Эта книга – довольно редкий, в чём-то даже экспериментальный экземпляр. В ней представлено творчество двух поэтов, соединённых узами кровного родства и разделённых рубежом поколений. Нет сомнений, что каждый из авторов мог легко собрать по книге, даже большей по объёму, чем эта. Но идея была в другом: из двух поэтических монологов сочинить диалог – принципиально другой жанр жизни и творчества.
В эту книгу, обозначенную понятием «лирика», отобраны стихи, открывающие или по крайней мере приоткрывающие глубоко личные переживания, многие из них – на уровне исповеди, прикосновения к таинству творчества. Пробираясь к себе через слова, Иван и Сергей Денисенко ищут новые жизненные смыслы, острые, сегодняшние. В этих поисках следовать за ними увлекательно и для собственного познания плодотворно.
Оба автора ко всему обладают волшебной театральной способностью вживаться в образы иных времён, других пространств, говорить о себе, примерив поэтическую маску. У Сергея – невероятное по лиричности высказывание в «Белой песне», сочинённой им для спектакля «Шерочка и Машерочка»: «Ну зачем ты со мной, Одиночество, // столько долгих зим, столько долгих лет?..». У Ивана – о тургеневской «Первой любви»: «Сюжет прочитан – прожит. В тишине // нимало не тускнея, не старея, // живёт воспоминанием во мне // любовь из позапрошлого столетья».
Они, конечно, очень разные. Иван молод, открыт, наполнен энергией поиска контактов с этим миром, как ни грустно констатировать, не самым совершенным его вариантом. И столь же очевидной является в его поэзии энергия сопротивления этому миру, дистанцирования от него, противопоставления ему чистого творчества, где «всё сущее скрывается в словах». Поэзия для него – пристанище и убежище. И он воспринимает как реальную драму, переживаемую глубоко, хоть и выраженную просто, – отсутствие возможности воплотиться в слове: «Рухнет цепочка», связывающая с миром, «коль нету звена. Нет во мне слова!»
Иван Денисенко – из той когорты, ныне редкой, как я понимаю, хорошо обученных, элитно образованных молодых людей, которые сохранили в нашем деформированном мире понятие об этических нормах и следование им. В его стихах честность, совестливость, рыцарство может проявляться открыто или прозвучать вскользь, невзначай, будто автор проговорился. «Несу балласт навязанного смысла», – со скрытой горечью сетует он на себя, понимая и оценивая, что это значит для поэта.
Сергей Денисенко опытен и в поэтическом ремесле изощрён, он умеет и любит играть словами, высекая в этом увлекательном занятии новые повороты образов и мыслей. Он мастерски вводит конкретику – жизненные детали, реальных персон, чтобы затем увести читателя к поэтической фигуральности. И даже свои пронзительные лирические откровения он предпочитает прятать за высказываниями, облечёнными в форму сюжетных стихов, баллады или притчи: «Впрочем, помнится: как-то // Мне отец признавался: // «Шёл спектакль – без антракта, // Жизнью он назывался».
Соединённые под одной обложкой два этих текста с непедалируемой очевидностью являют нам глубинную разность мироощущений представителей двух поколений, разными жизненными касаниями воспринявших рубеж веков, разлом устоев. Мы видим, как по-разному «форматирует» их время. То, что в строчках отца вырулит к безоговорочному оптимизму, у сына будет поставлено под большой вопрос. И это не столько отражение персонифицированного восприятия жизни, сколько влияние на личность изменившихся жизненных реалий.
Вся книга выстроена как диалог. Он не всегда ведётся прямо (по принципу эха: «Сезон открыт» – «Сезон закрыт»). Только однажды каждый из авторов позволил себе сделать это открыто – в стихотворении «Отцу» (Иван) и «Несколько фрагментов из писем старшему сыну» (Сергей).
Самым чудесным и по-человечески трогательным мне представляется в этом диалоге посыл «Держись!», который адресуют через годы и расстояния себе и друг другу отец и сын: «И жизнь докатилась до точки, // до самовнушенья: «Держись!» (Иван). «И слышу приказ: «Держись! // Ведь всё впереди ещё!..» (Сергей).
Впрочем, у каждого, кто будет читать эту необычную книгу и вчитываться в тексты Ивана и Сергея Денисенко (а лирика предполагает необходимость вчитывания и ответного читательского душевного отклика), найдутся свои точки творческого соприкосновения с двумя явленными нам поэтическими мирами.
Вступительная статья Лидии Петровны Трубициной «Откровения в диалоге» к объединившему две книги в одну сборнику стихотворений С. П. Денисенко и И. С. Денисенко «Двое в городе» (Омск, 2011. — С. 3-4)*.
Книга стихов Ивана Денисенко и Сергея Денисенко «Двое в городе» представлена в открытом библиографическом собрании НООБИБЛИОН (текст в библиофонде NB).