OM
ОМ • Включайтесь!
2024.03.28 · 09:17 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииНациональные приоритеты РоссииЭкономические основы общественного развития
2009 — Карпов В.В., Лизунов В.В. — Кластерная политика в экономике России (часть 2)
.
Электронная версия научного журнала
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ


Карпов
Валерий Васильевич

доктор экономических наук, профессор, директор Омского филиала
Всероссийского заочного финансово-экономического института,
заведующий Омской экономической лабораторией
Института экономики и организации промышленного производства СО РАН


Лизунов
Владимир Васильевич

кандидат физико-математических наук, доцент Омского института (филиала)
Российского государственного торгово-экономического университета,
старший научный сотрудник Омской экономической лабораторией
Института экономики и организации промышленного производства СО РАН


Кластерная политика
в экономике России

• часть 2


5. Проблемы кластерной политики.

Проблемы, которые стоят на пути реализации кластерного подхода, можно разделить на две категории: общие трудности, свойственные реализации кластерной политики, и проблемы, вытекающие из специфики обстановки в конкретной стране или регионе.
Основная особенность, осложняющая реализацию какой-либо кластерной политики, − это существенные различия, наблюдающиеся между кластерами в зависимости от их отраслевой принадлежности, местоположения и внутренней организации.
В настоящее время в качестве цели развития декларируется конкурентоспособность, достигаемая путём создания определённых структурных условий. При этом в качестве средства ускорения территориального развития и достижения его с наименьшими затратами рассматривается заимствование успешных стратегий.
Опираясь на внешний опыт, власти различного уровня пытаются заимствовать опыт известных «лучших практик» кластеризации (например, Силиконовой долины), что приводит к формированию региональных и национальных политик с аналогичными целями и инструментами. Поэтому, наиболее острый проблемой, стоящей перед разработчиками кластерной политики, является дилемма «лучших практик» (бенчмаркинга), поскольку меры по развитию кластеров, доказавшие свою эффективность в одном случае, могут оказаться бесполезными или даже нежелательными − в другом. Ясно, что необходима оценка целесообразности использования тех или иных инструментов кластерной политики применительно к конкретно взятой ситуации. Сложность в разработке и реализации кластерной политики заключается в том, что она призвана объединять и взаимоувязывать интересы различных сторон, вовлечённых в процесс кластеризации, стимулировать их развитие с учётом разноплановых (порой противоречивых) интересов участников. Кроме того, кластерная политика существует на разных уровнях власти и требует координации их действий [3].
Правительства в постсоциалистических странах играют незначительную роль среди инициаторов, и основное бремя ответственности за реализацию кластерных проектов ложится на бизнес. Между тем, как уже отмечалось выше, роль органов власти в развитии кластеров велика, особенно на ранних этапах становления кластеров.
И хотя наблюдается тенденция к изменению сложившегося положения (за период с 1999 по 2005 гг. в странах с переходной экономикой частота участия правительств в кластерных инициативах возросла более чем в 10 раз), особую значимость имеет другой феномен: большая часть кластерных инициатив в них зарождается на федеральном уровне, без участия местных властей (в два раза чаще, чем в развитых странах).
Анализ показывает, что в разных странах наблюдается различная степень централизации кластерной политики. В США, Германии, Индии и Китае в её основе лежат кластерные инициативы, предпринимаемые региональными властями. Во Франции, Великобритании, скандинавских странах, а также в большинстве стран с переходной экономикой кластерная политика формируется преимущественно на федеральном уровне [3]. В формировании кластера чрезвычайно важна роль местных органов власти, поскольку многие экономические, социокультурные, инфраструктурные и другие тренды территории могут быть адекватно и своевременно выявлены только в результате внутреннего анализа. Кроме того, малый и средний бизнес, занимающий основополагающее место в кластере, не в состоянии наладить эффективные контакты с правительством федерального уровня.
Региональные и муниципальные власти обладают более актуальной, полной и неискаженной информацией о деятельности конкретных предприятий, они способны и даже заинтересованы в налаживании конструктивных взаимоотношений с местным бизнес-сообществом и прочими участниками кластера. Представители власти и бизнеса совместно способны более действенно противостоять локальным вызовам, решать общие проблемы.
В инициативах федерального центра по развитию кластеров в России значительную роль играет создание особых экономических зон (ОЭЗ) и технопарков. Эти усилия направлены, прежде всего, на увеличение инновационного потенциала региона, привлечение инвестиций, а также на формирование благоприятной среды для появления новых бизнесов. Меры по их созданию заключаются в реализации образовательных, инфраструктурных и прочих проектов.
К проблемам этих проектов, помимо политизированности решений и недоучёта местных особенностей, стоит отнести ориентацию на привлечение крупных компаний, в том числе из-за рубежа. Сложность заключается в том, что участие транснациональных корпораций в процессах кластеризации сулит не только выгоды, но и риски, связанные с перетеканием трудовых ресурсов, поглощением малых предприятий крупным и, как следствие, снижением интенсивности конкуренции в кластере и утрате им гибкости.
К другим «узким» местам реализации кластерной политики в России и странах с переходной экономикой следует отнести:
- недостаточную развитость малого бизнеса, относительно худшие инфраструктурные и организационные условия;
- слабый уровень доверия между основными субъектами экономической деятельности, достигающий своего минимума во взаимоотношениях бизнеса и власти;
- рассмотрение факторных условий (в основном доступа к дешёвым ресурсам) в качестве основного детерминанта успешности развития кластеров [3].

6. Кластерное развитие регионов России.

В Самаре 6−7 июля 2007 года был проведён Первый Межрегиональный экономический форум «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» [7]. В блок обсуждаемых вопросов на пленарном заседании форума, семинаре «Разработка и реализация кластерной политики на региональном уровне» и «круглом столе» «Кластерная инициатива как форма и инструмент регионального развития» включал следующие направления:
- вопросы государственной политики формирования и развития территориально-производственных кластеров в регионах России;
- опыт действующих и перспективы создания новых кластерных объединений в Самарской области;
- опыт формирования кластеров в Калужской, Мурманской, Тверской, Новосибирской областях;
- структура, принципы и механизмы действия кластерных объединений в развитых странах Европы.
Форум определил суть государственной кластерной политики, которая обобщённо заключается в следующем. Такую политику, в основе которой лежат экономические интересы в современных рыночных отношениях, целесообразно рассматривать как специальную деятельность органов власти всех уровней. Эта деятельность должна быть направлена на поддержку инициатив по созданию и развитию сетевых объединений, основанных на интересе, взаимной выгоде и оказывающих влияние на производительность труда и занятость населения. Сетевые объединения (в расширенном срезе) составляют не только предприятия, учреждения науки, высшей школы и среднего специального образования, организации по сотрудничеству, но и органы власти, другие заинтересованные стороны.
По существу кластерная политика является «зонтичной», «покрывающей» более традиционные направления государственного вмешательства в экономику, связанные с развитием бизнеса и социально-экономическим развитием регионов в целом. Реализация государственной кластерной политики подразумевает комплекс мер не столько прямого, сколько косвенного характера. Эти меры направляются на устранение препятствий, возникающих на пути обмена знаниями и мешающих установлению взаимодействия между различными участниками кластера.
Первоочередные шаги кластерной политики, по мнению руководства форума, требуются ввиду следующих обстоятельств. Необходимость в чётко сформулированной государственной кластерной политике в России обусловлена проблемами развития кластерного подхода в нашей стране, искаженным пониманием природы территориально-производственного кластера, в частности, вследствие терминологической неопределённости, что приводит к применению неэффективных и порой губительных для развития кластерных инициатив инструментов. Поэтому были сформулированы такие первоочередные шаги:
- разработка унифицированной системы показателей деятельности кластеров;
- определение базовых понятий, принципов кластерной политики в Российской Федерации и механизмов её реализации;
- распространение информации, популяризация идеи кластеров, формирование адекватного, общепринятого представления о концепции и инструментах развития кластеров.
Разработка проекта концепции кластерной политики в Российской Федерации осуществляется в структурах Минэкономразвития России, идёт медленно ввиду комплексности вопросов, с одной стороны, и наличием сильно различающихся взглядов на их решение, с другой. Инструменты реализации кластерной политики, по мнению ведущих российских экспертов, интегрируют в себе следующие основные действующие инструменты социально-экономического развития страны: программы поддержки малого бизнеса, технопарков, промпарков, особых экономических зон, центров «трансфера» технологий; инвестиционные и венчурные фонды; национальные проекты; целевые и адресные инвестиционные программы. Основным инструментом следует признать комплекс образовательных и консультационных мероприятий, осуществляемых с привлечением заинтересованных сторон и ведущих специалистов. Эти мероприятия могут проходить в формате семинаров и конференций, «круглых столов» и совещаний, а также должны включать в себя серии тематических публикаций и образовательных курсов. На федеральном уровне необходимо формирование общественного института, ответственного за разработку и реализацию мер кластерной политики, выполняющего методологические и координационные функции, например, в виде Межведомственной комиссии по кластерной политике, включающей представителей федеральных министерств и ведомств, федеральных округов, а также авторитетных международных и региональных экспертов.
На региональном и муниципальном уровне целесообразно проводить выявление и диагностику потенциальных кластеров, разрабатывать и принимать программы их развития. Необходима поддержка и обучение фасилитаторов (личностей или структур, обеспечивающих успех кластеру), создание организаций по сотрудничеству. В органах власти необходимо формирование межотраслевых рабочих групп для координации развития кластеров и снятия ведомственных и отраслевых ограничений.

