Введение
Каждая социально-экономическая система обладает своими особенностями способа производства, важнейшей из которых является организация совокупного общественного труда. Различные её исторические формы определяются не всегда абсолютным, но всегда доминирующим принципом: рабский труд при рабовладении, труд крепостных при феодализме, наёмный труд в капиталистическом обществе. В СССР системообразующим принципом общественной формы труда был всеобщий обязательный труд всех трудоспособных граждан в общественном производстве.
Именно так определяло советское правительство свою политику в преобразовании труда в социалистическом обществе. В..И..Ленин писал: «“Кто не работает, тот не должен есть” – вот основное, первейшее и главнейшее правило, которое могут ввести в жизнь и введут Советы рабочих депутатов, когда они станут властью».1. Первоисточником этого «основного, первейшего и главнейшего правила» является Библия: «Ибо когда мы были у вас, то завещали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (II.Фес. 3:10-11). Эти слова апостола Павла из Второго послания к фессалоникийцам (солунянам) пронизывают все этапы идейно-теоретической разработки социальной формы всеобщего труда и её практическое воплощение в советской модели. Практическое «введение в жизнь» всеобщего труда стало важнейшим направлением преобразования общества на весь период социалистического строительства в СССР. Фундаментальность первоисточника требует от исследователей взвешенного и осторожного в оценках анализа советской модели труда.
До последнего десятилетия XX.века весь мир признавал, что организация труда на основе всеобщей занятости в нашей стране имела несомненные успехи. Завоеваниями социализма считаются ликвидация безработицы, гарантированные государством работа и заработок, относительно стабильная занятость трудоспособного населения в общественном производстве, бесплатное общее и профессиональное образование, а также система подготовки кадров с учётом изменений характера и содержания труда, пенсионное обеспечение и многое другое, что создавало устойчивую социальную защищённость всех граждан СССР. Вместе с тем многие проблемы и противоречия, заключённые в советской модели труда, остались не только не решёнными, но и не вскрытыми, без чего невозможен объективный анализ советского периода нашей истории.
Являясь материальной и духовной основой развития общества, сфера труда концентрирует и синтезирует все социально-экономические, политические, культурологические, идеологические и духовные процессы общества. С этой точки зрения надо признать, что причины многих противоречий, накопившихся в СССР к началу перестройки, заключались в сфере труда. Об этом свидетельствовали данные о его производительности, темпах экономического развития, месте СССР в системе мирового хозяйства, дефиците продуктов питания и товаров первой необходимости, о производственных авариях, показателях уровня жизни, характеризующих социальное здоровье страны. Недоумение, заключённое в многочисленных вопросах, обращено было к сфере труда. Что здесь происходило? Почему при всеобщей занятости населения в общественном труде наше общество не обеспечивало себя в достатке продуктами труда?
Общественный труд, обеспечивающий необходимый, но скромный достаток населения, создавал не только экономическую, но и социальную, нравственную, а также индивидуальную психофизическую дисгармонию в обществе. С особенностями организации общественного труда были связаны многие социальные коллизии советского общества. Широко вошедшие в общественный лексикон 1980-х годов понятия «люмпен», «советско-партийная бюрократия», «малообеспеченное население», «дельцы теневой экономики», «бомжи», «бродяжничество» и другие, свидетельствовали о новых, не изученных процессах в сфере распределения общественного труда. Неблагополучие проявлялось в социально-экономических проблемах трудоизбыточных регионов, феноменах «мигрантов» и «лимитчиков», в нараставшей тенденции к социальному расслоению общества, росту разрыва уровней и качества жизни населения. Здесь концентрировались трудности экономического и социального развития.
С одной стороны, международный статус СССР свидетельствовал о несомненных успехах и позитивных результатах организации труда. С другой – названные проблемы указывают на негативные процессы в общественном труде, незрелость и незавершённость всеобщности труда, связанные с этим существенные противоречия в сфере социально-трудовых отношений, которые, в конце концов, привели к системному кризису всей страны. Перед исследователем советской эпохи возникает ряд вопросов. Что представляло собой к началу 1990-х годов реальное распределение труда в нашей стране? Можно ли считать, что общественно необходимый труд в СССР был равномерно распределён между отдельными социальными слоями, классами, республиками и регионами, нациями и народностями, формально равноправными гражданами? Какие направления и методы организации труда оказались жизнеспособными и дали выдающиеся результаты народнохозяйственного и социального развития? Подлежат анализу и те направления и методы организации труда, которые осуществлялись без учёта специфических цивилизационных, историко-культурных, национально-этнических, географических и социальных факторов, что привело к почти мгновенному по историческим меркам разрушению советской формы труда.
Суть советского типа организации трудоспособного населения передаёт категория «всеобщий обязательный труд», определяющая сущность и специфику труда в СССР. Эта категория отражает также центральную идею истории социалистической мысли и движения не только в СССР (России), но и во всём мире. В ней выражен ведущий организующий принцип социализма, поскольку никакой другой общественный строй не ставил перед собой задачи обязать работать в общественном производстве всех, обеспечить жизнь только за счёт трудовых доходов, всем предоставить место работы, не желающих работать заставить трудиться с помощью репрессивного воздействия трудового и уголовного законодательства. В этой связи актуальными остаются вопросы: являются ли большевики авторами концепции труда, реализованной в СССР, оформленной в законах и социальных институтах? На какие идейно-теоретические источники опиралась правящая партия большевиков в организации труда в СССР? Анализ этих источников помогает понять трагизм советской эпохи.
Если представить опыт России послеоктябрьского периода только в одной, но, безусловно, ведущей сфере жизни общества – сфере труда и признать, что при всех грандиозных усилиях и жертвах всё-таки удалось организовать всеобщую занятость трудоспособного населения страны, можно будет не осуждать эмоционально, а продуктивно использовать некоторые организационные технологии советского времени в стратегии и тактике развития современной России. Кроме того, адаптация исторического опыта в реалиях новейшей истории открывает путь к преодолению дискретности отечественной истории и утверждению исторической преемственности в бытии России.
На основе анализа идейно-теоретических источников обнаруживаются гносеологические корни советской модели труда. Изучение трудов мыслителей утопического и теоретического коммунизма позволяет восстановить генезис идей, отдельных положений, проектов, обоснований различных направлений переустройства труда, которые в совокупности составили идейно-теоретическую основу советской модели всеобщего труда.
Автор данной работы уходит от традиционного в исторических науках подхода, когда изучается какой-то конкретный промежуток времени (военный коммунизм, НЭП, пятилетки, 1920-е или 1960-е.гг.), и предлагает свой подход. В работе рассматривается сквозная проблема коммунистического движения: как должен быть организован в обществе социальной справедливости труд? Развитие концептуальных положений социалистической общественной формы труда прослеживается от первых идей (1516.г.) до реальных итогов (1990-е.гг.). Почти 500 лет идея всеобщего труда занимала далеко не худшие умы человечества, а Россия дала миру бесценный опыт её воплощения. В монографии показаны теоретические противоречия и разногласия учёных и политиков по проблемам организации всеобщего труда. Наш подход к исследованию советской модели всеобщего труда от зарождения первых идей в начале XVI.века и до фактического разрушения системы трудовых отношений в СССР в конце XX.века можно определить как синтез концептуальной методологии и проблемно-исторического метода.
В работе ставится цель вычленить в истории социальных учений проблемы преобразования труда и проследить их развитие от зарождения до оформления в целостную советскую модель всеобщего труда, отразившуюся во всех Конституциях (1918, 1924, 1936, 1977.гг.) Советской России как основной закон организации занятости вплоть до рубежа 1980-1990-х годов.
Эта цель определила следующие задачи:
-.проанализировать труды социалистов-утопистов, которые К..Маркс, Ф..Энгельс, В..Ленин считали идейно-теоретическими источниками социалистической формы труда;
-.выявить обоснования принципа всеобщего обязательного труда в истории социальных учений;
-.рассмотреть противоречие между идеалом свободы человека от эксплуатации и обязанностью всех граждан работать в общественном производстве;
-.показать идейные разногласия по проблемам организации труда в первые годы Советской власти и объективную обусловленность выбора внеэкономических методов организации всеобщей занятости в СССР;
-.дать анализ распределения общественного труда накануне «перестройки»;
-.рассмотреть внеэкономические способы организации труда;
-.выявить воздействие социальной формы всеобщего труда на специфику советской государственно-бюрократической системы;
-.выявить в теоретических источниках советской модели труда принципы его организации, не востребованные практикой;
-.обозначить исторические пределы рыночных отношений в развитии труда.
Хронологически изучаются идейно-теоретические источники социальной концепции всеобщего труда от их зарождения в 1516 году до реализации в советской модели (вплоть до распада СССР – до 1991.г.). Советская модель всеобщего труда показана на примере СССР, так как здесь опыт дан в наиболее чистом виде, а другие страны его интерпретировали.
Методологической основой работы является объективная диалектика, а также общенаучные методы исследования: исторический, логический, статистический и системный анализ. Объективность исследования основывается на максимально полном привлечении теоретических источников, в которых обосновывается форма всеобщего труда. Проблемно-хронологический метод позволил выявить в идейно-теоретических источниках общие, сквозные положения о всеобщем труде. В работе использован также диахронический метод, с помощью которого стало возможно проследить развитие концепции всеобщего обязательного труда сквозь время, через разные эпохи от зарождения идей до теоретических обоснований и практического воплощения вплоть до разрушения социальной формы всеобщего труда в конце 1980-х годов. Этот метод позволил перейти от конкретно-исторического анализа отдельных учений, фактов, идей и феноменов практики к обобщению и целостному осмыслению советской модели всеобщего труда.
Свободное от идеологического прессинга изучение первоисточников обнаруживает много прямых и косвенных аналогий между идейно-теоретическим наследием социальных утопий и реальным осуществлением труда в СССР, а также концептов невостребованных практикой. Например, обоснование многими социалистами взаимосвязи форм труда и собственности и необходимости сохранения их многообразия. Продуктивным оказался анализ документов и литературы по истории исправительно-трудового права, который показывает не только репрессивный, но и социально-экономический феномен принудительных методов организации труда в советский период. Официальные данные статистики критически переосмыслены, в ряде случаев в работе проведены собственные авторские расчёты. В качестве источников использовались материалы социологических исследований и архивные данные, опубликованные в открытой печати. В некоторых случаях приведены данные оперативной политической публицистики, которая в 1990-е годы была широко представлена не только в газетах, литературно-художественных и общественно-политических журналах, но и в научных изданиях.
1 Ленин В. Удержат ли большевики государственную власть? /
[Н. Ленин ; (1 окт. 1917 г.)]. — Полн. собр. соч. В. И. Ленина. — Т. 34. — Москва : Изд-во полит. лит., 1969. — С. 311.
|