OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.13 · 01:02 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМНООБИБЛИОН
NB0001258 — Л.М.Марцева — Советская модель всеобщего труда — (2008)
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Л. М. Марцева
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
NB
Лидия Михайловна
Марцева
Советская модель
всеобщего труда.
Теоретические источники
и исторический опыт.
Издательский центр «Омский научный вестник» (г. Омск).
В типографии «Апельсин» (г. Омск).
Омск — 2008
 
OM
 
Фонд релизов
«Нообиблион»
и библиофонд
формируют
авторы
литературных
произведений,
авторы
научных
исследований,
авторы-
составители
различных
сборников
(антологий,
альманахов,
хрестоматий,
альбомов) и
монографий,
биографий и
библиографий,
историки
литературы,
издатели.
Включайтесь!
NB
 
Издателем книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 13.5 MB
  Т Е К С Т  
 
описание / сведения
Марцева Л.М.
Советская модель всеобщего труда : Теоретические источники и исторический опыт : монография / Л..М..Марцева ; ред.: Г..И..Евсеева. — Омск : ИЦ «Омский научный вестник», 2008. — 342 с. — Библиогр.: в подстроч. примеч. — 20.5×14.5 см. — 300 экз. — (Портр. авт. на с..4 обл.).
ISBN 978-5-91306-020-4-Х
 
релиз / аннотация
Автор монографии вычленяет в истории социальных учений тему всеобщего труда, ставшего основой советской модели всеобщей занятости. Всеобщий обязательный труд как системообразующий принцип социализма и организации народного хозяйства отражён в Конституциях СССР (1918, 1924, 1936, 1977.гг.). Советская модель всеобщего труда – это синтез западноевропейских теоретических источников и живого творчества советских людей. Идеи всеобщего труда, восходящие к христианской догматике, оказались близки российской ментальности, включая сотрудничество, взаимопомощь, коллективистские формы жизнеустройства, понимание справедливости, органическую российскую социальность. В западноевропейских источниках конструкция всеобщего труда, основанная на абстрактном гуманизме и материалистической антропологии, заключает противоречие между идеей свободы и внеэкономическим принуждением к труду. Эта чужеродность, включая атеизм, конкретизировалась в советской модели. Исказился нравственный смысл труда, возникла приоритетность материальных ценностей над духовными, внеэкономическое принуждение породило монстра – советскую партократию и бюрократию. Идея всеобщего труда близка цивилизационной российской специфике: география, плотность коренного населения, менталитет, тип государственности, религиозное сознание. Советский опыт высокого социального статуса труда и всеобщей занятости, по убеждению автора, должен быть применён в новом качестве в современной России.
Адресуется философам, историкам и культурологам. Представляет интерес для всех, кто занимается проблемами отечественной и мировой истории и культуры, а также широкому кругу читателей.
 
Рецензенты: В..Д..Полканов – доктор исторических наук, профессор Омского государственного технического университета; А..А..Штырбул – доктор исторических наук, профессор Омского государственного педагогического университета.
 
NB
Лидия Михайловна
Марцева.
Портрет автора – на четвёртой странице обложки книги
«Советская модель всеобщего труда.
Теоретические источники и исторический опыт»
(Омск, 2008).
Фотография: неизвестный автор.
 
предисловие / введение
Введение
Каждая социально-экономическая система обладает своими особенностями способа производства, важнейшей из которых является организация совокупного общественного труда. Различные её исторические формы определяются не всегда абсолютным, но всегда доминирующим принципом: рабский труд при рабовладении, труд крепостных при феодализме, наёмный труд в капиталистическом обществе. В СССР системообразующим принципом общественной формы труда был всеобщий обязательный труд всех трудоспособных граждан в общественном производстве.
Именно так определяло советское правительство свою политику в преобразовании труда в социалистическом обществе. В..И..Ленин писал: «“Кто не работает, тот не должен есть” – вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью».1. Первоисточником этого «основного, первейшего и главнейшего правила» является Библия: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (II.Фес. 3:10-11). Эти слова апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам (солунянам) пронизывают все этапы идейно-теоретической разработки социальной формы всеобщего труда и её практическое воплощение в советской модели. Практическое «введение в жизнь» всеобщего труда стало важнейшим направлением преобразования общества на весь период социалистического строительства в СССР. Фундаментальность первоисточника требует от исследователей взвешенного и осторожного в оценках анализа советской модели труда.
До последнего десятилетия XX.века весь мир признавал, что организация труда на основе всеобщей занятости в нашей стране имела несомненные успехи. Завоеваниями социализма считаются ликвидация безработицы, гарантированные государством работа и заработок, относительно стабильная занятость трудоспособного населения в общественном производстве, бесплатное общее и профессиональное образование, а также система подготовки кадров с учётом изменений характера и содержания труда, пенсионное обеспечение и многое другое, что создавало устойчивую социальную защищённость всех граждан СССР. Вместе с тем многие проблемы и противоречия, заключённые в советской модели труда, остались не только не решёнными, но и не вскрытыми, без чего невозможен объективный анализ советского периода нашей истории.
Являясь материальной и духовной основой развития общества, сфера труда концентрирует и синтезирует все социально-экономические, политические, культурологические, идеологические и духовные процессы общества. С этой точки зрения надо признать, что причины многих противоречий, накопившихся в СССР к началу перестройки, заключались в сфере труда. Об этом свидетельствовали данные о его производительности, темпах экономического развития, месте СССР в системе мирового хозяйства, дефиците продуктов питания и товаров первой необходимости, о производственных авариях, показателях уровня жизни, характеризующих социальное здоровье страны. Недоумение, заключённое в многочисленных вопросах, обращено было к сфере труда. Что здесь происходило? Почему при всеобщей занятости населения в общественном труде наше общество не обеспечивало себя в достатке продуктами труда?
Общественный труд, обеспечивающий необходимый, но скромный достаток населения, создавал не только экономическую, но и социальную, нравственную, а также индивидуальную психофизическую дисгармонию в обществе. С особенностями организации общественного труда были связаны многие социальные коллизии советского общества. Широко вошедшие в общественный лексикон 1980-х годов понятия «люмпен», «советско-партийная бюрократия», «малообеспеченное население», «дельцы теневой экономики», «бомжи», «бродяжничество» и другие, свидетельствовали о новых, не изученных процессах в сфере распределения общественного труда. Неблагополучие проявлялось в социально-экономических проблемах трудоизбыточных регионов, феноменах «мигрантов» и «лимитчиков», в нараставшей тенденции к социальному расслоению общества, росту разрыва уровней и качества жизни населения. Здесь концентрировались трудности экономического и социального развития.
С одной стороны, международный статус СССР свидетельствовал о несомненных успехах и позитивных результатах организации труда. С другой – названные проблемы указывают на негативные процессы в общественном труде, незрелость и незавершённость всеобщности труда, связанные с этим существенные противоречия в сфере социально-трудовых отношений, которые, в конце концов, привели к системному кризису всей страны. Перед исследователем советской эпохи возникает ряд вопросов. Что представляло собой к началу 1990-х годов реальное распределение труда в нашей стране? Можно ли считать, что общественно необходимый труд в СССР был равномерно распределён между отдельными социальными слоями, классами, республиками и регионами, нациями и народностями, формально равноправными гражданами? Какие направления и методы организации труда оказались жизнеспособными и дали выдающиеся результаты народнохозяйственного и социального развития? Подлежат анализу и те направления и методы организации труда, которые осуществлялись без учёта специфических цивилизационных, историко-культурных, национально-этнических, географических и социальных факторов, что привело к почти мгновенному по историческим меркам разрушению советской формы труда.
Суть советского типа организации трудоспособного населения передаёт категория «всеобщий обязательный труд», определяющая сущность и специфику труда в СССР. Эта категория отражает также центральную идею истории социалистической мысли и движения не только в СССР (России), но и во всём мире. В ней выражен ведущий организующий принцип социализма, поскольку никакой другой общественный строй не ставил перед собой задачи обязать работать в общественном производстве всех, обеспечить жизнь только за счёт трудовых доходов, всем предоставить место работы, не желающих работать заставить трудиться с помощью репрессивного воздействия трудового и уголовного законодательства. В этой связи актуальными остаются вопросы: являются ли большевики авторами концепции труда, реализованной в СССР, оформленной в законах и социальных институтах? На какие идейно-теоретические источники опиралась правящая партия большевиков в организации труда в СССР? Анализ этих источников помогает понять трагизм советской эпохи.
Если представить опыт России послеоктябрьского периода только в одной, но, безусловно, ведущей сфере жизни общества – сфере труда и признать, что при всех грандиозных усилиях и жертвах всё-таки удалось организовать всеобщую занятость трудоспособного населения страны, можно будет не осуждать эмоционально, а продуктивно использовать некоторые организационные технологии советского времени в стратегии и тактике развития современной России. Кроме того, адаптация исторического опыта в реалиях новейшей истории открывает путь к преодолению дискретности отечественной истории и утверждению исторической преемственности в бытии России.
На основе анализа идейно-теоретических источников обнаруживаются гносеологические корни советской модели труда. Изучение трудов мыслителей утопического и теоретического коммунизма позволяет восстановить генезис идей, отдельных положений, проектов, обоснований различных направлений переустройства труда, которые в совокупности составили идейно-теоретическую основу советской модели всеобщего труда.
Автор данной работы уходит от традиционного в исторических науках подхода, когда изучается какой-то конкретный промежуток времени (военный коммунизм, НЭП, пятилетки, 1920-е или 1960-е.гг.), и предлагает свой подход. В работе рассматривается сквозная проблема коммунистического движения: как должен быть организован в обществе социальной справедливости труд? Развитие концептуальных положений социалистической общественной формы труда прослеживается от первых идей (1516.г.) до реальных итогов (1990-е.гг.). Почти 500 лет идея всеобщего труда занимала далеко не худшие умы человечества, а Россия дала миру бесценный опыт её воплощения. В монографии показаны теоретические противоречия и разногласия учёных и политиков по проблемам организации всеобщего труда. Наш подход к исследованию советской модели всеобщего труда от зарождения первых идей в начале XVI.века и до фактического разрушения системы трудовых отношений в СССР в конце XX.века можно определить как синтез концептуальной методологии и проблемно-исторического метода.
В работе ставится цель вычленить в истории социальных учений проблемы преобразования труда и проследить их развитие от зарождения до оформления в целостную советскую модель всеобщего труда, отразившуюся во всех Конституциях (1918, 1924, 1936, 1977.гг.) Советской России как основной закон организации занятости вплоть до рубежа 1980-1990-х годов.
Эта цель определила следующие задачи:
-.проанализировать труды социалистов-утопистов, которые К..Маркс, Ф..Энгельс, В..Ленин считали идейно-теоретическими источниками социалистической формы труда;
-.выявить обоснования принципа всеобщего обязательного труда в истории социальных учений;
-.рассмотреть противоречие между идеалом свободы человека от эксплуатации и обязанностью всех граждан работать в общественном производстве;
-.показать идейные разногласия по проблемам организации труда в первые годы Советской власти и объективную обусловленность выбора внеэкономических методов организации всеобщей занятости в СССР;
-.дать анализ распределения общественного труда накануне «перестройки»;
-.рассмотреть внеэкономические способы организации труда;
-.выявить воздействие социальной формы всеобщего труда на специфику советской государственно-бюрократической системы;
-.выявить в теоретических источниках советской модели труда принципы его организации, не востребованные практикой;
-.обозначить исторические пределы рыночных отношений в развитии труда.
Хронологически изучаются идейно-теоретические источники социальной концепции всеобщего труда от их зарождения в 1516 году до реализации в советской модели (вплоть до распада СССР – до 1991.г.). Советская модель всеобщего труда показана на примере СССР, так как здесь опыт дан в наиболее чистом виде, а другие страны его интерпретировали.
Методологической основой работы является объективная диалектика, а также общенаучные методы исследования: исторический, логический, статистический и системный анализ. Объективность исследования основывается на максимально полном привлечении теоретических источников, в которых обосновывается форма всеобщего труда. Проблемно-хронологический метод позволил выявить в идейно-теоретических источниках общие, сквозные положения о всеобщем труде. В работе использован также диахронический метод, с помощью которого стало возможно проследить развитие концепции всеобщего обязательного труда сквозь время, через разные эпохи от зарождения идей до теоретических обоснований и практического воплощения вплоть до разрушения социальной формы всеобщего труда в конце 1980-х годов. Этот метод позволил перейти от конкретно-исторического анализа отдельных учений, фактов, идей и феноменов практики к обобщению и целостному осмыслению советской модели всеобщего труда.
Свободное от идеологического прессинга изучение первоисточников обнаруживает много прямых и косвенных аналогий между идейно-теоретическим наследием социальных утопий и реальным осуществлением труда в СССР, а также концептов невостребованных практикой. Например, обоснование многими социалистами взаимосвязи форм труда и собственности и необходимости сохранения их многообразия. Продуктивным оказался анализ документов и литературы по истории исправительно-трудового права, который показывает не только репрессивный, но и социально-экономический феномен принудительных методов организации труда в советский период. Официальные данные статистики критически переосмыслены, в ряде случаев в работе проведены собственные авторские расчёты. В качестве источников использовались материалы социологических исследований и архивные данные, опубликованные в открытой печати. В некоторых случаях приведены данные оперативной политической публицистики, которая в 1990-е годы была широко представлена не только в газетах, литературно-художественных и общественно-политических журналах, но и в научных изданиях.
 
1 Ленин В. Удержат ли большевики государственную власть? /
[Н. Ленин ; (1 окт. 1917 г.)]. — Полн. собр. соч. В. И. Ленина. — Т. 34. — Москва : Изд-во полит. лит., 1969. — С. 311.
 
содержание / оглавление
Введение

Глава I.
Советская модель всеобщего труда: историографический обзор

Глава II.
Всеобщий труд в истории социальных учений –
системообразующий принцип социализма

§ 1. Идеи о распределении труда в обществе
§ 1. как основа социального неравенства
§ 2. Противоречие между принципом свободы
§ 2. человека и принципом всеобщности труда

Глава III.
Поиски организационных технологий всеобщей
занятости

§ 1. Догматы и вариации всеобщего труда
§ 2. Распределение общественного труда
§ 2. накануне перестройки

Глава IV.
Внеэкономические методы организации занятости
в советской модели всеобщего труда

§ 1. Использование внеэкономического
§ 1. принуждения в реализации
§ 1. принципа всеобщего труда
§ 2. Специфика бюрократии в советской модели
§ 2. всеобщего труда

Глава V.
Потенциал модели всеобщего труда

§ 1. Труд в материалистической антропологии
§ 2. Всеобщая занятость – фактор увеличения
§ 2. свободного времени и совершенства человека

Вместо заключения.
Актуальные направления развития труда
в современной России
...... 3



...... 9



.... 39


.... 39

.... 73



.. 110

.. 110

.. 137



.. 173



.. 173

.. 216


.. 254

.. 254

.. 287



.. 321
 
справка / примечания
Об авторе
Лидия Михайловна Марцева – доктор исторических и доктор философских наук, профессор Омского государственного университета путей сообщения, действительный член Петровской Академии наук и искусств.
Извлечение из краткой биографической справки, опубликованной в книге Л..М..Марцевой «Сущность и существование труда. Избранные статьи» (Омск,.2013. — С..395-396)*. В библиофонде NB размещена полнотекстовая эл.копия указаной книги [ниже – блок-ссылка на pdf-файл].
Лидия Михайловна Марцева родилась 25.января 1947 года в семье военнослужащих. Родина родителей, Ивановых Михаила Алексеевича и Аделаиды Юлиановны, – город Богородицк Тульской области, который не переименовывался в советское время. Здесь, по причине частой смены места службы папы, периодически жила у бабушек и воспитывалась в традиционной православной культуре. Последнее место службы отца – город Омск, где семья осталась жить. Воспитание в среде гарнизонного военного братства, строгой дисциплины и неложного патриотизма – важный фактор становления личностных качеств и интересов Л..М..Марцевой в осмыслении социально-экономических и культурно-исторических проблем развития страны и мира. В 1970 году окончила филологический факультет Омского государственного педагогического университета. Филологическое образование сформировало широту и духовно-нравственные основания мировоззрения будущего учёного.
С 1973 года работает в системе высшего образования, с 1975 года – в Омском государственном университете путей сообщения. В 1978 году окончила аспирантуру в МГУ и защитила там диссертацию на тему «Изменение содержания и характера труда под воздействием научно-технической революции» на соискание учёной степени кандидата философских наук. В 1995 году защитила диссертацию на степень доктора исторических наук на тему «Теоретические источники формирования концепции КПСС о труде при социализме», а в 2002-м – диссертацию на соискание учёной степени доктора философских наук по теме «Труд в контексте российской цивилизации. Социально-философский аспект».
В 1996 году ВАК [Высшая аттестационная комиссия] присвоила Л..М..Марцевой звание профессора по кафедре истории, философии и культурологии. Действительный член Петровской Академии наук и искусств, почётный профессор Уральского института бизнеса имени И..А..Ильина. По результатам научной и педагогической деятельности опубликовано около двухсот работ, включая монографии и статьи, в том числе в центральных журналах.
 
* Марцева Л.М. Сущность и существование труда : Избранные статьи /
Л. М. Марцева ; вступ. ст.: А. П. Ветошкин ; ред.: Г. И. Евсеева. — Омск :
ИЦ «Омский научный вестник», 2013 ; [в тип. Полиграфич. центра «КАН»
(Омск)]. — 400 с. — Библиогр.: в подстроч. примеч. — 20.5×14.5 см. — 500 экз.
(1-й з-д: 1-150). — ISBN 978-5-91306-047-1.
 
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
OM NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : ИЦ «Омский научный вестник», 2008.
Л. М. Марцева.
Советская модель всеобщего труда.
Теоретические источники и исторический опыт.

Монография.
OM NB см. текст в библиофонде
Омск : ИЦ «Омский научный вестник», 2013.
Л. М. Марцева.
Сущность и существование труда.
Избранные статьи.
 
Опубликовано: 17 сентября 2022 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 16.09.2022.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : НООБИБЛИОН
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: библиособрание, фонд релизов, ЭССЕ КЛУБ, Нообиблион, OMIZDAT, NOOBIBLION
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD