OM
ОМ • Включайтесь!
2024.11.13 · 09:19 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — О.В.Ложникова — Людмила Першина … Омский драматический – больше чем театр
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
EC Ольга Ложникова
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
IR
Людмила Першина рассказала,
почему Омский драматический –
больше чем театр
Недавно вышла в свет новая книга известной омской журналистки и театрального критика Людмилы Першиной. «Омский драматический: больше чем театр» – это богато иллюстрированный уникальными материалами фотоальбом с рассказами о спектаклях театра разных лет, с фактами и cвидетельствами. Мы поговорили о том, как создавалась книга, какие открытия удалось сделать, какое место в её жизни занимает Омский театр драмы.
BP
Людмила Александровна, как родилась идея книги?
Идея создания книги принадлежит не мне, предложение последовало от компании «Газпромнефть-ОНПЗ». Омский нефтезавод традиционно участвует в социальной и культурной жизни Омска. Помимо Года театра в России, юбилейного сезона Омского драматического в 2019 году, в 2020 году Омский НПЗ отмечает своё 65-летие и решил в том числе и к своему дню рождения сделать подарок театральному Омску.
Предстоит ещё одна важная дата – в октябре этого года исполняется 115 лет со дня постановки первого спектакля в нынешнем здании драмтеатра, построенном по проекту архитектора Хворинова.
Омский драматический давно и безусловно стал и брендом нашего города, и его своеобразной духовной доминантой. А Крылатый Гений на фронтоне театра играет для творческой жизни всего города какую-то мистическую роль.
Название родилось само собой: «Омский драматический: больше чем театр». Это действительно так. Наш театр – центр притяжения, сложения творческих сил, рождения новых идей. Когда мы вспоминаем этот театр, то всплывает целая череда историй, связанных с развитием Омска.
Об истории Омского драматического театра уже написано немало, как не упустить ключевые моменты, при этом не повторяться, найти что-то не дошедшее до широкой публики?
Театр драмы обладает мощной документальной базой, которую начала собирать ещё легендарная заведующая литературной частью Светлана Васильевна Яневская, создавшая в театре музей. Она вела огромную переписку, собирала всё, что относилось к театральным постановкам: афиши, отзывы зрителей, телеграммы, программки, эскизы художников, воспоминания актёров, записывала на репетициях указания режиссёров, делая это от руки.
В материалах музея удалось найти в том числе и некоторые малоизвестные факты. Консультантом проекта и полноправным соавтором выступила нынешний директор музея театра драмы Юлия Ескина.
Наверняка нашлись и какие-то открытия в рассказах о театральных постановках разных лет.
Конечно. К примеру, в 1960 году в Омском драмтеатре ставили «Три сестры». Роль барона Тузенбаха исполнял Спартак Мишулин, который в то время жил и работал в Омске. Тогдашние зрители привыкли видеть Мишулина в несколько ином амплуа, так что даже и не все коллеги по сцене приняли его в этой роли. Но потом в Омскую драму приехал на постановку спектакля «Клоп» Владимир Мотыль. Тогда он был театральным режиссёром. И вдруг он открыл в Мишулине такие качества, как многовариантность, многоликость, умение быстро перевоплощаться, переходить из одной маски в другую. Прошло время, Мишулин поступил на работу в Московский театр сатиры. Мотыль стал искать героя на роль Саида в фильме «Белое солнце пустыни» и вспомнил, какой был замечательный, пластичный актёр Мишулин в Омске. Другого Саида зрителям теперь просто невозможно представить.
Интересных фактов много. Так, в книге приводится телеграмма – отзыв известного советского дипломата Ивана Михайловича Майского о спектакле «Старая Москва» Омского драмтеатра, который он увидел на первых послевоенных гастролях омичей в Москве. Майского негласно называли любимым дипломатом Черчилля, тот ценил его за высокий профессионализм. Так вот, Майский вырос в Омске, в 1901 году окончил здесь гимназию, у него об этих годах написана даже книга «Перед бурей», в которой он очень любопытно описывает наш город дореволюционного времени. Думаю, далеко не все знают это имя, а человек был выдающийся.
А какова структура книги?
За основу взяты 24 спектакля, которые стали яркими художественными событиями как для театра, так и для города. Все эти постановки связаны с судьбами страны, Омска и отмечены разного уровня наградами.
Начинался первый театральный сезон в новом здании театра со спектакля «Ревизор», уникального гоголевского произведения, которое по сей день не сходит со сцены. Только в Омской драме было шесть постановок «Ревизора». И первая глава – о спектакле «Ревизор». Параллельно с рассказами о спектаклях в книгу включена рубрика «Факты и свидетельства», где как раз приводятся вещи, не слишком известные широкой публике, которые позволяют отразить время, чем-то удивить читателя, рассказать о личностях, которые работали в театре.
Конечно, особый раздел – спектакли, связанные с Великой Отечественной войной. Омск стал пристанищем для великого множества людей, предприятий, учреждений, стал кузницей оружия Победы.
Как известно, в эвакуацию в Омск был отправлен и знаменитый театр имени Вахтангова, у которого в июле 1941 года разбомбили в Москве здание. Несмотря на сложнейшие условия, омичи радушно приняли и достойно разместили всех прибывших москвичей. Пребывание в Омске стало временем взлёта этого театра. Вахтанговцы получили за свои спектакли две сталинские премии. И очень много дали для творческой подпитки омских актёров. Уровень театра имени Вахтангова сильно поднял уровень омского театра, с которым делил сцену. Четыре дня в неделю играли москвичи, три дня – омичи.
Отдельная глава посвящена Михаилу Ульянову, нашему знаменитому земляку.
Можно было писать кудряво, обстоятельно, много, но мы поставили для себя задачу сделать так, чтобы читатель понимал атмосферу спектаклей, понимал время, в которое всё это происходило, мог оценить реальный вклад всего состава театра. Для решения художественных задач, для новых постановок руководители театра в разные годы привлекали режиссёрские кадры извне или базировались на своих творческих силах. Главное, результат получался замечательный! В общем, я работала с удовольствием! Когда открываешь нечто интересное для себя, это всегда здорово.
Когда по хронологии время дошло до середины 70-х годов, это момент моего приезда в Омск, там уже подключились и личные воспоминания, свои архивы, блокноты.
Вы же начинали работать на телевидении?
После окончания Ленинградского университета я пришла работать на Омскую студию телевидения, и первая программа, которая была мне поручена, посвящалась 32-й годовщине Великой Победы. Решили впервые затронуть тему узников концлагерей. В то время в Омской драме шёл спектакль «Так начиналась легенда» о подвиге генерала Карбышева, эту роль гениально играл на тот момент народный артист России Александр Щёголев. Кстати, потом он стал единственным в Омске народным артистом СССР. И я помню, что мы пригласили трёх узников лагеря Заксенхаузен, где какое-то время находился Карбышев, они о нём в то время много слышали. Когда они посмотрели спектакль, то были просто потрясены, настолько всё было правдиво, настолько достоверно. Так что, когда в студию зашёл артист, они к нему бросились с возгласами: «Да, вот именно таким Карбышев и был!» Хотя, конечно, генерала в концлагере они не видели. Очень трогательный был момент.
А когда я уже работала в газете «Новое обозрение», шла подготовка к 275-летию Омска, мне поручили рассказать об этапах развития омской культуры. В том числе я писала и о том, как строилось в начале ХХ века здание театра драмы. Тогда мне показали чрево, можно сказать, «трюм» этого уникального творения Хворинова. Как там устроено внизу всё – под зрительным залом, под сценой. Обратила внимание на огромные брусы из лиственницы, которые были положены ещё во время закладки здания в 1901 году. Дерево окаменело, только стало крепче. Меня это очень впечатлило.
И потом в «нулевых», когда делали капитальный ремонт, специалисты стали смотреть под залом эти несущие конструкции и пришли к выводу, что они просто великолепного качества. И не стали их трогать. Пол, конечно, несколько потерял вид, но доски просто перевернули и сверху положили паркет. Когда такие моменты узнаёшь, понимаешь, насколько надёжно строили в начале прошлого столетия.
Ваша книга вышла тиражом 1000 экземпляров, она есть в библиотеках, но купить её, к сожалению, нельзя. Планируется ли электронная версия?
Возможно, эта мысль будет поддержана. Электронная версия пользовалась бы спросом и у театральной публики, и у студентов.
Людмила Александровна, не могу не спросить, а какие у Вас личные взаимоотношения с омскими «академиками»?
И рабочие, и дружеские, и отчасти любовные. Театр, безусловно, достаточно яркий, с очень небанальной творческой биографией. Столько по-настоящему великих имён, которые прошли через его сцену! Это наше настоящее национальное достояние.
Большое Вам спасибо, ждём новых книг!
Беседовала
Ольга Ложникова.
 
Интервью «Людмила Першина рассказала, почему Омский драматический – больше чем театр» впервые опубликовано 13 марта 2020 года в сетевом издании «Омск-информ» (OMSKINFORM) – на официальном веб-сайте Регионального информационного агентства «Омск-информ» (www.omskinform.ru).
EC
 
BP
Людмила Александровна Першина.
Фотография: А. А. Петров.
Людмила Александровна Першина – автор-составитель презентационного альбома «Омский драматический: больше чем театр» (Омск, 2019)* – театральный обозреватель, театральный критик, член Союза журналистов России и Союза театральных деятелей Российской Федерации, заслуженный журналист Омской области.
 
* Омский драматический: больше чем театр : фотоальбом / АО «Газпромнефть -
Омский НПЗ» ; авт.-сост.: Л. А. Першина ; предисл.: О. Г. Белявский ; консульт.:
Ю. Г. Ескина ; оформ.: Н. Н. Лисин. — Омск : [б. и.], 2019 ; [в тип. АО «Омская
картографическая фабрика»]. — 180 с. : ил., портр., фот., факс., карт. — 30.0×22.5
см. — 1105 экз. [1-й з-д (2019): 1000 экз.; 2-й з-д (2020): 105 экз. (доп. тираж)]. —
(Рис. на с. 180: Ю. Г. Ескина). — (Фот.: А. Ю. Кудрявцев; Омский гос. академич.
театр драмы). — ISBN 978-5-8042-0650-6.
 
Фотоальбом «Омский драматический: больше чем театр» (Омск, 2019) представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : [б. и.], 2019.
Фотоальбом.
Омский драматический: больше чем театр.
 
Опубликовано: 15 декабря 2021 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 13.12.2021.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: БИБЛИОПОСТ, эссе-клуб, OMIZDAT, BIBLIOPOST, альманах
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD