|
|
2011 — Бородулина А.Н. — Инновационная деятельность: понятийный аппарат (часть 1)
|
| | Бородулина Анастасия Николаевна аспирант ФБГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского» |
Доклад на третьей научно-практической конференции «Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 15 декабря 2011 года
Инновационная деятельность: понятийный аппарат
(часть 1)
Сегодня инновационность, пожалуй, является ключевым фактором успешности бизнеса: постепенное насыщение рынка, ужесточение конкуренции, избирательность покупателей требуют постоянного совершенствования уже существующей продукции и предложения чего-то нового, что позволило бы получить значительное конкурентное преимущество, а, следовательно, и прибыль. Таким образом, можно сказать, что проблема разработки и внедрения инноваций весьма актуальна в мировом масштабе. Однако в России она приобретает особую остроту, что связано со спецификой исторического развития нашей страны. Несмотря на то, что «холодная война» велась, в том числе, и на инновационном поприще, и СССР лидировал в ряде отраслей, производя в 80-х годах XX века до 50 % всех мировых инноваций, национальная инновационная система так и не была построена. Это было обусловлено рядом существенных причин, таких как приоритет военных задач, следовательно, наличие секретности, отсутствие системы управления инновационными процессами, пренебрежение гуманитарными аспектами, административные методы управления и слабым контролем издержек. В перестройку ситуация приняла еще более угрожающий характер: на фоне коллапса во всех сферах жизни общества, инновации отошли на дальний план. Вместе с тем, советский опыт был директивно заменен на международные стандарты, что привело инновации к декларативному характеру интеграции в международное сообщество либо к их сужению до подражательных. Данные меры отбросили инновационное развитие России на несколько лет назад. Однако с 2002 года на государственном уровне была признана необходимость инновационного развития страны. На наш взгляд, сегодня данная проблема подразумевает под собой два аспекта: помимо непосредственно инновационного развития страны, необходимо интегрировать этот опыт в мировую систему инновационного развития, что требует унификации, причём, прежде всего, унификации ключевых понятий, применяемых в рамках инновационной деятельности.
В России до сих пор не существует единого закона, регламентирующего инновационную деятельность. Отдельные её нормы закреплены в обширном количестве нормативно-правовых актов, начиная от Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике»» до закона о рекламе. Кроме того, с конца 90-х с разной степенью активности и успешности предпринимаются попытки принятия единого нормативно-правового акта, регулирующего столь важную сферу общественных отношений. Например, законопроект «Об инновационной деятельности в Российской Федерации», внесённый в конце 1997 года членами Совета Федерации и депутатами Госдумы, представленный в 1999 году проект федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике» и др. Последними из них стали два проекта: Федеральный закон «О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской федерации» за авторством О. В. Морозова и А. Н. Чилингарова и др. и законопроект «О господдержке инновационной деятельности в Российской Федерации», представленный И. Д. Грачёвым, К. В. Бесчетновым, О. Г. Дмитриевой, внесённые в Государственную Думу РФ в феврале 2011 года. Что касается зарубежного опыта, то общепризнанным в мире справочным и методологическим изданием в области инноваций, является «Руководство Осло», разработанное и утвержденное Организацией экономического сотрудничества и развития и Евростатом и содержащее рекомендации для сбора и интерпретации сведений об инновациях в международно сопоставимом виде. Недавно в Минобрнауки России был подготовлен перевод «Руководства Осло» в целях формирования единого понимания инновационной деятельности на основе международной практики, выработки понятийного аппарата и закрепления соответствующих норм. Рассмотрим ключевые понятия инновационной деятельности, представленные в «Руководстве Осло», действующем законодательстве Российской Федерации и предложенных законопроектах.
Понятие инноваций
Руководство Осло | Введение в употребление какого-либо нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги) или процесса, нового метода маркетинга или нового организационного метода в деловой практике, организации рабочих мест или внешних связях. | Законопроект Грачёва | Нет дефиниции. | Законопроект Морозова | Инновации включают в себя следующие результаты научной и (или) научной деятельности, используемые при производстве инновационной продукции: программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии. | Федеральный закон № 254-ФЗ | Введённый в употребление новый или значительно улучшенный продукт (товар, услуга) или процесс, новый метод продаж или новый организационный метод в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях. |
Таким образом, в «Руководстве Осло» инновации рассматриваются как процесс, причём под новшеством понимается не только продукция, но и определённые методические ноу-хау. В российской же практике инновация рассматривается как результат, причём, действующее законодательство рассматривает инновацию как результат процесса, описанного в «Руководстве Осло», а в законопроекте Морозова инновации ограничены жёстким перечнем. Следовательно, можно сказать, что оба российских определения не соответствуют международному толкованию, однако, несомненно, толкование с точки зрения действующего законодательства более близко. Что касается законопроекта Грачёва, то отсутствие определения инноваций не является существенным недостатком данного законопроекта, поскольку в случае его принятия, в силе останется ныне действующее определение инноваций.
Понятие инновационной деятельности
Руководство Осло | Все научные, технологические, организационные, финансовые и коммерческие действия, реально приводящие к осуществлению инноваций или задуманные с этой целью. Некоторые виды инновационной деятельности являются инновационными сами по себе, другие не обладают этим свойством, но тоже необходимы для осуществления инноваций. Инновационная деятельность включает также исследования и разработки, не связанные напрямую с подготовкой какой-либо конкретной инновации. | Законопроект Грачёва | Деятельность, направленная на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции. | Законопроект Морозова | Действия (деятельность) физического или юридического лица, направленных на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации. | Федеральный закон № 254-ФЗ | Деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую деятельность), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности. |
Видно, что в рамках действующего российского законодательства инновационная деятельность подразумевает под собой 3 элемента: реализацию инновационных проектов, создание инновационной инфраструктуры и обеспечение её деятельности. В «Руководстве Осло» инновационной деятельностью называется любая деятельность, приводящая к осуществлению инноваций. Таким образом, можно говорить о том, что толкование, закрепленное в Федеральном законе, в общих чертах не противоречит данному определению, хотя является более узким, поскольку в рамках «Руководства Осло» инновационная деятельность не ограничена конкретной инновацией. Что касается законопроектов, то оба они рассматривают инновационную деятельность как практическое применение результатов научной деятельности. Однако определение, данное в законопроекте Морозова несколько шире, т.к. затрагивает помимо вышеназванного аспекта создание результатов инновационной деятельности, подлежащих дальнейшему применению, и её субъектов.
(См. продолжение доклада: часть 2)
■
Опубликовано: Материалы третьй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 15 декабря 2011 года, г. Омск
|
|
|
|
Автор : Бородулина Анастасия Николаевна
— Каталог : Социум. Культура
|
|
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
|
|
|
|
|