В музее имени М..А..Врубеля – 10 августа 2017 – открылась выставка батика и художественных эмалей Татьяны Колточихиной «Птицы над миром».
Экспозиция приурочена к юбилею автора. Тем не менее она не стала очень уж ретроспективной: Татьяна Увинальевна предпочла показать произведения, созданные за последние несколько лет.
На выставке представлены её работы в самых разных техниках росписи ткани – холодном, горячем батике. И в каждой – необыкновенная виртуозность автора.
— Если график ластиком может что-то исправить, то здесь художник не имеет права ошибиться, это будет слишком заметно, – отметила куратор выставки Екатерина Кудряшова. — Каждое движение должно быть продумано.
Впрочем, мастерство Татьяны Увинальевны не ограничивается росписью на шёлке. Основой стало и льняное полотно, что довольно неординарно: лён для батика слишком рыхлый.
В экспозиции отражены вечные темы, символы, известные в мировой культуре от первобытных времён до христианства. Так, «Птицы над миром. Дом» и «Птицы над миром. Ковчег» – две заглавные работы. Ведь птица во многих культурах – творец, демиург, с неё начинается Вселенная. Она связует миры – может летать, ходить по земле, плавать. Птица – вестник. И вспоминается голубь, прилетевший к Ною с оливковой веточкой.
Несколько произведений посвящены теме времени – «Колесо жизни», «Бег времени», «Движение бесконечно». В них мы наблюдаем его зримое воплощение. Это и особая геометрия, круг, в котором славянские названия месяцев, и образ яйца как первооснова всего сущего и бесконечная смена поколений.
В работах Колточихиной рассказано об устройстве мира. Каждую можно прочитать как своеобразный текст. Более того, и цвет в них играет решающую роль.
— Есть несколько серий чёрно-бело-красных. Это тоже связано с древней мифологией. Палитра намеренно ограниченная, чтобы приблизиться к первохудожникам, у которых в распоряжении были лишь уголь, почва, мел, – пояснила Екатерина Кудряшова. — В итоге работы становятся настолько выразительными и явственными, что передают нам ту или иную идею напрямую.
Особое место на выставке занимают работы в технике художественной эмали, абсолютной противоположности батику, с мягкой податливой тканью. Но не менее сложной, чем последняя. К ней Татьяна Увинальевна обратилась несколько лет назад.
Тематика некоторых эмалей созвучна с батиком: ангелы, дом, птицы – тоже их неотъемлемые символы. В каждой – монументальность, цветовая торжественность и глубина смыслов. «Поймай свою синюю птицу» – первая работа автора в этой технике, шутливая и в то же время многогранная. И как тут не вспомнить «Алхимика»: «Когда чего-нибудь сильно захочешь, вся Вселенная будет способствовать тому, чтобы твоё желание сбылось»…
Репортаж Екатерины Хорзовой (в газетной публикации: Анна Евгеньева) и Владимира Казионова с открытия выставки Татьяны Колточихиной «Птицы над миром» опубликован 14 августа 2017 года в разделе «Новости Омска. Культура» газеты «Вечерний Омск - Неделя».
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен каталог «Татьяна Колточихина. Батик. Эмаль. Графика» (см. релиз / текст).