Однажды, в начале 1980-х, в Омск прибыла молодая супружеская пара – мастер по ремонту сталеплавильных печей Сергей Колточихин (он был направлен на агрегатный завод) и его жена Татьяна. Татьяна окончила Московский государственный технологический институт, и занималась необычным видом искусства – батиком.1).
В те времена батик и искусством-то особо не считался. Так, что-то прикладное – платки, шарфики, вообще женские штучки. Хотя, например, в Прибалтике им занимались многие художники-мужчины.
Много лет и упорства ушло на то, чтобы доказать: батик может быть не только прикладным, то есть бытовым и носимым, не только декоративным, но – и станковым, и даже монументальным. Душа порадовалась, признаётся Колточихина, когда на одной из выставок её легкие, как крылья бабочки, шёлковые батики разместили в одном ряду с живописью и графикой, а не как обычно – в рекреации ДПИ. Значимость батика начала повышаться.
Бабушкины уроки
Татьяна Колточихина сегодня – известный сибирский художник. Наверное, так её знают и в Москве, и в Петербурге, и даже за рубежом. Сибирь сама по себе немало значила в истории её семьи. Сюда в 1934 году по ложному доносу был сослан её дед со всеми домочадцами. Сюда, в Новокузнецк, после Одесского художественного училища, вернулся отец. И сама она, хоть и родилась в Москве, говорит:
— Я не совсем москвичка, я считаю себя сибирячкой. К бабушке в Москву мы ездили часто. Она была верующей, всегда ходила в храм, хотя нас с собой не брала. Говорила: это само придёт. Она и папе дала имя Увиналий, производное от Ювиналий, – это один из святых.
Если спросить, кто зародил в ней тягу к рукоделию, научил чувствовать ткань, она ответит: конечно, бабушка Мария Андреевна. Татьяна Увинальевна с улыбкой вспоминает коробки с разноцветными тряпочками и пуговицами, от которых у неё с восторгом замирала душа. Как всякой девочке, ей хотелось заниматься шитьём. А вот родители советовали, чтобы дочь пошла в художественную школу и после продолжила образование в этом направлении. Она подчинилась их воле, но училась без интереса. И когда родители справились у педагогов о способностях дочери, те сказали, что для художественного училища девочка бесперспективна. И она вернулась к своему давнему стремлению – не просто рисовать, но и шить, а значит, быть модельером.
Смена приоритетов
На художественный факультет Московского технологического института Колточихина поступила с третьей попытки, конкурс был очень сложный. В паузах между приёмными экзаменами работала швеёй на фабрике. Полученная там рекомендация была хорошей поддержкой.
— Во всех институтах образование начинается с академических предметов, с базы, – рассказывает Татьяна Увинальевна. — И у нас были академический рисунок, живопись. Нам «ставили глаз», учили видеть цвет, компоновать. Наши преподаватели были фанатики своего дела. Например, графику преподавал Петров-Камчатский. Он был мудрый, мужественный, очень строгий. Одного его взгляда было достаточно, чтобы в аудитории воцарилась тишина. По живописи был Орлов Иван Иванович. Это первый преподаватель, который меня похвалил. И постепенно я как-то стала шире всё видеть и понимать лучше. Потом начала посещать большие выставки в Манеже, где выставлялись все союзные республики. Там такой великолепный текстиль был: гобелены, батики! Причём, некоторые из них огромные – до пяти метров. Прибалтика, Молдавия очень сильно звучали. И я стала задумываться. Мне уже не хотелось быть модельером, а хотелось быть художником, но в текстиле.
Так Колточихина увлеклась этой рукотворной красотой, которая соединила в себе уютный быт и творчество. И хотя дипломную работу (вечернее платье «Ночной сад») она делала под руководством известного модельера Вячеслава Зайцева, выбравшего её в числе пяти других студентов, уже знала: её призвание совсем в другом.
Татьяна Колточихина.
«Небесный свиток».
2010 г.
натуральный шёлк ; холодный батик : 61.0×164.0 см
Картинки мироздания
— Главное – чтобы композиция состоялась, – говорит Колточихина. — Я отношусь и к маленькой работе как к серьёзному произведению. Сюжеты придумываю сама. Я считаю, что это неприлично – заимствовать их или через интернет копировать. Художник каждый раз открывает новую реальность. Я когда веду занятия или курсы, всегда говорю: «Только не подглядывать друг за другом! Пусть корявое, но своё». Правда, не все этому следуют. Нужно в себя верить, чтобы придумывать.
В тематике её произведений заложена некая сакральность. Цветы, рыбы, птицы, ангелы – всё это приходит в работы не просто так. В них пробиваются отголоски сибирских поверий, ростки древней генной памяти о том времени, когда человек являлся частью большой Вселенной. Здесь мотив цветка как символ великого дерева – древнего мира. Цветок похож на мощную чашу. Над ним парят птицы – стражи верхнего мира, хлопаньем крыльев они создают музыку сфер. Рыбы, таинственные и мистические, символизируют нижний предел. Хотя иногда автор «хулиганит» и позволяет рыбам взлететь. Человек, находящийся посередине мироздания, не маленькое существо, но – растущее. Тянущееся к звёздам, к познанию, к мечтам. И в этом ему помогают ангелы. Окрылённость – буквальная или заложенная внутри произведения – ещё один мотив творчества художницы. Как замечает сама Татьяна Колточихина, ей интересно говорить об устройстве мира, своим творчеством она не устаёт напоминать людям о том, на чём Земля держится.
|
Татьяна Колточихина.
«Небо смотрит на нас».
2013 г.
натуральный шёлк ; холодный батик : 37.0×77.0 см
На родине да Винчи
Татьяна Колточихина работает и в горячем, и в холодном батике, хотя как истинный батикист предпочитает горячую технику – более трудоёмкую, но исконную, настоящую. Такой она была рождена на Востоке, холодный батик – выдумка ленивых европейцев. В ранних работах превалируют синие и зелёные тона, в более поздних – часто повторяется сочетание красного, белого и чёрного (особенно это касается росписи на хлопке). В рисунок прочно входит образ полусферы как некоей лодки, и появляется тема Путешествия.
Самой художнице путешествие стоило работы на кафедре монументального искусства Института искусств ОмГПУ. Дело было так: ей предложили участвовать в пленэре в Италии. Вместе с российской группой в рамках культурного обмена. Колточихина уже давно занималась пастелью, дважды участвовала в международных выставках пастелистов, где её работы и увидели организаторы итальянского пленэра. Нужно было ехать на полтора месяца, а в институте не отпускали. И вот она сделала решительный шаг – подала заявление об увольнении. Говорит, что ни разу об этом не пожалела. Потому что поработать в Италии, на родине великих художников мечтает каждый. Пленэр проходил в маленьких городках на севере Италии с невероятно гостеприимными местными жителями. Писалось легко. И сейчас в мастерской лежит внушительная папка пастельных листов – воспоминания о той поездке.
Татьяна Колточихина.
«Птицы над миром. Ковчег».
2013 г.
натуральный шёлк ; горячий батик : 150.0×150.0 см
Татьяна Колточихина.
«Птицы над миром. Дом».
2013 г.
натуральный шёлк ; горячий батик : 150.0×150.0 см
Чудесный сплав
Многие перемены, новые векторы в творчестве возникали у Татьяны Колточихиной благодаря какому-то случаю. Течение жизни само выносило её к нужному берегу. Лет пятнадцать назад она решила в очередной раз поехать на творческую дачу в Ярославль, но художников на батик тогда не приглашали. Зато можно было записаться на начальные занятия по эмали, тоже довольно редкой технике. Колточихиной это показалось интересным. Правда, поездка стоила дорого, и Татьяна кинулась в галереи, в Союз художников, чтобы помогли продать хотя бы несколько работ. Деньги на поездку собирали всем миром, а Союз художников даже оплатил дорогу. И вот теперь эмали со знакомым колточихинским почерком появляются на выставках регулярно.
Татьяна Колточихина.
«А утром выпал снег».
2016 г.
металл ; эмаль : 6.5×19.2 см
В последнее время она даже стала называть себя больше эмальером, чем батикистом. От батика остались основные приёмы композиции, которые сейчас успешно применяются в эмали. На выставке-конкурсе «Лучшее художественное произведение года» эмали Колточихиной который раз завоёвывают первое место в номинации «Декоративно-прикладное и народное искусство».
Кстати, эмаль – это сплав металла со специальным веществом, применяющимся в керамике. Чтобы создавать его, супруг сделал Татьяне Увинальевне муфельную печь – пригодился профессиональный опыт.
Как и батик, эмаль на первый взгляд утилитарна. Первое, что приходит в голову – это бижутерия. Но, как и в батике, Колточихиной удаётся возвыситься над бытом. «Всё зависит от художника, – говорит она, – есть искусство или его нет. Можно крестиком вышивать, и сделать художественное произведение». Поэтому её эмали и батики – настоящие художественные творения, даже если это брошь или платок. Ну а пробовать что-то новое Татьяна Колточихина не устаёт. Недавно увлеклась художественным стеклом, фьюзингом, делает декоративные тарелки, объекты, бутылки. И на них снова расцветают знакомые сюжеты. Ведь, переходя от техники к технике, художник внутренне не меняется. Он просто берёт новый материал, чтобы продолжить разговор о главном.
Очерк Эльвиры Кадыровой «Взлетая над бытием» о творчестве художника Татьяны Колточихиной опубликован под рубрикой «Художественная мастерская» в журнале о культуре и искусстве «Омская.Муза» № 46 (Омск, 2018. — С. 48-51)*.
За эмали «Обещай мне» и «Завтра будет лето» Татьяна Увинальевна Колточихина награждена дипломом I.степени в номинации «Декоративно-прикладное и народное искусство, мелкая пластика и ювелирное искусство» по итогам выставки-конкурса среди профессиональных художников «Лучшее художественное произведение 2016 года», которую ежегодно проводит Омское региональное отделение ВТОО «Союз художников России» и ООО «Омский художественный фонд».
Журнал «Омская Муза» № 46 на 2018 год размещён в библиофонде открытого библиографического собрания НООБИБЛИОН (см. текст).
В открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН представлен каталог «Татьяна Колточихина. Батик. Эмаль. Графика» (см. релиз / текст).