Альманах рукописей: от публицистики до версэ•Сетевое издание Эссе-клуба ОМ
Н. П. Алешков
НООБИБЛИОН • NOOBIBLION
Николай Петрович
Алешков
Мои поэмы.
Издание Татарстанского отделения Союза российских писателей.
В типографии ОАО «Колор-Принт» (г. Ульяновск).
Набережные Челны — 2019
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 1.7 MB
Мои поэмы / Николай Алешков ; худож..(ил.): П..Е..Самойлов ; оформ.: В..А..Павлов. — Набережные Челны : Татарстанское отд-ние СРП, 2019 ; [в тип. ОАО «Колор-Принт» (Ульяновск)]. — 96 с. : ил. — 16.5×12.0 см. — 500 экз. — (На с..1 обл.: Павел Самойлов. «Берега Булгарии, Кама», 2001.г.). — (Портр. авт. на с..4 обл.). — (Б-ка лит. журн. «Аргамак. Татарстан»).
ISBN 978-5-88504-123-2
релиз / аннотация
«…Поэзия Николая Алешкова отличается видимой художественной устойчивостью – его тонкая лирика органично соседствует с поэмами, а многие эпизоды стихотворений становятся впоследствии частью развёрнутого сюжета. И закономерно, что книга поэм этого автора воспринимается читателем как одно большое художественное высказывание, объединённое не только мыслью, но и чувством».
Николай Петрович
Алешков.
Портрет автора – из краткой биографической справки –
на четвёртой странице обложки книги
«Мои поэмы»
(Набережные Челны, 2019).
Фотография: Левон Осепян.
предисловие / вступление
И в дальние луга навек вернуться…
О книге «Мои поэмы»
Николая Алешкова
Жанр поэмы сегодня не особенно популярен. С одной стороны, современность приучила художника и его поклонников больше внимания уделять своего рода мгновенным лирическим «снимкам», отодвигая продуманное и долгое высказывание в сторону как якобы одряхлевшую творческую форму. Огромный вал поэтических фиксаций, часто более похожих на продукт самовыражения автора, нежели на произведение искусства, захлестнул литературу. Из стихотворения постепенно выветривается личностное начало, и остаётся лишь эмоциональный порыв, соединённый с ворохом реальных предметов и осколков воспоминаний, смутных и герметично-индивидуальных.
На этом фоне поэзия Николая Алешкова отличается видимой художественной устойчивостью – его тонкая лирика органично соседствует с поэмами, а многие эпизоды стихотворений становятся впоследствии частью развёрнутого сюжета. И закономерно, что книга поэм этого автора воспринимается читателем как одно большое художественное высказывание, объединённое не только мыслью, но и чувством. О чём бы ни писал Алешков, его строки сохраняют печать личности человека, который прожил жизнь, полную противоречий, счастья и горечи, знал любовь и сохранил трепетную веру в высшие законы бытия.
В книге его поэм есть как бы общая часть, где автор соединяет свою судьбу с долей русского народа – это «Ковчег», поэтическое повествование о ратных страницах Крыма. Сопричастность родной истории поэт старается передать сыну. Кроме того, трагические страницы его биографии соприкасаются с поэмой о церковном колоколе, сброшенном под речной лёд в годы гражданской войны богоборцами. Возвращаясь на законное место, колокол прогоняет выморочный сон, охвативший душу героя. Уже, казалось, погибшая, она вновь обретает радость жизни и смысл своего существования.
Остальные восемь сюжетов книги носят отчётливо биографический характер. В них есть просветлённые картины детства, красота природы, порывы юной души, любовь, которая осветила последующие годы героя – и беда, пьянство, отчаяние и ощущение собственной ненужности. Противоборство великих и жестоких влечений окрашивает жизненный путь alter.ego автора в драматические тона, но долгое повествование всё-таки приходит к гармоническому рубежу: талант и сердце уже не спорят друг с другом, а душа не сопротивляется своему непостижимому полёту сквозь пространство мироздания.
Многие картины в поэмах отчётливо биографичны, и это создаёт очень важную атмосферу достоверности при развитии сюжета. Черты реальности берутся автором осознанно, в соответствии с изобразительной задачей; они почти осязаемы и не кажутся избыточными или трафаретными. Известные слова М..Ю..Лермонтова об истории души человеческой здесь чрезвычайно уместны, «особенно когда она – следствие наблюдений ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление».
Современной поэзии очень не хватает медленного созерцания истории и биографии. Во многом погашены рассуждение и свойство прозорливо, не амикошонски сближать, казалось бы, далёкие друг от друга вещи. Простота поэтического языка порой заносится в число художественных недостатков.
Книга поэм Николая Алешкова не спорит с литературным безумием и упадком – она сразу обращается к предметам подлинным и серьёзным. И в этом её достоинство, не подвластное ужимкам бесплодного ума и щебету пустой речи.
Вячеслав Лютый,
председатель Совета по критике Союза писателей России.
содержание / оглавление
Вячеслав Лютый.
И в дальние луга навек вернуться… (О книге
«Мои поэмы» Николая Алешкова)
• Ковчег
• Орловское кольцо
• Матрёша
• Отец
• Юбилей
• Пучинин приехал
• Две красные розы на белом снегу
• Колокол
• Дальние луга
• Горький нектар, или Дважды непьющий
...... 3
...... 6
.... 16
.... 38
.... 46
.... 52
.... 58
.... 62
.... 74
.... 78
.... 82
справка / примечания
Об авторе
Николай Петрович
Алешков
Родился в 1945 году в селе Орловка Челнинского района ТАССР.
Работал монтёром связи, электриком, диспетчером домостроительного комбината ПО.«Камгэсэнергострой». Но основная трудовая деятельность связана с журналистикой и литературной работой. С 17 лет до призыва в армию работал литсотрудником районной газеты «Знамя коммунизма», а после службы рядовым (1964-1967.гг.) был литсотрудником газеты Московского округа ПВО «На.боевом.посту», потом редактором набережночелнинской городской газеты «Время», межрегиональной литературной газеты «Звезда полей». В настоящее время – главный редактор литературного журнала «Аргамак. Татарстан».
В 1982 году закончил заочное отделение Литературного института имени А..М..Горького. В 1984 году принят в Союз писателей СССР. Автор двенадцати книг стихотворений и поэм. Лауреат нескольких литературных премий.
Заслуженный деятель искусств Республики Татарстан, почётный гражданин города Набережные Челны.
В оформлении обложки книги Н..П..Алешкова «Мои поэмы» (Набережные Челны, 2019) использована репродукция картины П..Е..Самойлова «Берега Булгарии, Кама».
Павел Ефимович Самойлов.
«Берега Булгарии, Кама».
2001 г.
оргалит ; масло : 120.0×120.0 см
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде NB).
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем. Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).