Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.14 · 19:29 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — Н.А.Ягодинцева — Литературные курсы: желаемое и возможное
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Нина Ягодинцева
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
OM
Литературные курсы:
желаемое и возможное
Литературное творчество по-прежнему остаётся необычайно популярным и притягательным занятием. А литературная учёба, которую многие считают едва ли не бесполезной, – это прекрасный инструмент самопознания и самосовершенствования, но только в том случае, если в центре внимания оказывается сам человек, а не его абсолютно естественное, но иногда и чрезмерное желание быть непременно услышанным в литературе.
Восьмой выпуск Литературных курсов Челябинского государственного института культуры состоялся в юбилейный для ЧГИК год, год пятидесятилетия. Конечно, ни одна литературная группа не бывает похожа на другую, но выпуск-2018 действительно оказался особенным.
Во-первых, на курсы было принято 30 человек при обычном количестве 12-15 авторов. И радостно сознавать, что все авторы дошли до финиша, получили дипломы. Для каждого из них выход за пределы личного творческого пространства оказался довольно сложным. Так бывает всегда, но особенно болезненно этот момент переживают начинающие – а таких в этом году на курсах оказалось большинство.
Зачем же они пришли? Как ни странно прозвучит, привело их в первую очередь чувство ответственности – за желание и способность писать. Подавляющее большинство понимает: это не дар, а поручение. И что с ним делать? – растерянно спрашивает себя человек, в котором проснулась тяга к слову. Здесь-то и возникает развилка, которую сегодня я бы назвала роковой.
С одной стороны, безоглядное поощрение литературной самодеятельности или продажа таким авторам «коммерчески успешных» рецептов создания литературных произведений уводит из литературного мира огромное количество интересных личностей, ярких индивидуальностей, а иногда и вправду потенциальных «звёздочек».
Но есть и другой, более трудный путь: осмысливать самого себя, используя слово как инструмент самопознания и познания мира. Это сложно психологически, но единственно продуктивно и для самого автора, и для всего мира литературы. Потому что в результате такой работы человек находит своё место в литературной Ойкумене: становится талантливым читателем, пропагандистом, организатором литературных событий, руководителем литературного сообщества… Всего этого нам сегодня очень недостаёт. Вполне возможно, обладая необходимыми знаниями, стать летописцем собственной судьбы, судьбы своего рода, своего края – краеведом.
Это ведь тоже драгоценная работа, которая сегодня делается по велению сердца и практически не поддерживается информационно и материально.
Есть и третье, совсем редкое: несколько лет подряд на курсы приходят (иногда в середине учебного года, но мы всё равно принимаем) люди с тяжёлыми диагнозами – инсульт, инфаркт мозга… Очень часто именно в этот трагический момент жизни и открывается, как спасительный родник, желание и способность писать стихи или прозу. И погружение в плотный поток учебных занятий, постоянная необходимость быть в форме, осознавать и творить, очень быстро даёт мощный оздоровительный эффект. Имеет ли всё это прямое отношение к собственно литературе? Да, имеет. Потому что литература служит человеку всеми доступными способами. А уж если в результате появляются достойные литературные произведения – тут вообще вопросов не возникает.
В этом году в учебном процессе приходилось соединять «начальную школу» с «высшей математикой» литературы. И группа блестяще решила проблему: обсуждение азов курсанты проводили в интерактивной форме в Интернете, помогая друг другу, критикуя и ободряя, а во время очных занятий с педагогом обсуждались наиболее сложные темы. Так что этот курс можно считать за три по интенсивности, информационной плотности и результатам.
Ещё одна проблема, которую удалось решить в этом году, – проблема отдалённых аудиторий.
С инициативой организовать онлайн-курсы выступила библиотекарь крохотного посёлка Новая Пристань под городом Сатка Ольга Сахаутдинова. Её очень волнует сохранение исторической памяти, «культурной матрицы» родного края, и вся огромная работа маленькой библиотеки на берегу реки Ай направлена на сохранение и развитие творческих сил края. Сюда с удовольствием приезжают талантливые люди из Межевого, Сатки и даже весьма отдалённого Челябинска.
Посёлок, откуда два с половиной века назад уходили в Центральную Россию барки с уральским металлом, сегодня стал почти полностью дачным. Но очаг культуры обогревает это пространство, не даёт рассеяться памяти этой удивительной земли. Самой библиотеке уже 72 года, и в год 240-летия Новой Пристани здесь получили дипломы Литературных курсов 8 поэтов и прозаиков в возрасте от 17 до 70 лет.
Событие это, конечно, уникально, особенно в свете современных приёмов «оптимизации» культуры и образования. Оно показывает, насколько условны, а порой и трагически неверны для культуры оценки территориальной удалённости от центров. При желании и современных технических возможностях преград для учёбы и творчества просто не существует.
Оказалось, что семинары и лекции, проводимые по скайпу, не менее продуктивны, чем личное общение, и доказательством тому стало участие в нашей работе поэтессы из Салехарда Олеси Варкентин. Защита её творческого диплома проходила дистанционно – и это тоже оказалось технически решаемой задачей.
На следующий учебный год можно расширять опробованные возможности. Есть предложения и запросы на создание отдельной онлайн-группы курсов для авторов из разных регионов. Большое подспорье в онлайн-обучении оказали учебники «Литературно-творческий практикум» и «Организация литературной работы». К новому учебному году планируется их переиздание, дополненное главами «Работа над текстом (саморедактирование)» и «Психология творчества».
Знаковым событием для курсантов 8-го выпуска стало уже традиционное участие их в Совещании молодых писателей, где для авторов старше 30 лет был организован отдельный семинар, с возможностью посещения и всех молодёжных обсуждений.
Произведения курсантов вошли в 4-й выпуск альманаха «Литературный курс», а на защите дипломных творческих работ в 3-м номере альманаха была представлена предыдущая группа.
На защите прошла презентация ещё одной новинки – специального значка Литкурсов, авторами которого стали прозаик Алексей Куренёв и дизайнер Даниил Андрощук.
BP
«Курсы литературного мастерства ЧГИК».
Эмблема (отличительный знак)
Литературных курсов
Челябинского государственного института культуры.
И, наконец, ещё одна уникальная черта 8-го выпуска Литературных курсов ЧГИК – хорошая проза. Каждый раз это бывает непредсказуемо – то соберётся крепкая поэтическая группа, то сойдутся «на огонёк» Литкурсов пишущие для детей… В этом году главенствовала именно проза.
Очень разная – от исторических сюжетов и легенд до лирических зарисовок и мемуарных очерков.
И целый ряд произведений был опубликован на профессиональных сайтах Ассоциации писателей Урала и «Российский писатель». А по итогам 2018 года выпускник курсов Виктор Михайлович Чигинцев стал лауреатом сайта «Российский писатель» в номинации «Новое имя».
В 2019 году к работе подключилась онлайн-группа в составе 12 авторов. География впечатляет: от Краснодара до Красноярска. Будем и дальше в своей работе стремиться к тому, чтобы возможное стало как можно ближе к желаемому – для каждого автора.
Нина Ягодинцева.
 
Статья Нины Александровны Ягодинцевой о восьмом выпуске Литературных курсов Челябинского государственного института культуры опубликована в альманахе «Литературный курс» '4 на 2019 год (стр..3-4).
4-й номер альманаха – как и предыдущие три номера на 2016-2018 годы – представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. ниже ссылку на релиз / текст).
 
Альманах «Литературный курс» – в качестве официального печатного органа Курсов литературного мастерства Челябинского государственного института культуры – представляет произведения выпускников литературных курсов, разнообразные формы литературной работы: поэзию и прозу, литературу для детей, сценарии литературных праздников, методику работы литературного объединения, очерки и краеведческие материалы, литературную критику. Альманах «Литературный курс» издаётся с 2016 года. Ниже приведён эскиз обложки первого номера альманаха, который составляли и готовили к печати слушатели юбилейного, 5-го выпуска Литературных курсов ЧГИК.
 
BP
Эскиз обложки
альманаха «Литературный курс» № 1.
2016 год.
.
 
Альманах «Литературный курс» № 4 на 2019 год представлен в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Челябинск : Литературные курсы ЧГИК, 2019.
Альманах.
Литературный курс.
№ 4. 2019.
 
Опубликовано: 18 июня 2019 года.
Текст предоставлен издателем. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 08.06.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: OMIZDAT, альманах, эссе-клуб, БИБЛИОПОСТ, BIBLIOPOST
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD