Уединённое
Одному лучше – потому, что
когда один – я с Богом.
В. В. Розанов.
Георгий Пилипенко – художник, которому в силу своеобразия характера бывает трудно принять на себя даже частицу успеха. Он из тех творцов, что сторонятся шумной славы, богемного скандала и, вообще, несуетны в жизни. Его человеческий нерв глубоко спрятан и замешан на тонкой самоиронии. А его всепоглащающая, почти мистическая нежность к природе, непременно отзывается неким чудом: зацветёт ли драгоценный цветок, которому положено удивлять раз в сто лет, прорастёт ли подсолнух, озарив мастерскую своим жёлтым глазом… И всё так просто и безыскусно – от доброты и света в душе. Отсюда и светоносность в лирических пейзажах с «плавающими лесами», ясные красочные гармонии в натюрмортах с цветами.
Однако, творческое уединение дарит не только целостность в восприятии мира, но и удивительный – в своей особой художнической тайне – анализ этого мира. Главное, что здесь есть место для размышлений о формотворчестве – вечная тема художника и, как результат того же, бесконечно длящегося анализа, предпочтение музыки другим видам творчества.
Музыкальность произведений Георгия Пилипенко последних лет – очевидна. Его городские пейзажи, как правило безлюдные и наполненные фантастическим мерцанием, подобны ноктюрнам. В этих живописных сумерках главным героем выступает свет. Свет как исходная точко концептуальной схемы, как суть постановки живописной проблемы и её разрешения. Свет как парадигма творчества.
Живописное действо многих картин Г..Пилипенко развёртывается в лучах скрытого светоносного источника. И потому столь сияющи лица на полотнах «Мама», «Портрет друга», столь драгоценны колористическими оттенками и световыми эффектами «Дом Сорокина», «На улице Пушкина», «Вид на Любинский».
Поиск живописной фактуры лежит в области непрестанного творческого процесса художника. А её найденность в пластически цельных работах выходит за рамки формальной задачи и поднимается до особого мистического переживания. Фактура живёт, «дышит», пульсирует цветом в картине «Спас», заостряя момент сакральности в предстоянии пред ликом Христа. В многофигурной композиции «Оплакивание» её движение иллюзорно и подобно источению света.
Религиозная линия в творчестве Г..Пилипенко отражает не только духовные искания эпохи конца 2-го тысячелетия Христианства, но обращена в глубины подсознания, откуда время от времени выплывают хрупкие воспоминания детства, с его стихийной религиозностью; легенда о родительском доме, некогда принадлежащего местному священнику.
Своеобразным источником для интерпретации картины мира неожиданно стали детские рисунки. Соединяя собственное живописное видение темы и непосредственность детского воображения, художник создаёт новую реальность. «Куклы под дождём» – авторская версия, сохранившая пронзительную интонацию первоисточника.
Художественный темперамент и мягкий юмор, с каким Георгий Пилипенко относится к своему творческому «я», заключены в его автопортретах. Покуривающий трубку художник, как будто распят на кресте великого Искусства. А его крохотный авто, шутливо прижатый к ладони с «дорогами жизни», вписался в вираж удачи, имя которой Палитра.
Алла Гуменюк,
искусствовед.
|