Живое слово
Галины Кудрявской
В новой книге Галины Борисовны Кудрявской «Где длится жизнь…» собраны рассказы, ранее печатавшиеся в сборниках «Аз.есмь» (2000), «Варварин дом» (2004), «Сиянье дня» (2007), «Поймать ветер» (2010), «Вечность встречи» (2012). Перечитывая прозу Кудрявской, понимаешь, как она нужна сегодня читателю, как высок её эмоциональный накал. Её слово необыкновенно чисто и искренно, оно словно излучает свет, хотя в нём и звучит печаль. В каждом рассказе кроется житейская мудрость, в них неразделимы исповедь и проповедь.
Главная идея книги – душу живую вырастить и сохранить, укрепить её в житейских испытаниях. Название – ключ к интерпретации рассказов; оно настраивает читателя на восприятие общей тональности повествования, на осмысление его сюжетной перспективы. На память приходит строка из стихотворения Бориса Пастернака: «И дольше века длится день…».
Книга состоит из трёх частей, рассказы которых объединены общим эпиграфом. Открывает первую часть «Дом земной» автобиографический рассказ «На грядке жизни», задающий высокий настрой восприятия жизни, в которой быт перетекает в бытие. И в каждом рассказе – любовно-бережное отношение ко всему живому: к «пушистым и пахнущим сладко-сладко» кашкам; к тополю возле дома с «упругими серыми, подсвеченными изнутри серебристой зеленью ветвями», целующими небо; к «крохотному, но очень настойчивому» муравьишке… И, конечно, к человеку с его душой, стремящейся к добру и любви, ищущей понимания и сочувствия.
Бесконечно разнообразны женские образы в прозе Кудрявской. Пожилые героини, дорогие сердцу старушки – Евдокия Петровна («Услыши мя, Господи!»), баба Тася («Пришлые люди») – словно твоя родня, будто ты прожил с ними рядом всю жизнь; и к тебе, как и к ним, пришло осознание тесной связи временного и вечного. Молодые женщины, юные девушки – полные надежд и мечтающие о своём, особенном счастье, но при этом способные на самопожертвование и служение людям («выраженный гуманитарий» Саша из рассказа «Отшельница в миру», «молоденькая врачица» Вера Ивановна из рассказа «В конце осени»). Тонко и трепетно чувствует Галина Кудрявская душу ребёнка. Читая рассказы «Возьми меня с собой» и «Аз.есмь», вместе с девочками Асей и Дашей хочется воскликнуть: «Я.есть! Возьми меня с собой!». И хотя большинство текстов написано не от первого лица, автор всегда рядом с героями и читателем, ты словно слышишь его дыхание.
Во второй части книги – «Блудные дети» – звучат мотивы одиночества, сиротства, шутовства, жестокости и покаяния. Всем существом ощущаешь нарастание трагизма в судьбах героев рассказов «Митроха», «Человек инакий», «Где ты, Нюра?». Приходит понимание того, что все мы – в какой-то степени блудные дети и как важно остановиться, попытаться исправить собственную судьбу, отыскать свой путь к свету, восстановить в себе человеческое, то есть – образ Божий, по мысли автора.
В третьей части – «Возвращение», являющейся своеобразной кульминацией книги, мы видим это возвращение к лучшему в себе. Выбор за человеком, и он возвращается – физически или духовно – в свой Вечный Дом на земле, улетающей в рай. Об этом рассказы «Домой», «Сиянье дня».
Проживая вместе с героями книги их трудные жизни, приходишь к убеждению, что не всё так печально в этом мире, что в каждом миге есть своё Сиянье. В этом и заключено удивительное открытие прозы Галины Кудрявской.
И. Б. Гладкова,
кандидат филологических наук,
начальник издательского отдела
Омской государственной областной
научной библиотеки имени А. С. Пушкина.
|