7. Проблемы формирования образовательных кластеров.

В настоящее время на управленческих должностях работают, как правило, управленцы-практики, не имеющие соответствующего образования. Учебные заведения дают в основном теоретические знания, недостаточно обращая внимание на практические навыки выпускников. Известно, что по специальности работают около 20−30 % выпускников вузов, остальные вынуждены переучиваться. С другой стороны, успешно работающие управленцы и предприниматели получают уникальный опыт практической работы, который не обрабатывается теоретически.
Эти вопросы рассматривались в 1999 году в Омске на Межрегиональной научно-практической конференции «Социальный диалог на рынке труда». Для решения проблем развития методов управления и подготовки управленческих кадров в регионе автором предлагалось создание системы из трёх взаимно увязанных блоков:
I – консалтингового, обеспечивающего взаимное консультирование управленцев-практиков и специалистов по управлению;
II – исследовательского, обеспечивающего исследование и адаптацию зарубежного, а также выявление, анализ и формализацию отечественного опыта (совместно специалистами по управлению и управленцами-практиками);
III – образовательного, обеспечивающего обучение студентов, подготовку и переподготовку специалистов всех уровней, с учётом результатов исследований и использованием различных (эффективных) форм обучения [9].
Автору отчёта довелось участвовать в работе секции «Новые кадры для общества и государства» в рамках прошедшего 21−22 ноября 2001 года в Москве «Гражданского Форума - 2001». В проблемной дискуссии и «круглых столах» этой секции участвовало более 200 человек, среди них представители учебных заведений, профессиональных объединений управленцев и предпринимателей, Совета Федерации, Государственной Думы, администрации Президента РФ, министерств и ведомств.
В ходе дискуссии были выявлены основные проблемы, касающиеся вопросов подготовки кадров для общества, государства и предпринимательских структур:
- подготовка кадрового резерва; включение работодателей из государственных, предпринимательских и гражданских организаций в процесс подготовки новых кадров;
- формирование предпринимательского сословия, его самосознания, корпоративной этики и системы отношений с государством и обществом;
- взаимодействие государства и общества в осуществлении «революции управляющих»;
- создание профессиональных объединений и корпораций управленцев как важнейших субъектов общественного развития и партнёров государства.
Одни участники считали, что процесс возникновения управленческой прослойки должен обеспечиваться за счёт самоорганизации профессиональных управленческих ассоциаций, другие − что этот процесс должен производиться государством [8].
В решение региональной научно-практической конференции «Омская область: пути и перспективы развития», прошедшей в администрации Омской области 27 февраля 2002 года, нами были включены следующие пункты:
- «обеспечить развитие новых методов управления, управленческого образования и консультирования на всех уровнях, организацию совместной деятельности специалистов по управлению и управленцев-практиков»;
- «провести разработку и реализацию региональной программы подготовки и переподготовки кадров, в том числе высококвалифицированных специалистов среднего звена, менеджеров инновационных процессов, патентоведов, работников муниципального и государственного управления».
В условиях радикальной перестройки и вхождения России в мировое рыночное пространство, необходимой оптимальной территориальной организации хозяйства и повышения конкурентоспособности продукции требуется максимальная реализация регионального научно-технического и образовательного потенциалов, эффективное кадровое обеспечение предприятий и организаций, что приводит к необходимости формирования региональных образовательных кластеров.
Основным условием для этого является появление реальных заказчиков кадров в лице крупных предприятий (корпораций) или территориальных объединений (ассоциаций) предприятий, которые будут сами участвовать в подготовке необходимых кадров. Крупные предприятия в состоянии организовать в своём составе учебные центры и обеспечить необходимыми ресурсами работу учебных организаций различного уровня, от начального до подготовки специалистов высшей квалификации, в том числе переподготовку кадров.
Предприятия могут формировать заказ по востребованным специальностям, определять содержание обучения, направлять для обучения лучшие инженерно-технические кадры, проводить учебно-производственную практику на реальной производственной базе и тем самым добиваться высокого качества подготовки кадров всех уровней. Анализ имеющегося опыта показывает, что для решений проблем восполнения существующего дефицита трудовых ресурсов как рабочих специальностей, так и высококлассных специалистов для предприятий различных отраслей целесообразно выстроить «образовательную вертикаль»: проводить начальную предпрофильную работу в школах в 8−9 классах, профилизацию в 10−11 классах, начальное профессиональное образование и среднее профессиональное образование в средних специальных учебных заведениях, высшее профессиональное образование в вузах и центрах переподготовки кадров, что (при поддержке заказчиков, а также органов регионального и муниципального управления) приводит к созданию новой образовательной системы − территориального отраслевого образовательного кластера.
С учётом вышеизложенного, территориальным отраслевым образовательным кластером можно назвать совокупность взаимосвязанных учреждений профессионального образования, пользующихся правовой, методической и ресурсной поддержкой соответствующих региональных и муниципальных органов управления, объединённых по отраслевому признаку и партнёрскими отношениями с предприятиями отрасли.
Чрезвычайно интересный опыт был получен в Казани по созданию отраслевых образовательных кластеров. В настоящее время 14 образовательных кластеров Казани находятся на различных этапах своего развития. Их перечень приводится в табл. 1.

Таблица 1.

Отраслевые образовательные кластеры Республики Татарстан [10, с. 6]

п\п
Отраслевой
образовательный кластер
Курирующее
министерство
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11
12
13
14
Добыча и транспортировка нефти и газа
Нефтехимия и нефтепереработка
Энергетика
Машиностроение
Авиастроение
Лёгкая промышленность
Агропромышленный комплекс
Строительство, архитектура и ЖКХ
Торговля и сфера услуг

Транспорт и дорожное хозяйство
Информатизация и связь
Образование
Здравоохранение
Культура и искусство
- Экономики и промышленности
- Экономики и промышленности
- Экономики и промышленности
- Экономики и промышленности
- Экономики и промышленности
- Экономики и промышленности
- Сельского хозяйства и продовольствия
- Строительства, архитектуры и ЖКХ
- Торговли и внешнеэкономического
   сотрудничества
- Транспорта и дорожного хозяйства
- Связи и информатизации
- Образования и науки
- Здравоохранения
- Культуры

Деятельность территориальных органов управления должна быть направлена на поддержку инициатив по созданию и развитию кластеров как сетевых объединений, основанных на интересе, взаимной выгоде и оказывающих влияние на производительность труда и занятость населения. В кластеры (сетевые объединения) должны входить не только предприятия, учреждения науки, высшей школы и среднего специального образования, организации по сотрудничеству, но и органы власти, а также другие заинтересованные стороны.
Инструменты реализации кластерной политики, по мнению ведущих российских экспертов, должны интегрировать в себе все основные действующие инструменты социально-экономического развития страны: программы поддержки малого бизнеса, технопарков, промпарков, особых экономических зон, центров «трансфера» технологий; инвестиционные и венчурные фонды; национальные проекты; целевые и адресные инвестиционные программы.
Основным инструментом реализации кластерной политики как на федеральном, так и на региональном уровне следует признать комплекс образовательных и консультационных мероприятий, осуществляемых с привлечением заинтересованных сторон и ведущих специалистов. Эти мероприятия могут проходить в формате семинаров и конференций, «круглых столов» и совещаний, а также должны включать в себя серии тематических публикаций и образовательных курсов. На региональном и муниципальном уровне целесообразно проводить выявление и диагностику потенциальных кластеров, разрабатывать и принимать программы их развития. В органах власти необходимо формирование межотраслевых рабочих групп для координации развития кластеров и снятия ведомственных и отраслевых ограничений. При этом, принимая во внимание сложившуюся структуру отраслей отечественного хозяйства, особое внимание следует уделять взаимодействию крупного и малого бизнеса как одному из наиболее приоритетных направлений формирования кластеров.
В Омске «стихийно» сложились машиностроительный и нефтехимический научно-производственные комплексы, имеющие признаки кластеров, третий год проводится работа по формированию агропромышленного биокластера фирмой «Титан-Агро».
Получила положительную оценку на федеральном и международном уровне программа реформирования предприятий оборонно-промышленного комплекса в систему кластеров – сетей инновационных малых и средних предприятий с участием ведущих зарубежных фирм, реализующих лучшие мировые и собственные разработки («Омский Локомотив-М»).
В сфере АПК и торгово-экономического образования большую роль может сыграть образовательный кластер, создаваемый Омским институтом Российского государственного торгово-экономического университета (РГТЭУ) совместно с Омским государственным аграрным университетом (ОмГАУ), включающий в свой состав профильные школы, колледжи торгово-экономической направленности, учебные центры и производителей сельскохозяйственной продукции из районов Омской области, а также создаваемые торговые дома, обеспечивающие площадки для встречи сельхозпроизводителей, производителей сельхозтехники и других заинтересованных сторон.
Необходимым условием для эффективного развития кластера является информационная, организационная и ресурсная поддержка различных этапов его развития региональными и местными органами управления в соответствии с их компетенцией и отраслевой направленностью. В деятельности по созданию омских кластеров необходимо широко использовать имеющиеся методологические работы, а также практический опыт Татарстана и других регионов России.

→ начало статьи: часть 1

___________________________
1. Портер М. Международная конкуренция / М. Портер. − М.: Международные отношения, 1993.
2. Цихан Т. В. Кластерная теория экономического развития / Т. В. Цихан // Теория и практика управления. − 2003. − № 5.
3. Марков Л. С. Проблемы реализации кластерной политики в России / Л. С. Марков // Научный эксперт. − 2007. − № 4. − Режим доступа: http://www.cluster-center.ru/about1.html
4. Идрисов А. Стратегия развития региона / А. Идрисов // Сайт Агентства финансовой информации «Консультант» − Режим доступа: http://www.dinform.ru/newanalit
5. Аузан В. От Госплана до наших дней / В. Аузан, Т. Гурова // Эксперт: Интернет-журнал ресурс: − Режим доступа: http://www.opec.ru/library/article.asp?c_no=19&d_no=511.
6. Панченко Л. Чем болеют наши кластеры? / Л. Панченко // Невское время. − 2000. − № 95 (2218), 30 мая.
7. Обзор результатов и выступлений участников первого Межрегионального экономического форума «Самарская инициатива: кластерная политика – основа инновационного развития национальной экономики» (г. Самара, 6−7 июля 2007 г.) − Режим доступа: http://www.idn.govirk.ru/tematicheskie%20razdely/klastery
8. Лизунов В. В. Проблемы управления и управленческого образования / В. В. Лизунов // Социальное партнерство в сфере формирования кадрового потенциала организаций региона: Матер. науч.-практ. конф. (16 мая 2002 г.) – Омск: Администрация Омской области, 2002. − С. 104-110.
9. Лизунов В. В. Системные вопросы подготовки управленческих кадров / В. В. Лизунов // Социальный диалог на рынке труда. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (27-28 апреля 1999 г.). Омск: Администрация Омской области, 1999. – С. 161-163.
10. Формирование системы профессионального образования – образовательный кластер Республики Татарстан: Республики Татарстан: презентационные материалы. − Казань: РИЦ «Школа», 2008. − 36 с.

© В.В. Карпов, 2009
© В.В. Лизунов, 2009



УДК 332.012.2
Дата поступления статьи в редакцию: 26.03.2009
Опубликовано:

Научный журнал «Национальные приоритеты России»№ 1(1) • 2009

 
 
Автор : Карпов Валерий Васильевич  —  Каталог : Экономические основы общественного развития
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD