном законе, в общих чертах не противоречит данному определению, хотя является более узким, поскольку в рамках «Руководства Осло» инновационная деятельность не ограничена конкретной инновацией. Что касается законопроектов, то оба они рассматривают инновационную деятельность как практическое применение результатов научной деятельности. Однако определение, данное в законопроекте Морозова несколько шире, т.к. затрагивает помимо вышеназванного аспекта создание результатов инновационной деятельности, подлежащих дальнейшему применению, и её субъектов.

(См. продолжение доклада: часть 2)
 

Опубликовано:
Материалы третьй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
15 декабря 2011 года, г. Омск

 
 
Автор : Бородулина Анастасия Николаевна  —  Каталог : Социум. Культура
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD