Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 11:46 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииЭссе-клуб ОМБИБЛИОПОСТ
БИБЛИОПОСТ — С.П.Денисенко — Владимир Гуркин: «Самое главное в этой жизни – любить жизнь!..»
.
Альманах рукописей: от публицистики до версэСетевое издание Эссе-клуба ОМ
ЭК Сергей Денисенко
БИБЛИОПОСТ • BIBLIOPOST • • •
OM
Владимир Гуркин:
“Самое главное в этой жизни –
любить жизнь!..”
Из пьесы В. Гуркина «Зажигаю днём свечу…» (г. Омск, 1978 год. Фрагмент печатается по «рабочему экземпляру», хранящемуся в Омском академическом театре драмы). «Финал, которого может и не быть»:
— «…Иногда люди выбирают себе звезду. Пошарят по небу и говорят: “Вот моя звезда. Я её выбрал. И неважно, что её уже выбрал другой. Ведь тот, другой, не возьмёт и не положит её в карман, а я буду считать её своей… Можно, конечно, и обойтись, считая, что… Всё-таки приятно сознавать, что я тоже, мол, не без звезды. Смотрю на неё, на мою загаданную, и ощущение иное какое-то, странное”…»
Для омичей-театралов актёр и драматург Владимир Гуркин в особом представлении не нуждается. Ну, а для яростных «нетеатралов» достаточно будет упомянуть, что автор пьесы «Любовь и голуби» – самой «кассовой» пьесы в театрах страны в середине 80-х равно как и одноимённого фильма – Гуркин.
BP
На снимке: на репетиции спектакля «Зажигаю днём свечу…» Омск, 1980 год. Слева направо: Татьяна Ожигова, Николай Чиндяйкин, Владимир Гуркин.
(Фото из архива Омской организации Союза театральных деятелей РФ. Специально для «Вечернего Омска».)
Наш короткий диалог (почти блиц-интервью) состоялся в самом начале июня, буквально за 20 минут до начала премьерного спектакля МХАТа «Плач в пригоршню» по пьесе Гуркина на сцене Омского академического. Театра, где в конце 70-х - начале 80-х Владимир работал как актёр и уже дебютировал как драматург (и со своей острой и пронзительной «Свечой», и с шумными, добрыми и весёлыми «Голубями»).
 Володя, странная, быть может, просьба: ты не станешь возражать, если в газете будет напечатана фотография 1980 года, где ты – на репетиции твоей первой пьесы, вместе с Татьяной Ожиговой, Колей Чиндяйкиным?
 Как же я могу возражать?! Ты ведь сам понимаешь, что Омск в моей судьбе занимает совершенно особое место. Но это, скорее, не чувство ностальгии. А чувство грусти оттого, что проходит молодость. В этом городе так много молодых лет было!..
 Спектакль «Плач в пригоршню» – это праздник для тебя? Этап? Или некая точка, после которой начинается новый отсчёт?
 Я думаю, что всякое нормально «сделанное дело» – это этап. Ну а поскольку оно сделано, то, как следствие, становится уже и событием. «Плач» – событие не неожиданное, но принесло с собой определённое количество неожиданностей, среди которых – много приятных.
 Что ты испытал в тот период, когда тебя перестали в прессе упоминать в «обойме» молодых драматургов?
 Ничего абсолютно. Меня это вообще не волнует – упоминают меня или не упоминают. Я не кокетничаю, это действительно так. И могу тебе признаться, что я придерживаюсь такой теории: о художественном произведении (каком угодно – рассказ, пьеса, картина и пр., и пр.) хорошо бы, если б вообще не знали, кто его автор. Сам мастер знает (ну, естественно, плюс специализированный узкий круг профессионалов), и этого вполне достаточно.
 Володя, в тебе никогда не «просыпался» некий мазохизм, как в чеховском Тригорине: мол, «я должен писать, должен»? Едва окончил одно – должен писать другое, потом третье…
 Думаю, у Тригорина это был не мазохизм. Литература была его заработком, он этим жил. Другого он ничего делать не умел. И, кстати, ведь сам Антон Павлович говорил о Тригорине, что он – профессионал. То есть человек занимается своей профессией. Другое дело, есть ли в этом и сколько – вдохновения, полёта… Творческого мазохизма по отношению к себе у меня, в принципе, не существует. Но, мало того, я признаюсь, что не работаю в той мере, в какой должен работать литератор-профессионал.
 «В стол» приходится много писать?
 Совсем не приходится. Мало в столе лежит.
 У тебя напечатано всё из написанного?
 Нет, конечно. Не напечатаны «Зажигаю днём свечу…», «Музыканты», «Любовь и голуби», одна сказка…
 Володя, но ты, помнится, несколько лет назад говорил, что в 91-м выйдет сборник пьес.
 Моя книга оказалась «жертвой перестройки»…
 Можешь не продолжать. Кстати, о «Свече». Кто-нибудь, кроме омской драмы в 80-м, поставил эту пьесу?
 Никто. Но я думаю так: если пьеса востребуется временем, обстоятельствами, ситуацией – она сама «выйдет» на свет божий.
 А может, в ней сегодня что-то кажется устаревшим? Нет желания кое-что изменить, переписать?..
 Вообще переписывать – у меня никогда не возникает желания. Я, признаться, и не умею переписывать, и не хочу. Переписывать сделанное раньше – это равносильно тому, что ты сфотографировался в 18 лет, красивый и кудрявый, а потом, в 40 лет, начинаешь «возвращать» себя оттуда, «красивого и кудрявого». А зачем? Ретушировать себя, тогдашнего? Но ведь это – фальшь.
 Когда ты написал «Плач в пригоршню», не было ли у тебя подспудных мыслей о том, что киношники должны обратить внимание на этот материал?
 Нет. Я писал, вообще не думая о том, кто обратит на пьесу внимание. И обратят ли внимание вообще. И знаешь, я всегда полагал и полагаю, что пьеса – это литература, хотя сейчас к этому странно относятся «литературоведы» и иже с ними.
 Ты не предлагал свой «Плач» в когда-то родную для тебя омскую драму?
 Но ведь ты, наверное, уже понял, что я никогда и никому свои произведения не предлагаю.
 Володя, уже второй звонок на спектакль прозвенел. Последний вопрос – о самом главном…
 Самое главное в этой жизни – любить жизнь! Она не может быть только плохой, она не может быть только чёрной, только страшной. Для меня жизнь – понятие космическое. Поэтому самое главное – любить жизнь. И благодарить Бога за то, что она тебе дадена.
«…Смотрю на неё, на мою загаданную, и ощущение иное какое-то, странное… Лет пятнадцать назад я тоже выбрал себе звезду».
С. Денисенко.
 
Интервью С. П. Денисенко с Владимиром Павловичем Гуркиным «Самое главное в этой жизни – любить жизнь!..» опубликовано в газете «Вечерний Омск» за 15 июня 1994 года под рубрикой «Гостиная “Вечёрки”».
 
BP
Беседа с Владимиром Гуркиным, включая материалы интервью для газеты «Вечерний Омск», послужила основой публикации «Все тебя ведают, ждут, неспешного, с сердцами светлыми, тобою полными…» (стр. 10-19 – в книге С. П. Денисенко «Не договорили…»).
.
 
Книга С. П. Денисенко «Не договорили…» (Омск, 2014) представлена в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (см. релиз / текст).
NB см. релиз / текст в библиофонде
Омск : Изд-во «Омскбланкиздат», 2014.
С. П. Денисенко.
Не договорили…
 
Опубликовано: 17 июня 2019 года.
Текст предоставлен автором. Дата поступления текста в редакцию альманаха Эссе-клуба ОМ: 11.06.2019.
 
 
Автор : Мусейон-хранитель  —  Каталог : БИБЛИОПОСТ
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
—  tags: БИБЛИОПОСТ, альманах, OMIZDAT, BIBLIOPOST, эссе-клуб
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD