АНТОЛОГИЯ ОДНОГО СТИХОТВОРЕНИЯ
Бенедиктов
Как-то, в конце 70-х годов прошлого столетия мне довелось познакомиться с нашумевшей книгой Роберта Моуди «Жизнь после смерти». Книга мгновенно обрелa мировую популярность.
Факты, приведённые учёным-экспериментатором изумляли, восхищали, а кого-то и возмущали – процесс перехода от жизни к смерти слишком жгучая тема, которая никого не могла оставить равнодушным. Многим тогда казалось – вот впервые человек занялся практическим изучением этого таинства перехода в мир иной, и впервые достиг пусть не бесспорных, но впечатляющих результатов: сотни людей, побывавших в состоянии клинической смерти, рассказывали о том, что видели ТАМ. И что самое любопытное, из разнородных, независимых друг от друга рассказов складывалась некая общая картина, надо сказать – весьма оптимистическая: «ТАМ» – Свет, и окончив свои дела и дни на земле, человек не исчезает окончательно, как это утверждалось атеистической пропагандой, но воистину приобщается «Жизни будущего века», столь чаемой и возглашённой в «Символе Веры».
Книга обсуждалась весьма активно на всех социальных уровнях, нередко приходилось вступать в споры по поводу «открытий» доктора Моуди, и всегда меня поражало одно: да почему же никто не вспомнит, что поэзия всегда говорила (только глубже и одухотворённее) об этом же самом! Можно приводить много примеров из мировой поэзии о подобных догадках и прозрениях, но сегодня я хотел предложить читателям одно стихотворение наверное не самого известного и чтимого русского поэта 19 века Владимира Григорьевича Бенедиктова. Стихотворение называется «Переход». Это, на мой взгляд, подлинный шедевр забытого, обидно и несправедливо забытого поэта.
Судьба не то что не баловала его, она его била смертным боем. Первая же его книга была с восторгом принята читающей публикой, но неистовый Виссарион (Белинский. — Примеч. ред.), «властитель дум» того времени крутым и страшньм критическим ударом послал поэта в нокаут. И он замкнулся на добрый десяток лет. Когда вышла вторая его книга, так же хорошо принятая публикой, подоспел второй тяжеловес, тоже к тому времени «властитель дум», Добролюбов, и снова – критическй нокаут, и снова многолетнее молчание поэта. К концу жизни выходит третья книга, но уж тут начеку третий супертяжеловес – Чернышевский. И снова – гибельный удар по творчеству и судьбе поэта. Чем же не устраивал их всех этот, похожий, наверное, на незабвенного Башмачкина поэт, всю жизнь проведший за чиновничьей конторкой, временами влачивший полунищенское существование, что даже для обедневшего дворянина по тем временам было ненормально? Мне думается, в своей поэтике, в своей экспрессии он далеко оторвался от современников; ему бы родиться «после символистов», aн нет, судьба подшутила немилосердно, и он оказался белой вopoнoй в своём столетии, богатой пищей для пародий и прочих литературных издевательств.
Конечно же, немало безвкусицы, нередко граничащей с пошловатостью, можно встретить в его стихах, но дар-то, дар был подлинным! А откровения его порою просто пугающи своей неземной прозорливостью. Вчитайтесь в эти строки, рождённые за полтора столетия до книги Роберта Моуди, и может быть вам полнее захочется ознакомиться с твортворчеством этого несправедливо забытого поэта.
Переход
Видали ль вы преображённый лик
Жильца земли в священный миг кончины –
В сей пополам распределённый миг,
Где жизнь глядит на обе половины?
Уж край небес душе полуоткрыт;
Её глаза туда уж устремились,
А отражать её бессмертный вид
Черты лица ещё не разучились, –
И неземной в них отразился б день
Во всех лучах великого сиянья,
Но те лучи ещё сжимает тень
Последнего предсмертного страданья.
Но вот – конец! – Спокоен стал больной.
Спокоен врач. Сама прошла опасность –
Опасность жить. Редеет мрак земной,
И мёртвый лик воспринимает ясность.
Так над землёй, глядишь, ни ночь, ни день;
Но холодом вдруг утро засвежело,
Прорезалась рассветная ступень –
И решено сомнительное дело.
Всмотритесь в лик отшедшего туда
В известный час: он ясностью своею
Торжественно вам, кажется, тогда
Готов сказать: «Я понял! Разумею!
Узнал!» – Устам как будто нарушать
Не хочется святыню безглагольства,
А на челе оттиснута печать
Всезнания и вечного довольства.
Здесь, кажется, душа, разоблачась,
Извне глядит на это облаченье,
Чтоб в зеркале своём в последний раз
Последних дум проверить выраженье.
Но тленье ждёт добычи – и летит
Бессмертная, и бросив тело наше,
Она земным стихиям говорит:
Голодные! Возьмите: это ваше!
[1853]
—————— • ——————
Вячеслав Киктенко
_______________________
1. Илл. (заставка): Владимир Григорьевич Бенедиктов. (Фотограф: Генрих Иоганн Деньер. 1865 г.)
При увеличении: М. Барышев. Портрет Владимира Григорьевича Бенедиктова. (Литография, 225х164 мм. 1858 г.)
2. возглашённой в «Символе Веры» — одна из основных религиозных установок православных христиан, озвученная в тексте молитвы «Символ Веры». (Из церковного толкования заключительных слов молитвы «…Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.»: «воскресение мертвых – это действие всемогущества Божия, по которому все тела умерших людей, соединясь снова с их душами, оживут и будут духовны и бессмертны».)
3. неистовый Виссарион — Виссарион Григорьевич Белинский (1811–1848) – русский литературный критик, публицист.
4. Добролюбов — Николай Александрович Добролюбов (1836–1861) – русский литературный критик, публицист.
5. Чернышевский — Николай Гаврилович Чернышевский (1828–1889) – русский философ, литературный критик, публицист, прозаик.
Из воспоминаний (запись в дневнике, датировано 25 апреля 1853 г.) В. П. Быковой, классной дамы Воспитательного
общества благородных девиц, о вечере, проведённом накануне у Баумгартенов, где В. Г. Бенедиктов читал свои неопубликованные стихотворения: «Поэзия его принимает теперь истинное направление: обилие мысли, прямой взгляд на жизнь, горячее чувство освобождается от гиперболы, картинность изображений, светлый творческий ум и звучность стиха – всё это ставит его наряду с нашими поэтами. “Человек”, “Молчи”, “Три владычества Рима”, “Переход” бесподобно написаны, они дышат высокою поэзиею».
Впервые опубликовано в первом прижизненном собрании стихотворных произведений В. Г. Бенедиктова (Том III. (1850-1856), стр. 6-8)*.
_______________________
* Бенедиктов В.Г. Собрание стихотворений В. Бенедиктова : в трёх томах. — С.-Петербург : Тип. Крыловской, 1856.
|