В музее «Либеров-центр» 18 декабря 2017 года открылась выставка Евгения Тонких «Волшебные сны».
В экспозиции – более двадцати работ. По словам мастера, всего за свою жизнь (в прошлом году художник отпраздновал 60-летие) он написал несколько тысяч картин. В основном работы Евгения Тонких отличает качественная детальная прорисовка и сказочная тематика. На его полотнах можно увидеть удивительных ангелов, прекрасных нимф и эльфов, фантастических птиц и других диковинных созданий. Что интересно, начинал Е..Тонких как художник-реалист – в своё время из-под его кисти выходили фотографичные пейзажи, а также сценки из жизни советских граждан.
— Евгений Степанович, почему решили изменить тематику своих картин – перейти от реализма к сказке?
— На самом деле я до сих пор пишу реалистичные картины – пейзажи, например, просто в основном знают те мои работы, где присутствует фантастический сюжет. Возможно, потому что они более запоминающиеся. Вообще, мне скучно рисовать одно и то же – я люблю постоянно пробовать что-то новое, как в творчестве, так и в жизни. Люблю менять обстановку, путешествовать. Вот сейчас, например, чтобы не сидеть постоянно в мастерской, снова занялся спортом. А в живописи мне нравится находить новые образы, приёмы, техники.
— Тем не менее практически все Ваши работы отличает скрупулёзная проработка деталей, гладкие мазки, точность в анатомии людей и животных.
— Я учился ещё при Советском Союзе. Тогда была в почёте классическая живопись. Примерами для нас служили художники эпохи Возрождения – Тициан, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Кстати, Микеланджело – один из моих любимых художников. Ещё студентом прочитал книгу «Муки и радости» Ирвинга Стоуна о жизни этого мастера, она меня тогда очень впечатлила. Мне до сих пор нравится именно такое, высокое искусство.
— Какие ещё художники Вас вдохновляют?
— Их много! Из русских художников – Репин, Суриков, Семирадский. Также нравится Караваджо – то, как он выстраивает композицию, как использует световые ходы. Ещё вдохновляют Боттичелли, французские импрессионисты. Нравится американский художник Эндрю Уайет. У него в картинах встречается много проработанных деталей – прямо обалденная точность. В то же время есть пространство для пустоты – всё здорово в плане композиции. Ведь в картине важно, чтобы были акценты и в то же время какие-то «продыхи». Как в музыке – где-то она должна течь медленно и спокойно, где-то взрываться. В живописи то же самое – где-то нужно прорисовать, где-то смазать, обобщить. Уайет с этой задачей справлялся мастерски.
— Вы сказали, что любите классическую живопись. А как относитесь к современному искусству?
— Я думаю, что современные художники стали меньше трудиться. Вспомнить тех же Сурикова или Репина – какие они создавали сложные и характерные жанровые полотна. Выискивали подходящих натурщиков, делали массу подготовительных этюдов, придумывали сложные композиции… Вы сейчас можете назвать современных художников, которые делают то же самое? Таких почти нет. Если говорить о тех же современных пейзажах, это преимущественно просто этюды, только увеличенные в размере. Художники даже не стремятся что-то прорисовывать. А зачем? Сейчас же есть фотоаппараты, делающие снимки фантастического качества. В этом случае преимущество художников – возможность создавать краской текстуру, вот многие этим и пользуются. Намажут краску погуще, чтобы было эффектнее, и всё.
— Евгений Степанович, а если говорить не о художниках, а о заказчиках. Какие картины, на Ваш взгляд, охотнее всего покупают?
— Преимущественно люди покупают картины, которые смогут украсить интерьер. Какой-то ангелочек, пейзаж, натюрморт. Наименее востребованы картины, которые отражают время. Допустим, вспомним картину Ван Гога «Едоки картофеля», где он изобразил простую крестьянскую семью. Если бы подобная картина была нарисована сейчас, вряд ли бы она была востребована. «Едоки картофеля» знамениты сейчас только потому, что имеют историческую ценность.
— Вы сейчас активно участвуете в выставках. Например, в начале января в Омске параллельно шли три выставки, где можно было увидеть Ваши работы – помимо той, что сейчас идёт в «Либеров-центре», также в Доме художника и в историческом парке «Моя Россия». Такая активность помогает найти заказчиков?
— В основном регулярно выставляешься, чтобы быть на слуху, рентабельность от этих мероприятий практически нулевая. Помню, был пару лет назад в «Континенте» масштабный проект «ЕвразияАрт», где участвовало очень много художников из Омска и других городов. Но даже после этой выставки я не слышал, чтобы кому-то из коллег заказали работу. Многим нашим бизнесменам и чиновникам кажется, что лучше он поедет отдыхать за границу и возьмёт работу какого-то местного художника, чтобы здесь похвастаться.
— Евгений Степанович, вернёмся к Вашим картинам. На Ваших работах можно увидеть очень много предметов, а также персонажей в разных позах. Вы всё пишете с натуры или по памяти?
— Что-то по памяти, что-то с натуры, что-то по фотографиям, которые делаю сам или смотрю в книгах.
— Случается ли у Вас такое, что нет желания что-либо рисовать? Если да, то что тогда делать?
— Такое бывает у многих художников. Особенно, если нет заказа, который тебя подстёгивает работать. А если приехал в мастерскую просто так, нарисовать что-то для себя, случается, что просто сидишь, смотришь на холст какое-то время. Потом как барон Мюнхгаузен вытаскиваешь сам себя из этого состояния. Начинаешь что-то мазать по холсту, потом постепенно втягиваешься, что-то придумывается, и темы на ум начинают приходить. Главное – просто начать.
Интервью Екатерины Корф (в газетной публикации: Екатерина Шишикина) с омским художником Евгением Степановичем Тонких после открытия его юбилейной персональной выставки «Волшебные сны» в художественном музее «Либеров-центр» опубликовано в газете «Ваш Ореол» № 2(991) от 10 января 2018 года.
Афиша персональной выставки Евгения Тонких «Волшебные сны», открытие которой состоялось 18 декабря 2017 года в Государственном областном художественном музее «Либеров-центр» (г. Омск, ул. Думская, 3).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен альбом-монография «Евгений Тонких. Живопись» (см. релиз / текст).