OM
ОМ • Включайтесь!
2024.04.16 · 19:21 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаСоциум. Образование
2010 — Кужева С.Н. — Научно-образовательные аспекты подготовки кадров для инновационной экономики (часть 1)
.


Кужева
Светлана Николаевна

кандидат экономических наук,
доцент кафедры менеджмента
ГОУ ВПО «Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского»








Доклад 
на научно-практической конференции 
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения»
26 мая 2010 года

Научно-образовательные аспекты 
подготовки кадров для инновационной экономики

(часть 1)

Инновации, научно-технический прогресс в современных условиях стали основой устойчивого экономического роста практически всех стран мира; они позволяют полнее удовлетворять потребности общества, населения в разнообразных видах продукции и услуг при существенной экономии природных ресурсов, сырья и материалов, ведут к коренным изменениям в технологическом способе производства. Характеризуя переход мировой экономики на инновационный путь развития, исследователи говорят о формировании «экономики инноваций», «экономики знаний», «новой экономики» и др. Но вне зависимости от терминологии и оценок причин перехода большинство из них признаёт, что изменился тип воспроизводства; существенно возросла роль менеджмента высоких технологий. Вследствие этого растёт потребность в специалистах по управлению интеллектуальными ресурсами высокотехнологичных фирм, инновационными проектами и трансфертами технологий, способных прогнозировать коммерческую значимость высокотехнологичных разработок и организовывать эффективное продвижение их на рынок.
Также необходимо учесть реалии развития отечественного высокотехнологичного бизнеса, в котором исторически ключевую роль играла стадия разработки инвенций (от лат. invention – изобретение, выдумка) и только вторичную – собственно инновация – доведение идеи до промышленного образца. Именно на стадии перехода от инвенции к инновации и совершались в последние годы основные коммерческие провалы в отечественных высокотехнологичных отраслях. Именно здесь происходила слаборегулируемая продажа лицензий и патентов по цене, несопоставимой с коммерческой выгодой, получаемой затем их приобретателями. Особенно чётко этой ситуацией воспользовались китайские специалисты, выводящие на рынок системы вооружений, практически  полностью повторяющие российские аналоги. Да и космическая отрасль Китая во многом повторяет российские наработки. Но приходится признать, что заимствование было совершено китайскими специалистами безупречно с юридической точки зрения и остаётся только сожалеть, что отечественным специалистам не хватило знания и ответственности достойно защитить интересы своей страны.
Одной из причин этого являются слабая структурированность и недостаточная инфраструктурная обеспеченность отечественного высокотехнологичного производства. Долгие годы оно работало в условиях отсутствия коммерческих критериев, полностью подчинённых критериям политическим, что привело практически к полной неспособности работать в условиях коммерческой конкуренции. Падение «железного занавеса» открыло противоречивую картину великолепного интеллектуального и инвенционального потенциала, а также полной неспособности получить от этого коммерческую выгоду. Инновационным менеджерам нового поколения придётся работать в условиях этого «разрыва», первым средством «борьбы» с которым станет акцентированная подготовка менеджеров, способных получать коммерческую выгоду от продажи инноваций на стадии инвенций.

Инновация как интеллектуальная деятельность превратилась в основополагающий фактор развития современного общества. Интеллектуализация общества как культура, собственно, всегда считалась отличительной, прогрессивной чертой человечества. Эскалация этого процесса за последние десятилетия объясняется, в первую очередь, возрастанием до преобладающего в экономическом отношении фактора или явления инновации. Во все более глобальной, все более основанной на знаниях экономике инновация играет большую, чем когда-либо общественную роль. 
Пока инновация всё ещё рассматривается лишь как экономически важный фактор, имеющий первостепенное значение в повышении производительности труда и увеличении числа рабочих мест. Вопреки такому явно экономическому, потребительскому и бухгалтерскому подходу к явлению инновации, та важность, которая придаётся сегодня инновации как фактору развития, несомненно, свидетельствует о прямой связи между значимой общественной функцией инновации и степенью интеллектуализации общества.
Деятельность человека, его мышление, достижения, специализация, средства и методы, система общественных, профессиональных, этических, моральных требований и условий приобретает всё более интеллектуальный характер. Стремительный рост доли и значимости инновации, несомненно, сопровождается ускоренной интеллектуализацией современного общества, причём в глобальных размерах.
Интеллектуальное взаимодействие в глобальных размерах, или иными словами, информационная и инновационная культура взрывообразно перекроила краевые условия нашей деятельности, сдвинув её в сторону умственного образа жизни и преобладания интеллектуальных интересов. Одновременно это интеллектуальное взаимодействие разложило и всё более разлагает общество на индивиды, чтобы, вновь интегрируя их, содействовать проявлению новых интеллектуальных способностей, увеличивая функциональный радиус, эффективность интеллектуальной деятельности индивида до глобальных размеров.
Интеллектуализм все более сказывается в преобладании интеллектуальных целей, как в узком личном плане, так и в широком общественном отношении. Глобализм – это характерная черта, в первую очередь, индивидуального интеллекта, наивысшей формой деятельности которого является научное познание, давно пренебрегающее всеми навязанными ему извне ограничениями. Наука всегда считалась глобальной культурой, а при сегодняшних темпах инновационного развития она приобрела первостепенное значение как авангард общественно-технического прогресса, что в никоей мере не уменьшает роль науки как носителя познания, наивысшей формы интеллектуальной деятельности. Мир пронизан интеллектуализмом. Глобализм, и даже универсализм – это, в первую очередь, форма научного мышления, культуры познания.

В основе модернизации экономики, инновационного типа её развития лежит процесс непрерывного и целенаправленного поиска, подготовки и реализации новшеств в различные сферы общества. Особое значение на всех уровнях управления, во всех инновационных программах имеет стратегия развития образования. 
Проблемы качественных, количественных, институциональных изменений в национальных системах профессионального образования, связанные с ними проблемы регионализации и региональной интеграции в последние годы вызывают большой интерес.
Тематика и проблематика отечественных и зарубежных исследований нацелены на всестороннее изучение реформирования национальных систем профессионального образования, выявление закономерностей и противоречий в развитии мирового образовательного пространства, интеграционных процессов европейского образовательного пространства.
Выделяют следующие противоречия:
- между стремлением государства к улучшению качества профессионального образования, обеспечением доступности получения высшего образования и результативностью проведённых реформ в сфере образования;
- между темпами развития национальных экономик и результатами модернизации профессионального образования.
Основным же выступает противоречие между общими тенденциями глобализации и регионализации в национальных системах профессионального образования.
Конкурентоспособность региональных высших учебных заведений может быть достигнута на основе реализации эффективной стратегии интернационализации образования, которая для многих стран является прибыльной отраслью экономики, важным направлением политики и показателем социального и культурного развития, обеспечивающим повышение его уровня и качества.
Интернационализация образования – объективный и постоянно развивающийся процесс. Он связан с педагогическими заимствованиями и общими культурными, а также социально-экономическими явлениями. Главные тенденции интернационализации образования ориентированы на расширение международного сотрудничества, объединение педагогических усилий и ресурсов, совершенствование образования за счёт международного опыта, обеспечение занятости выпускников на рынке труда, формирование у выпускников качеств и знаний, необходимых для функционирования в современных социально-экономических условиях.
Укрепление социально-экономического положения России в мире существенно расширяет возможности эффективного международного сотрудничества в целях реализации стратегических интересов Российской Федерации. Отечественное образование обладает безусловным потенциалом для того, чтобы выйти на лидирующие позиции в международном (глобальном) образовании.
Формирование мирового образовательного пространства сегодня, с одной стороны, осуществляется в процессе приспособления национальных систем образования друг к другу при решении государственных задач реформирования отечественного образования в направлении интеграции. С другой стороны, оно связано с развитием интернационализации образования, направленного, прежде всего, не на решение государственных задач, а на поиск комфортных условий удовлетворения образовательных потребностей отдельного человека в условиях глобализации [1].
Кардинальные изменения в отечественной системе профессионального образования связаны как с процессами глобализации мировой экономики, проникновением на отечественный рынок крупных транснациональных корпораций, банков и страховых компаний, с фундаментальными факторами эволюции мировой образовательной среды, унификацией образовательных стандартов, так и с текущими процессами социально-экономического, политического и демографического развития в России. Изменилась общая экономическая ситуация в стране, условия бюджетного финансирования вузов, реализуется национальный проект «Образование», созданы федеральные университеты, вузы стремятся к объединению и пр. Существенно расширились задачи вузов в области подготовки высококвалифицированных кадров. Продолжается дискуссия о статусе и приемлемости для крупных учреждений высшего профессионального образования такой организационно-правовой формы, как «автономная некоммерческая организация».
Как известно, рыночная экономика характеризуется высокой динамичностью, постоянные изменения происходят во всех экономических секторах и на рынках всех типов, в том числе и на рынке труда. Изменяется структура занятости, сокращаются неэффективные рабочие места, происходит перераспределение работников по секторам экономики, расширяется сфера услуг, увеличиваются возможности внедрения дистанционных форм занятости и профессиональной подготовки работников, повышается мобильность рабочей силы за счёт миграции населения и требования к социальной защищённости безработных. 
Выполняя государственный заказ на подготовку специалистов за счёт средств федерального бюджета, вузам и колледжам (техникумам) необходимо учитывать потребности и особенности федерального, регионального и местного, территориального рынков труда, которые предъявляют жёсткие и часто противоречивые требования к молодым специалистам.
Меняется парадигма управления развитием человеческого потенциала: человек выступает уже не как пассив – источник рабочей силы, а как актив, в который необходимо инвестировать средства и в среднесрочной перспективе получить хорошую окупаемость вложенного капитала. Без этого невозможно развивать бизнес и быть конкурентоспособным. Возникает объективная потребность в осуществлении стратегически выверенных частных инвестиций в систему высшего образования для генерации подготовки специалистов, удовлетворяющих требованиям бизнеса. Это связано с двумя основными причинами.
Несмотря на то, что ежемесячное количество новых резюме примерно в 1,5 раза превышает количество новых вакансий, крупный и средний бизнес ощущает кадровый дефицит. Это обусловлено синергетическим эффектом развития негативной демографической ситуации (отсутствием высококвалифицированных кадров в возрасте 25-35 лет), расширением масштабов деятельности крупных предприятий, неэффективной кадровой политикой российских компаний в период выхода из кризисного состояния в конце 90-х годов ХХ века, реинжинирингом бизнес-процессов, качественными изменениями в менеджменте.
Вторая причина – неудовлетворенность качеством обучения, главным критерием которого является ориентация на спрос, опора на изучение реальных потребностей в кадрах.
Это требует повышения гибкости рынка труда, улучшения качества рабочей силы и её профессиональной мобильности, что возможно на основе реформирования системы профессионального образования всех уровней, развития системы непрерывного образования.
Однако проблема подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации кадров для инновационной деятельности, с точки зрения участников инновационных процессов, остаётся нерешённой, как в количественном, так и в качественном отношении.
Система профессионального образования выполняет следующие основные функции:
1. Обеспечение хозяйства, в том числе и учреждений образования, квалифицированными кадрами. Удовлетворение спроса на рынке труда.
2. Удовлетворение образовательной потребности людей, потребностей в развитии, освоении новых способов познания и мышления.
3. Воспитание гражданина, патриота, формирование открытой к межнациональному и поликультурному взаимодействию личности. Формирование среди молодёжи культуры межнационального общения является одной из забытых во многих учебных заведениях функций. Учитывая, что Омская область граничит с республикой Казахстан и является многонациональным регионом, важно отметить необходимость интернационального воспитания студенческой молодёжи.
Кадровое обеспечение сферы инновационной экономики должно обеспечивать соблюдение требования адекватности уровня подготовки кадров состоянию современных научных знаний. Социологи формулируют это требование как закон соответствия рабочей силы характеру и уровню развития средств производства. Он выражает необходимость количественного и качественного соответствия кадров экономики происходящим в ней инновационным преобразованиям, всемерного развития способностей работников, обеспечивающих непрерывное обновление экономических процессов, своевременную подготовку квалифицированных кадров, их переподготовку по новым направлениям развития науки и техники, экономики и управления.

