Георгий Пилипенко – омский художник, неизменно вызывающий особое отношение и внимание к своему творчеству зрителей, коллег и специалистов.
Он – участник всевозможных выставок с 1968 года. В его работах 1970-1980-х годов, ставших свидетельством определённых приоритетов начального этапа, во многом нашли отражение общие, присущие времени черты. Тогда уже были чётко определены основные жанровые пристрастия – прежде всего, это городской и архитектурный пейзаж, а также портрет, композиция и натюрморт.
Начало формирования собственной художественной позиции, выражающей индивидуальное творческое мышление и опыт восприятия действительности, приходится на 1990-е годы. Возникший в середине этого десятилетия интерес художника к живописным проблемам – работе с поверхностью картины, фактурой и техникой – задал мощный импульс развитию творческого метода и определил актуальность его искусства. Это не только позволяло наиболее полно передать собственное видение и понимание окружающего мира (а эта задача ставилась тогда во главу угла), но и выявить с самого начала те качества, которые впоследствии привлекали неизменное внимание и выделяли его работы среди множества других на выставках – своеобразный тонкий лиризм в сочетании со строгой продуманностью композиции, но более всего – особая вибрирующая светоносная живописная поверхность со сложной цветовой оркестровкой.
Г..Пилипенко обрёл ту необходимую уверенность в себе, когда накопленный духовный и интеллектуальный потенциал начинает претворяться в материю формы в соответствии с творческой индивидуальностью и профессионализмом.
Возвращая традиционной картине интерес зрителя, художник не устаёт удивлять не только образным и тематическим разнообразием, свидетельствующим о поразительной внутренней свободе, но и виртуозностью, с которой ставятся и решаются новые творческие задачи. Талантливо, уверенно и профессионально.
Именно профессионализм является одним из самых неоспоримых качеств живописи Георгия Пилипенко, отмечаемых с момента появления его первых работ живописного авторского стиля – «Воспоминания о Таре» (1994.г.), «Автопортрет» (1995.г.), «Мама» (1996.г.), в которых уже было достаточно артистизма, интеллектуальной энергии и свежести взгляда, – и до сегодняшнего времени.
Георгий Пилипенко – художник ярко выраженного интеллектуального плана, что находит своё выражение в удивительно тонких ассоциациях и постоянной разработке новых пластических идей. Мир, пропущенный сквозь собственное сознание и сотворённый заново, требует новых решений, далёких от привычных представлений о пространстве и цвете. В одних случаях, как, например, в композиции «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» (2001.г.), это удаётся при помощи живописной экспрессии, но в большинстве своём – гармонией мерцающих полутонов. В его городских пейзажах «Вид на Любинский» (1998.г.), «В одной знакомой улице» (2001.г.), «На улице Тарской» (2006.г.) – меланхолическая грусть, отрешённость, поэзия одиночества переданы не только убедительно пластически и колористически, но и с поразительным артистизмом. Всё это свидетельствует об обретении твёрдой принципиальной позиции и стремлении следовать собственному направлению творческого развития.
Активная живописная поверхность, многослойная фактура, богатство цветовых оттенков – вот те качества, которые позволяют говорить об актуальности пластического решения и подтверждают последовательность разработки той живописной стилистики, которая наиболее адекватно отражает творческую индивидуальность художника.
Уверенность в правильности избранного пути позволяет ему более свободно использовать все новые средства и возможности для творческого высказывания, не опасаясь утраты индивидуальности. Результат этой работы – вариации привычных, любимых тем: городские пейзажи, букеты цветов, композиции на религиозную тему, серия картин с куклами, портреты и автопортреты.
Но и при этом разнообразии довольно чётко прослеживается общая тенденция всё большей концентрации на решении внутренних задач. Творческое переосмысление исторического и собственного культурного и визуального опыта в сочетании с высоким мастерством дают практически неограниченные возможности интерпретаций и развития живописной системы, что находит подтверждение в произведениях последних лет: «Посвящение Мазаччо» (2008.г.) и «А..И..Солженицын» (2009.г.).
Юбилейная экспозиция ещё раз подтверждает, что перед нами – художник с живым воображением и желанием претворять его в красках. Георгий Пилипенко сумел избежать многих опасных для современного художника соблазнов, оставшись в результате самим собой. И в этой способности «оставаться самим собой», возможно, и состоит сегодня истинная актуальность искусства.
Людмила Богомолова.
|