Георгий Пилипенко.
Живопись.
Альбом-каталог.
Издание Г. Г. Пилипенко.
В типографии ПКФ «Абсолют» (г. Омск).
Омск — 2015
Фонд релизов «Нообиблион» и библиофонд формируют авторы литературных произведений, авторы научных исследований, авторы- составители различных сборников (антологий, альманахов, хрестоматий, альбомов) и монографий, биографий и библиографий, историки литературы, издатели. Включайтесь!
|
|
|
Автором книги
для чтения предоставлен отдельный файл — PDF : 16.2 MB
описание / сведения
Георгий .Пилипенко. Живопись : альбом-каталог / авт.-сост.: Г. .Г. .Пилипенко ; ред.: А. .Н. .Машанов ; авт. ст.: Г. .С. .Лубышев, А. .Н. .Гуменюк, Л. .К. .Богомолова ; фот.: М. .М. .Фрумгарц ; оформ.: П. .А. .Балюта. — Омск : [б. .и.], 2015 ; [в тип. ПКФ «Абсолют» (Омск)]. — 168 с. : ил., портр., фот. — Библиогр.: с. .166-167 (40 назв.). — 23.0×25.0 см. — 400 экз. — (На с. .1 обл.: Г. .Г. .Пилипенко. «Пейзаж с часовней», 2013 .г.). — (На тит. .л.: Г. .Г. .Пилипенко. «Ироничный автопортрет», 1998 г.).
ISBN 975-5-9906652-1-7
релиз / аннотация
Книга знакомит с творчеством известного омского живописца Георгия Георгиевича Пилипенко, автора пейзажей, портретов, мастера тематической картины.
В книге использованы фотографии М..М..Фрумгарца и фотографии из личного архива Г. Г. Пилипенко.
Георгий Георгиевич
Пилипенко
1939
— родился на Украине, в посёлке Семёновка Полтавской области.
1957
— окончил среднюю школу № 2 в городе Пирятин Полтавской области.
1964
— окончил Киевский государственный художественный институт.
1964-1966
— преподавал в Ржищевском педагогическом училище (г. Ржищев, Киевская область).
1967-1986
— преподавал в Омском государственном педагогическом институте на кафедре живописи.
1975
— вступил в Союз художников СССР. Имеет персональную творческую мастерскую.
|
предисловие / вступление
Всегда выбирайте самый трудный путь –
на нём вы не встретите конкурентов.
Шарль де Голь.
Георгий Георгиевич Пилипенко приехал в Омск вскоре после окончания педагогического факультета Киевского художественного института. Он сразу включился в творческую и педагогическую работу на кафедре живописи художественно-графического факультета Омского педагогического института, где проработал девятнадцать лет. Все эти годы он одновременно много и плодотворно трудился как живописец. Много выступал на больших и малых выставках, став уже в 1975 году членом Союза художников СССР.
25-летний выпускник художественного вуза начинал свой творческий путь, формировался и зрел в то время, когда ярко, эффектно и остро-эмоционально романтизм «сурового стиля» уже утвердил свои возвышенные идеалы, мечту, раздумья, когда «стиль 60-х» постепенно уступал место эмоциональной сдержанности и внутренней сосредоточенности, камерности, новому, так называемому «молодёжному искусству».
Именно это искусство в 70-х годах уверенно завоевало свои позиции, оказалось более чутким к различным оттенкам проявления человеческой индивидуальности: оно тяготело к духовности, национальной культуре, к познанию сложных закономерностей жизни и мира. Молодой в эти годы Г..Пилипенко, впервые появившийся на омских выставках в 1969 году, ещё не сумел понять и осмыслить набирающий свою силу уже во второй половине 60-х годов многоплановый и сложный стиль 70-х, и запоздало последовал эффектному суровому стилю «шестидесятников». Это особенно было заметно в его первой работе «Комсомольцы 20-х годов» (1969). Тяжёлый холодный цвет, плотный контрастный силуэт фигур усиливали атмосферу напряжённого и изнурительного труда (работа экспонировалась на зональной выставке в Кемерово в 1969 году), а ведь кумирами художественной молодёжи тогда были Г..Никонов, Н..Андронов, А..и.П..Смолины. Но вскоре Г..Пилипенко проявляет заметную самостоятельность в квадратном холсте «Успенский собор» (1971). Здесь неожиданно новым предстал образ Москвы со златоглавым Успенским собором Кремля, который доминирует в слитой воедино громаде оголённых стен жилых домов.
Композиционная строгость и лаконизм в сочетании со сдержанным и тонким колоритом светлых тонов делают этот архитектурный пейзаж очень выразительным и звучным. Эта работа не только органично дополняет стилистику обновляющегося искусства второй половины 60-х годов, но становится своеобразной точкой отсчёта художника на пути к творческой индивидуальности.
В 1972 году Г..Пилипенко плодотворно работает на творческой даче «Горячий ключ». Здесь был написан искренний и задушевный парный портрет «Подружки», выполненный с любовью, легко и свободно. В иной манере он пишет «Автопортрет в берете», более утяжелённый в цвете и тоне, где даже грубоватый мазок, кажется, пытается проникнуть вглубь холста. Да и само состояние, и настроение человека здесь уже не на поверхности, как в «Подружках», но уходит внутрь. Вообще, следует подчеркнуть, что в целом герои его портретов как бы отстранены от нас, уходят в себя, часто задумчивы и сосредоточены в мире собственных чувств и переживаний. Особенно это заметно в портрете «Политрук А..К..Глобин» (1975), «Мой друг Аверкиев» (1977) и др. Главное – они естественны, очень характерны и искренни в своём состоянии: художник пишет их с удовольствием и большим вниманием к ним.
На творческой даче «Горячий ключ» было написано много пейзажных этюдов и картин. Но творческой находкой можно считать большой индустриальный пейзаж, неожиданно обнаруженный под Новороссийском, – «Цементный завод». Пейзаж строг и суров. Весь он пастозно замешан угасшими серыми и коричневыми красками различных оттенков. Корпуса и «минареты» труб цемзавода вылеплены широкими подвижными мазками. Мы видим неожиданно звучащий пейзаж, который своим настроением мог бы обрести достойное место в экологической выставке. Именно сейчас в наше экологически тревожное и беспокойное время эта работа актуально оживает, став воплощением чудовищного индустриального миража. А ведь художник написал этот холст 17 лет назад и тогда даже не помышлял о такой её образной программе.
Г..Пилипенко все эти годы постоянно обращается к пейзажному жанру, всегда пишет этюды с натуры, отыскивая неожиданные по композиции, цвету и пластике мотивы. Для него всегда интересно найти в природе необычное, острохарактерное движение в рельефе, в массе деревьев или строений. Многочисленные этюды художника всегда динамичны, свежи по цвету, в них постоянно присутствуют контрасты, неожиданные сочетания деталей пейзажа и цвета. Они многообразны и неповторимы. Часто эти этюды он пишет не торопясь, основательно выверяя мотив по композиции и цвету, они оседают впоследствии в мастерской как художественный или сопутствующий материал. Станковые пейзажи, выполненные в мастерской, в результате длительной над ними работы усложнялись не только внешне, но и внутренне. Они становились спокойнее, сосредоточеннее и обрели характерную образную выразительность. Достаточно вспомнить такие пейзажи, как «Тишина. Вертлино» (1975), «На.Сенеже» (1976), «Екатериновка» (1979), «Стога при луне» (1980), «Красная баня» (1986). Каждый из них по-своему неповторим.
Живописно-пластическая композиционная стилистика и структура полотен «Успенский собор», «Цементный завод» и др. легко угадываются и получают дальнейшее развитие в исторической картине, такой как «Омский летучий отряд» (1972). Художник впервые здесь обращается к прошлому нашей омской милиции. Здесь нет событийного, развивающегося в динамике действия. Г..Пилипенко сознательно останавливает движение, чтобы через состояние покоя передать и выразить сосредоточенную напряжённость, значительность и серьёзность момента перед выступлением отряда во главе с начальником омской милиции Успенским. Кажется, просто и ритмически строго компонуется большой холст. Здесь существенную изобразительную и выразительную роль играет тщательно взвешенная и продуманная организация всего пространства картины, её архитектоничность: фигуры чекистов монолитны, максимально выдвинуты на передний план и будто выхвачены из тьмы фарами грузовика. Контрасты светлых и тёмных тонов, холодный пронзительный цвет ещё больше усиливают состояние напряжённости и тревоги. В целом в картине ясно проявилось возвышенное, героическое звучание.
Прошло всего три года после появления картины «Комсомольцы 20-х», но как вырос и изменился художник. Не случайно после этого полотна Г..Пилипенко последовательно разрабатывает форму группового портрета. Это «Бригада» (1975), «Парни Иванова Мыса» (1977), «Ударницы войны» (1984) и последняя – «На Восточном фронте» (1987-1989), где художник изобразил командиров гражданской войны. Все эти живописные полотна разные, но в каждом легко узнаётся автор. Г..Пилипенко, безусловно, использует в них уже наработанный предыдущий опыт, изобразительные приёмы. Выразительные средства – композицию, пространство, пластику фигур, тон, включая размер и формат картины, – он внедряет естественно, без нажима, подчиняясь, прежде всего, характеру деятельности этих групп, атмосфере их обитания и времени. Таким образом, он стремится создать пространственную среду, в которой естественно и полнокровно раскрывают себя герои.
Нелёгок труд обмотчиц трубопровода, но художник в картине «Бригада» стремится раскрыть и выразить своё отношение к ним. Вся эта группа женственна, я бы сказал, красива. Г..Пилипенко сознательно идёт здесь не по пути нарочито грубого, острого и жёсткого их показа, но стремится к подчёркнутому благородству и, если хотите, изяществу их облика. И он, как художник, имеет на это право. Здесь среда лишена глубины движения труб, а их обобщённые детали преображаются в плавные ритмические сочетания. Весь холст решён декоративно, мягко, напоминая «клейма» фрескового цикла.
Атмосфере доброжелательности и теплоты близка и другая работа – «Парни Иванова Мыса». С большой симпатией Г..Пилипенко изображает своих современников – молодых парней из дальней сибирской деревни с поэтическим названием Иванов Мыс. Перед нами – скромные и благородные труженики земли. Невольно в этом полотне высвечивается гуманное и духовное начало, преданность и любовь к своей земле, где они всегда хозяева.
Геннадий Лубышев.
|
предисловие / вступление
Георгий Пилипенко – художник, которому в силу своеобразия характера бывает трудно принять на себя даже частицу успеха. Он из тех творцов, что сторонятся шумной славы, богемного скандала и, вообще, несуетны в жизни.
Его человеческий нерв глубоко спрятан и замешен на тонкой самоиронии. А его всепоглощающая, почти мистическая нежность к природе непременно отзывается неким чудом: зацветёт ли драгоценный цветок, которому положено удивлять раз в сто лет, прорастёт ли подсолнух, озарив мастерскую своим жёлтым глазом… И всё так просто и безыскусно – от доброты и света в душе. Отсюда и светоносность в лирических пейзажах с «плавающими лесами», ясные красочные гармонии в натюрмортах с цветами.
Однако творческое уединение дарит не только целостность в восприятии мира, но и удивительный – в своей особой художнической тайне – анализ этого мира. Главное, что здесь есть место для размышлений о формотворчестве – вечная тема художника – и, как результат того же, бесконечно длящегося анализа, предпочтение музыки другим видам творчества.
Музыкальность произведений Георгия Пилипенко последних лет очевидна. Его городские пейзажи, как правило, безлюдные и наполненные фантастическим мерцанием, подобны ноктюрнам. В этих живописных сумерках главным героем выступает свет. Свет как исходная точка концептуальной схемы, как суть постановки живописной проблемы и её разрешения. Свет как парадигма творчества.
Живописное действо многих картин Г..Пилипенко развёртывается в лучах скрытого светоносного источника. И потому столь сияющие лица на полотнах «Мама», «Портрет друга», столь драгоценны колористическими оттенками и световыми эффектами «Дом Сорокина», «На улице Пушкина», «Вид на Любинский».
Поиск живописной фактуры лежит в области непрестанного творческого процесса художника. А её найденность в пластически цельных работах выходит за рамки формальной задачи и поднимается до особого мистического переживания. Фактура живёт, «дышит», пульсирует цветом в картине «Спас», заостряя момент сакральности в предстоянии пред ликом Христа. В многофигурной композиции «Оплакивание» её движение иллюзорно и подобно источению света.
Религиозная линия в творчестве Г..Пилипенко отражает не только духовные искания эпохи конца второго тысячелетия христианства, но обращена в глубины подсознания, откуда время от времени выплывают хрупкие воспоминания детства, с его стихийной религиозностью (легенда о родительском доме, некогда принадлежавшего местному священнику).
Своеобразным источником для интерпретации картины мира неожиданно стали детские рисунки. Соединяя собственное живописное видение темы и непосредственность детского воображения, художник создаёт новую реальность. «Куклы под дождём» – авторская версия, сохранившая пронзительную интонацию первоисточника.
Художественный темперамент и мягкий юмор, с каким Георгий Пилипенко относится к своему творческому «я», заключены в его автопортретах. Покуривающий трубку художник как будто распят на кресте великого Искусства. А его крохотный авто, шутливо прижатый к ладони с «дорогами жизни», вписался в вираж удачи, имя которой Палитра.
Алла Гуменюк.
|
предисловие / вступление
Георгий Пилипенко – омский художник, неизменно вызывающий особое отношение и внимание к своему творчеству зрителей, коллег и специалистов.
Он – участник всевозможных выставок с 1968 года. В его работах 1970-1980-х годов, ставших свидетельством определённых приоритетов начального этапа, во многом нашли отражение общие, присущие времени черты. Тогда уже были чётко определены основные жанровые пристрастия – прежде всего, это городской и архитектурный пейзаж, а также портрет, композиция и натюрморт.
Начало формирования собственной художественной позиции, выражающей индивидуальное творческое мышление и опыт восприятия действительности, приходится на 1990-е годы. Возникший в середине этого десятилетия интерес художника к живописным проблемам – работе с поверхностью картины, фактурой и техникой – задал мощный импульс развитию творческого метода и определил актуальность его искусства. Это не только позволяло наиболее полно передать собственное видение и понимание окружающего мира (а эта задача ставилась тогда во главу угла), но и выявить с самого начала те качества, которые впоследствии привлекали неизменное внимание и выделяли его работы среди множества других на выставках – своеобразный тонкий лиризм в сочетании со строгой продуманностью композиции, но более всего – особая вибрирующая светоносная живописная поверхность со сложной цветовой оркестровкой.
Г..Пилипенко обрёл ту необходимую уверенность в себе, когда накопленный духовный и интеллектуальный потенциал начинает претворяться в материю формы в соответствии с творческой индивидуальностью и профессионализмом.
Возвращая традиционной картине интерес зрителя, художник не устаёт удивлять не только образным и тематическим разнообразием, свидетельствующим о поразительной внутренней свободе, но и виртуозностью, с которой ставятся и решаются новые творческие задачи. Талантливо, уверенно и профессионально.
Именно профессионализм является одним из самых неоспоримых качеств живописи Георгия Пилипенко, отмечаемых с момента появления его первых работ живописного авторского стиля – «Воспоминания о Таре» (1994), «Автопортрет» (1995), «Мама» (1996), в которых уже было достаточно артистизма, интеллектуальной энергии и свежести взгляда, – и до сегодняшнего времени.
Георгий Пилипенко – художник ярко выраженного интеллектуального плана, что находит своё выражение в удивительно тонких ассоциациях и постоянной разработке новых пластических идей. Мир, пропущенный сквозь собственное сознание и сотворённый заново, требует новых решений, далёких от привычных представлений о пространстве и цвете. В одних случаях, как, например, в композиции «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…» (2001), это удаётся при помощи живописной экспрессии, но в большинстве своём – гармонией мерцающих полутонов.
В его городских пейзажах «Вид на Любинский» (1998), «В одной знакомой улице» (2001), «На улице Тарской» (2006) – меланхолическая грусть, отрешённость, поэзия одиночества переданы не только убедительно пластически и колористически, но и с поразительным артистизмом. Всё это свидетельствует об обретении твёрдой принципиальной позиции и стремлении следовать собственному направлению творческого развития.
Активная живописная поверхность, многослойная фактура, богатство цветовых оттенков – вот те качества, которые позволяют говорить об актуальности пластического решения и подтверждают последовательность разработки той живописной стилистики, которая наиболее адекватно отражает творческую индивидуальность художника.
Уверенность в правильности избранного пути позволяет ему более свободно использовать все новые средства и возможности для творческого высказывания, не опасаясь утраты индивидуальности. Результат этой работы – вариации привычных, любимых тем: городские пейзажи, букеты цветов, композиции на религиозную тему, серия картин с куклами, портреты и автопортреты.
Но и при этом разнообразии довольно чётко прослеживается общая тенденция всё большей концентрации на решении внутренних задач. Творческое переосмысление исторического и собственного культурного и визуального опыта в сочетании с высоким мастерством дают практически неограниченные возможности интерпретаций и развития живописной системы, что находит подтверждение в произведениях последних лет: «Посвящение Мазаччо» (2008) и «А..И..Солженицын» (2009).
Юбилейная экспозиция ещё раз подтверждает, что перед нами – художник с живым воображением и желанием претворять его в красках. Георгий Пилипенко сумел избежать многих опасных для современного художника соблазнов, оставшись в результате самим собой. И в этой способности «оставаться самим собой», возможно, и состоит сегодня истинная актуальность искусства.
Людмила Богомолова.
|
содержание / оглавление
СТАНОВЛЕНИЕ ХУДОЖНИКА
Геннадий Лубышев.
Предисловие к альбому
Альбом (часть 1)
УЕДИНЁННОЕ
Алла Гуменюк.
Предисловие к альбому
Альбом (часть 2)
МОИ НЕЧАЯННЫЕ ВОСКЛИЦАНИЯ
Людмила Богомолова.
Предисловие к альбому
Альбом (часть 3)
ГЕОРГИЙ ПИЛИПЕНКО
Биография
Творческие награды
Основные работы. (1968-2014)
Основные выставки. (1969-2014)
Основные публикации. (1978-2014)
Список сокращений
|
...... 3
...... 4
...... 8
.... 43
.... 44
.... 48
.... 87
.... 88
.... 92
.. 160
.. 160
.. 160
.. 161
.. 164
.. 166
.. 167
|
|
Георгий Георгиевич Пилипенко.
«Сирень».
2000 г.
бумага ; пастель : 52.0×61.0 см
Презентация альбома-каталога «Георгий Пилипенко. Живопись» (Омск, 2015) состоялась в Государственном областном художественном музее «Либеров-центр». Альбом, выпущенный по инициативе Омского регионального отделения ВТОО «Союз художников России» при поддержке Министерства культуры Омской области, приурочен к 300-летию Омска.
На презентации художественного альбома-каталога
«Георгий Пилипенко. Живопись»
в областном художественном музее «Либеров-центр»
(г. Омск, ул. Думская, 3).
25 марта 2016 года.
библиография / βιβλιογραφία
Краткая библиография автора: книги, авторские и коллективные сборники, иные издания, представленные в библиособрании (текст в библиофонде).
см. текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2004.
Проспект выставки.
В. Бичевой, Г. Пилипенко. Омск. 2004.
(Дом художника. 05.11-?.?.2004).
|