Формирование рабочей силы в новых условиях не ограничивается подготовкой квалифицированных кадров, хорошо знающих технику и технологию, методы управления и т.п. Они должны, кроме того, обладать «инновационными способностями», т.е. умением вырабатывать инновации самостоятельно в процессе трудовой деятельности и, во-вторых, находить новое во внешней среде, в опыте других организаций, изобретениях и открытиях, своевременно использовать их в работе своей организации.
Следует согласиться с распространенным мнением, что в России население имеет достаточно высокий уровень образования. Более 23 % занятого населения имеет высшее, еще 39 % – среднее профессиональное образование (в том числе 3 % – неполное высшее образование). То есть более 60 % работающих являются по образованию специалистами. Нельзя отрицать творческий потенциал и тех, кто окончил профессиональное училище, имеет начальное, профессиональное образование и является квалифицированным рабочим – их более 15 %. В то же время более 4 миллионов специалистов работают в качестве простых рабочих, не по специальности. В связи с этим многие учёные и практики делают вывод о расточительных затратах государства на высшее образование.
Но важен и другой вывод в сложившейся ситуации. Эти миллионы специалистов, являющиеся рабочими, могут стать важным звеном инновационного потенциала предприятий. Их можно целенаправленно привлекать к выполнению творческих заданий, планировать их служебную карьеру, увлечь возможностями служебного продвижения и изменения профессионального статуса. К тому же на предприятиях, развивающихся по инновационному пути, доля специалистов неизбежно возрастает, а доля рабочих сокращается.
Эти оценки убедительны, и надо существенно пересмотреть структуру профессионального образования, оптимизировать соотношение численности обучающихся:
- в системе начального, среднего и высшего профессионального образования;
- между обучающимися на социально-экономических и технических специальностях;
- на очной и заочной формах обучения;
- за счёт бюджетных и иных источников финансирования.
По данным областного комитета статистики в Омской области действуют 19 образовательных учреждения высшего профессионального образования (10 государственных и 9 негосударственных высших учебных заведений) и 38 государственных (для сравнения в 1980 году их было – 37) образовательных учреждения среднего профессионального образования, 8 негосударственных, 4 филиала и 8 структурных подразделений государственных вузов, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО).
Численность обучающихся (рис. 1, столбец 1) в омских вузах в 2009 году составляла 106,8 тыс. человек, в средних специальных учебных заведениях – 44,4 тыс. человек, то есть более двух третей студентов обучаются в учебных заведениях высшего профессионального образования (ВПО). Выпуск составил 17,6 тыс. человек и 12,2 тыс. человек соответственно (рис. 1, столбец 2).

Рис. 1. Численность обучающихся и выпускников

Диспропорции в структуре профессионального образования Омской области в системе: вуз – техникум (колледж) иллюстрирует рис. 2.

Рис. 2. Структура численности студентов (СПО – ВПО)

Численность студентов вузов (2) в 2,4 раза превышает численность обучающихся в системе среднего профессионального образования (1). Пропорция среди выпускников несколько иная (60:40), что связано с различием в продолжительности обучения в вузах и колледжах. Хотя общая тенденция в развитии высшего профессионального образования – переход к подготовке бакалавров. Срок обучения бакалавров – 4 года, в отличие от пятилетнего срока обучения специалистов. Это приводит к изменениям в структуре выпуска.
Изменения в структуре выпуска происходят медленно: доля выпускников по направлениям подготовки (бакалавров) невелика. Общее количество выпускников государственных вузов – 16020 человек, из них 617 человек выпускались по направлениям подготовки, остальные – 96 % (15403 человек) – по группам специальностей (рис. 3).

Рис. 3. Структура выпуска государственными вузами специалистов 
(направления подготовки и группы специальностей)

В негосударственных вузах доля выпускников по направлениям подготовки чуть выше, достигает 16 % (рис.4). Из общего количества выпускников негосударственных вузов – 1603 чел., 261 чел. выпускались по направлениям подготовки, остальные – 1342 чел. – по группам специальностей.

Рис. 4. Структура выпуска специалистов негосударственными вузами
(направления подготовки и группы специальностей)

Проблемы в экономике возникают тогда, когда нет сбалансированности в развитии объективного и субъективного факторов производства; материальная база, рабочие места развиваются без учёта количественных и качественных параметров рабочей силы или же образование и квалификация работников не находят должного применения на устаревшей технологической базе экономики. Обеспечение сбалансированности в социально-экономическом развитии страны, регионов, предприятий невозможно без учёта кадрового обеспечения развития инновационной сферы.

(См. продолжение доклада: часть 2)

___________________________
[1] Тагунова А.И. Развитие наднационального образования в контексте мирового образовательного пространства. – М., 2007. – С. 4.
[2] Крючков В.Н., Полещенко К.Н., Разумов В.И. Менеджмент высоких технологий // Вестник Омского университета: серия «Экономика». – Омск: ОмГУ, – 2009. – №2. – С. 122-126.


Опубликовано:
Материалы научно-практической конференции
«Инновационное предпринимательство: от идеи до внедрения» 
26 мая 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Кужева Светлана Николаевна  —  Каталог : Социум. Образование
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD