Лидия Михайловна
Слобожанинова
Русская проза Урала: ХХ век.
Литературно-критические статьи 2002-2011 годов.
Издано при участии Объединённого музея писателей Урала
и Уральского федерального университета.
В копировальном центре «РИЦ-копир» (г. Екатеринбург).
Екатеринбург — 2015
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
|
|
|
Корреспондентом (библиографом)
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 1.8 MB
описание / сведения
Слобожанинова Л.М.
Русская проза Урала: ХХ.век : литературно-критические статьи 2002-2011 годов / Л..М..Слобожанинова ; предисл.: М..А..Литовская ; ред.: Е..В..Черняк. — Екатеринбург : [б..и.], 2015 ; [в копир. центре «РИЦ-копир»]. — 288 с. : портр. — 20.0×14.0 см. — 100 экз.
релиз / аннотация
Книгу составили литературно-критические статьи, написанные автором в 2000-е годы и посвящённые творчеству классиков Урала – Д..Н..Мамина-Сибиряка и П..П..Бажова, а также других писателей региона, создававших свои произведения во второй половине XX века: В..П..Астафьева, А..П..Ромашова, П..Е..Кодочигова, Ф..И..Вибе, В..А..Блинова, Н..Г..Никонова.
Книга издана по инициативе и при содействии Объединённого музея писателей Урала и Уральского федерального университета имени первого Президента России Б. Н. Ельцина.
Рецензент: доктор филологических наук, профессор М. А. Литовская.
Лидия Михайловна
Слобожанинова.
Портрет автора – фронтиспис книги
«Русская проза Урала: ХХ век»
(Екатеринбург, 2015).
Фотография: неизвестный автор.
предисловие / вступление
О книге и её авторе
Увлечённые наукой люди обычно не выходят на пенсию. То есть они, конечно, могут перестать служить в своём научном или учебном учреждении, но продолжают думать над занимающими их проблемами, следить за новой литературой, интересоваться новыми методиками исследования, писать статьи, выступать с докладами на конференциях и семинарах, наконец, консультировать тех, кто обращается за помощью к их опыту и знаниям.
Лидия Михайловна Слобожанинова из таких. Уроженка деревни Большая Белоносова, что недалеко от Каменска-Уральского, дочь сельской учительницы Екатерины Андреевны и крестьянина Михаила Никифоровича Белоносовых, она в 1943 году окончила среднюю школу в Шадринске, потом филологический факультет Уральского государственного университета, аспирантуру Ленинградского государственного университета и после защиты кандидатской диссертации много лет преподавала на филфаке УрГУ: читала основной лекционный курс «Литература народов СССР», разрабатывала специальные курсы, руководила курсовыми и дипломными работами, понемногу занималась литературной критикой.
Постепенно направление интересов Лидии Михайловны менялось: от изучения литературы народов СССР к творчеству П..П..Бажова и – шире – прозе Уральского региона. Результат получился весомым: несколько книг, среди которых «“Малахитовая шкатулка” П..П..Бажова в литературе 30-40-х.гг.» (1998.г.) и «Сказы – старины заветы. Очерк жизни и творчества Павла Петровича Бажова (1879–1950)» (2000.г.), более семидесяти научных статей, рецензии, комментарии. Без её участия не обходятся ни научные собрания по литературе Урала, ни уже вышедшая Бажовская или только готовящаяся Маминская энциклопедии, ни выпуски журналов к писательским юбилеям.
Тексты, составляющие настоящий сборник, написаны Лидией Михайловной в 2000-е годы. В жанрово-стилевых и проблемно-тематических очерках творчества знаменитых и не очень уральских авторов разброс имён широк, но не случаен: Слобожанинова представляет прозу, созданную на Урале за столетие. Конечно, в книге есть убедительная интерпретация ряда произведений безоговорочных классиков литературы региона – Д..Н..Мамина-Сибиряка и П..П..Бажова. Но ими дело не ограничивается. Сибиряк по рождению, Виктор Астафьев за двадцать пять лет, прожитых в Чусовском и Перми, создаёт едва ли не лучшие свои повести: «Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Последний поклон», «Пастух и пастушка». Андрей Ромашов в историко-философской повести «Диофантовы уравнения» (1981.г.) ставит психологические проблемы, нисколько не утратившие актуальность. Очерки о жизни прозаика Николая Никонова показывают широкий диапазон творчества писателя, работавшего и в жанре поэтической зарисовки, и в жанре романа. Менее известны, но по-своему не менее интересны произведения Павла Кодочигова, Феликса Вибе, Владимира Блинова.
Большая часть глав книги существовала сначала в виде журнальных статей, рецензий, докладов, лекционных обзоров. Потом – с учётом вопросов, замечаний, новых материалов – уточнялась, переписывалась автором и для того, чтобы избежать неоправданных выводов, и для того, чтобы выразить свою мысль предельно внятно. Филологи слобожаниновской закваски боятся перемудрить, заговорить с потенциальным читателем на языке, который будет ему непонятен.
Не только исследователь, но и популяризатор литературы Урала, Лидия Михайловна хочет, чтобы в результате чтения её книги сложилась многогранная картина достижений прозы региона, с которыми хорошо бы ознакомиться его обитателям как для того, чтобы расширить представления о крае, в котором они живут, так и для того, чтобы вместе с писателями подумать о жизни.
Опытный литературовед явно рассчитывает, что её книга будет полезна учителям, школьникам, студентам, любителям классической литературы и современной прозы – широкой аудитории тех, кто только учится читать сложную литературу, и тех, кого интересует мнение профессионала о творчестве того или иного автора. Казалось бы, о Бажове написано много, в том числе и самой Лидией Михайловной, но вот читаем проект новой школьной программы по литературе, и вновь писатель представлен как автор неких «уральских сказок». В подобном контексте, несомненно, полезной будет глава «Сказ или сказка?», где незатейливый с виду бажовский сказ рассматривается как сложнейший органический синтез устного повествования фольклорного типа и реалистического рассказа.
Последние годы Лидия Михайловна со свойственной ей планомерной настойчивостью сплотила вокруг себя коллектив помощников-единомышленников – все вместе они нашли, проблемно-тематически организовали, перевели в новую орфографию, откомментировали, убедили издателя, представили читателям практически забытые тексты Мамина-Сибиряка вековой давности. Два тома уже вышли.
Готовится к печати очередной, третий том, потому что должны же «современные читатели узнать наконец, насколько мы недооцениваем наследие знаменитого земляка!» Лидия Михайловна волнуется, кипятится, подгоняет, уговаривает – работа идёт.
Лидия Михайловна, мы ждём…
М. А. Литовская.
|
предисловие / вступление
От автора
Талантов на Руси всегда было много. Особенно на Урале, где жизнестойкие переселенцы из европейских губерний России породнились с «первонасельниками» края – башкирами, манси, потомками сибирских татар – и выдвинули из своей среды талантливых рудознатцев, горщиков, доменщиков, а позднее – мастеров искусства слова. Неостановимый процесс художественного развития предполагает подъёмы, спады, относительно ровные пространства и мощные горные массивы, до сего времени мало исследованные потомками, как, например, творчество Д..Н..Мамина-Сибиряка, разночинца и демократа.
Социально-исторические катаклизмы 10-30-х годов XX.столетия не проходят бесследно в художественной культуре Урала. Самый весомый результат – «Малахитовая шкатулка». Как сказал поэт Сергей Наровчатов, «Бажов принёс нам в личине сказа величие высокой простоты». В уникальной системе фольклорно-мифологических и реалистических мотивов Павел Бажов утверждает достоинство и красоту человеческого труда.
Считается, что истина не нуждается в дозволенности и обнаруживает себя там, где её вовсе не ждут. «Момент истины» несут в себе повести «Стародуб», «Пастух и пастушка» Виктора Астафьева, «Диофантовы уравнения» Андрея Ромашова, «Стальные солдаты» Николая Никонова, очерково-документальные и беллетристические повествования Павла Кодочигова, Феликса Вибе и Владимира Блинова. В них воспроизводится духовная жизнь не только Урало-Сибирского региона, но до определённой степени всей России на протяжении полувека.
Статьи, вошедшие в настоящий сборник, писались с начала 2000-х годов, когда в литературоведении становятся главными внесоциологические подходы. В творчестве Д..Н..Мамина-Сибиряка и П..П..Бажова акцентируются общегуманистические мотивы, анализируется жанрово-стилевая система. Возникает необходимость пересмотра темы «Мамин и Горький», которой литературная критика 1950-1960-х годов уделяла особое внимание.
Недоисследованными представляются некоторые аспекты творчества П..П..Бажова даже после выхода объёмной Бажовской энциклопедии (2007.г.). Нуждаются в уточнении вопросы об уникальной структуре бажовского сказа-жанра и эстетическом назначении богатейших ресурсов народного языка.
Автор искренне благодарен редакции журнала «Урал», его тогдашнему главному редактору Николаю Владимировичу Коляде и его заместителю Олегу Петровичу Капорейко. В разные годы через журнал прошли все представленные в книге статьи. Необходимыми оказались советы, замечания и просто заинтересованное внимание со стороны людей, причастных к литературе Урала. Это Антонина Александровна Никонова, писатель и критик Валентин Петрович Лукьянин, директор Объединённого музея писателей Урала Валерий Павлович Плотников, научные сотрудники музея Рамзия Султановна Галеева, Надежда Прокопьевна Крякунова, Елена Павловна Буланова, Елена Константиновна Полевичок, Анжелина Ивановна Рязанова.
Исследование творчества уральских писателей в течение многих лет проходило в тесном сотрудничестве с учёными филологического факультета Уральского государственного университета. Автором учтены пожелания доктора филологических наук, профессора Валентина Владимировича Блажеса, декана Валерия Александровича Гудова, профессоров Марии Аркадьевны Литовской, Елены Константиновны Созиной, Леонида Петровича Быкова, Игоря Евгеньевича Васильева. Благодарю сотрудников краеведческого отдела Государственной библиотеки имени Белинского Нину Викторовну Слинкину и Любовь Николаевну Легостаеву за практическую помощь в работе над многообразным материалом по истории литературы Урала. Глубоко признательна моему зятю Александру Сергеевичу Руженцеву, который трудился над электронной версией книги и практически был её первым редактором.
Л. М. Слобожанинова.
|
содержание / оглавление
М. А. Литовская.
О книге и её авторе
От автора
I. Уральская классика
Непрочитанный Мамин (1890-1900 годы)
Мамин и Горький. Творческие связи и
расхождения
Певцы Урала (Д. Н. Мамин-Сибиряк —
П. П. Бажов)
«Малахитовая шкатулка» Бажова вчера и
сегодня
В годы войны
Сказ или сказка?
II. Уральские писатели второй половины ХХ века
Виктор Астафьев на Урале
Феномен Андрея Ромашова
Роман о русской духовности
«Осташа-скоморох»
Война народная: панорама по Кодочигову
Формула трудолюбия. Феликс Вибе
глазами критика
Владимир Блинов, истинный и нарочитый
III. Николай Никонов
Из поколения шестидесятых. Памяти писателя
Две повести: «Когда начнёшь вспоминать»,
«Глагол несовершенного вида»
Эпизод из литературной жизни. Повесть
«Старикова гора»
Женщина и война. Роман «Весталка»
Молох революции. «Стальные солдаты.
Страницы из жизни Сталина»
|
...... 3
...... 6
...... 8
.... 26
.... 40
.... 57
.... 74
.... 82
.... 96
.. 119
.. 131
.. 153
.. 175
.. 187
.. 200
.. 213
.. 227
.. 243
.. 262
|
|
рецензия / отзывы
Рецензия В..П..Лукьянина «Есть книги, которые грешно забывать» на сборник Л..М..Слобожаниновой «Русская проза Урала: ХХ век. Литературно-критические статьи 2002-2011 годов» (Екатеринбург, 2015) – в разделе БИБЛИОПОСТ альманаха Эссе-клуба ОМ.
.
|