Предисловие
Почему мы выбираем ту или иную профессию? Я думаю, что у каждого из нас есть свой ответ на этот значимый и далеко не праздный вопрос. Я тоже не раз спрашивала себя и отвечала на подобные вопросы. С детских лет играла в школу. Это была моя любимая игра. До сих пор можно найти в чердачных хранилищах изготовленные мной маленькие тетрадки моих учеников, такие же журналы, в которых выставлялись оценки. Конечно, ученики были вымышленные.
А ещё, наверное, потому, что у нас в роду были учителя, удивительные люди, которыми я всегда восхищалась. Это моя тётя, Прыгина Полина Александровна, дядя, Дьяков Николай Александрович и его жена Клавдия Прокопьевна. Возможно, благодаря папе, Пашкову Алексею Александровичу. Он не смог учиться дальше по окончании четырёх классов начальной школы, новые власти не дали, как сыну кулака. Но он всегда хотел, чтобы я получила высшее образование, втайне мечтал, чтобы стала учителем. И всё совпало. Я стала учителем русского языка и литературы. Прошла путь от учителя до директора школы, защитила диссертацию, работала в высшей школе.
Настало время, когда захотелось поделиться своими воспоминаниями о той школе, из которой мы вышли в 1960-70-е годы, об учителях, живущих в памяти своих учеников. Вспоминаю мою любимую учительницу в начальной школе Соркину Розу Петровну, классного руководителя в восьмилетней школе и учителя русского языка и литературы Незговорову Валентину Васильевну, учителя математики Бажукову Валентину Александровну и Чеплагину Зинаиду Ивановну, учителя истории Попова Петра Александровича; учителей Коношской средней школы: учителя математики Шумихину Анну Павловну, учителя литературы Зенкову Зинаиду Васильевну, учителя физики Данченко Тамару Павловну, учителя химии Малинину Нинель Григорьевну, директора Лесозаводской восьмилетней школы Марышеву Тамару Николаевну. Их альтруизм сегодня кажется неправдоподобным.
Я благодарна судьбе за то, что в институте рядом с нами были яркие, талантливые личности, влюблённые в своё дело, понимавшие нас, студентов, только вступивших во взрослую, самостоятельную жизнь. Это Гура Ирина Викторовна, Шилова Клавдия Алексеевна, Вавилова Маргарита Александровна, Паникаровская Татьяна Георгиевна, Дружинина Галина Александровна, Чуглов Владимир Иванович, Лебедев Геннадий Иванович, Судаков Гурий Васильевич, Микешин Анатолий Михайлович и многие другие. Хочется ещё раз вспомнить их, понять, что ценного было тогда, какой стала школа сегодня и что ждёт её завтра. Вот одна из причин появления моей книги.
Вторая – связана с интересной встречей. Подобные встречи особым светом окрашивают жизнь. Волею судьбы я вынуждена была оставить столь нравившуюся мне преподавательскую работу и вернуться в родительский дом через много лет, практически целую жизнь, чтобы помогать своей старенькой маме. Жизнь стала совсем другой. Собственная невостребованность, ненужность угнетала меня, порой бесила. Не спасали и короткие путешествия с подругами юности, поездки в Сибирь, ставшую мне родной за эти тридцать с лишним лет. И вот встреча! Встреча с выпускником школы, которой я руководила шестнадцать лет, и его желание написать о школе, заинтересованность моим учительским трудом и директорским опытом. Таким человеком, заставившим пересмотреть свою жизнь и в этих условиях сделать её перспективной, был Лебедев Виталий Матвеевич. Учёный, доктор технических наук с огромным практическим опытом, он полон сил и энергии, полон замыслов и начинаний.
И последнее: моя книга – это своеобразный подарок друзьям юности, моим институтским подругам Петуховой Надежде Анатольевне (Житенёвой), Даниловой Нине Александровне (Стафеевой), Бузиновой Галине Ивановне (Поповой), Григорьевой Светлане Игоревне (Семёновой), а также Юрьевой Зинаиде Васильевне (Макуриной), учителю математики, педагогу по призванию.
«Дорогу осилит идущий!» – с этими словами я отправилась в путь по проторённым и новым дорогам нашего образования, пытаясь понять, что его ждёт завтра.
Я думаю, мои воспоминания и размышления о школе прошлых лет, современной школе, образовании в целом покажутся интересными и убедительными. Возможно, мой опыт учителя, заместителя, директора школы и преподавателя вуза пригодится тем, кто по призванию сердца выберет эту значимую и очень важную профессию учителя.
Л. А. Холопова.
|