Данное амфибийное судно было изобретено и скомпоновано согласно эксплуатационным и техническим параметрам применения в крайне сложных климатических условиях. Необходимость такого класса машины было продиктовано возникшими трудностями в освоении углеводородов и других полезных ископаемых в труднодоступных районах Крайнего Севера. Известно, что с каждым годом возрастает себестоимость добычи полезных ископаемых (углеводородов и др.), т.к. близкорасположенные к промышленным и транспортным центрам районы на сегодняшний день уже освоены либо исчерпали свои ресурсные возможности, а труднодоступные требуют больших затрат, что ложится напрямую на себестоимость добываемого сырья, а следовательно, на конкурентоспособность добывающих российских компаний и конкурентоспособность России в целом относительно других мировых держав.
Представляемая машина (амфибийное судно) позволяет осваивать труднодоступные районы круглый год, что значительно сокращает время и финансовые затраты на их освоение, а энерговооружённость машины – качественное преобразование энергии в движущую силу – значительно сокращает затраты по перевозке грузов.
Машина прошла детализацию. Для неё был разработан двигатель внутреннего сгорания (гибридная спарка «двигатель-генератор») роторного типа, сухокартерный: с воздушным охлаждением; с высокой энерговооружённостью; с возможностью запуска при различных климатических условиях; с использованием различных видов топлива, в т.ч. и природного газа.
Для данного амфибийного судна также была разработана электрическая машина нового типа с использованием второй полярности, что позволяет создать в одной электрической машине две генерирующие системы или два электродвигателя.
Силовой агрегат и движитель скомпанованы в специальном корпусе аэродинамической формы и применяются как однотипные модули с возможностью взаимозамены – базовые модули.
Принципиальные особенности базового модуля:
1. Базовый модуль является самостоятельным пилотируемым средством.
2. Может подключаться к пилотируемым конструкциям в необходимом количестве в зависимости от решаемых задач.
3. Благодаря своим конструктивным особенностям и возможностям движителей, расположенных в базовом модуле, пилотируемая конструкция может менять направление полёта в любом направлении не используя аэродинамику, не меняя своего положения в пространстве.
4. В направление движения базового модуля (машины) сопротивление газовой среды всегда будет преобразовываться в движущую силу.
5. Благодаря функциональным возможностям базовых модулей пилотируемая конструкция может быть любой конфигурации в зависимости от решаемых задач.
Управляемые единой системой управления на пилотируемых конструкциях, базовые модули обладают определённой движущей силой в различных координатных направлениях. При этом в направление движения базового модуля сопротивление газовой среды всегда будет преобразовываться в движущую силу. Данные однотипные модули могут использоваться как самостоятельный летательный аппарат, либо использоваться на пилотируемых конструкциях различного назначения.
Представляется базовая конструкция амфибийного судна морского и наземного базирования, предназначенного для перевозки груза по воде, суше и по воздуху в различных климатических условиях; с возможностью вертикального взлёта и посадки на водную поверхность – на воздушную подушку с последующей установкой на раскладные пантоны, а на твёрдую поверхность – на воздушную подушку и авиашасси, а также с возможностью взлёта и посадки как обычного самолета с твёрдой или водной поверхности.
Амфибийное судно состоит из несущей платформы, в которой установлены модули, терминалы ГСМ, телископические авиашасси, ниши для скегов и воздушной подушки, выдвижной трап для замены фюзеляжа.
На несущей платформе установливается съёмный фюзеляж с кабиной пилота и системой лебёдок для съёмного фюзеляжа.
Амфибийное судно имеет 4 стойки аэродинамической формы, на которых расположены на разном уровне 2 крыла с возможностью складывания.
Одна из моделей многофункционального летающего средства среднего класса
с применением базовых модулей,
предназначенного для передвижения
по суше, по воде и воздушному пространству, с возможностью вертикального взлёта и посадки
Преимущественные отличия:
• Амфибийное судно на воздушной подушке вертикального взлёта и посадки на твёрдую и водную поверхности с возможностью зависания в воздушном пространстве.
• Применение амфибийного судна как электростанции за счёт высокой энерговооружённости двигателя-генератора.
• Применение движителей с изменяемым вектором тяги на крыльях и несущей платформе, преобразующих при движении сопротивление воздуха в движущую силу.
• Сниженная детализация за счёт применения двигателя-генератора как источника энергии и движителей с электроприводами, что позволяет исключить редукционные конструкции для передачи крутящего момента.
• Наличие двух складных крыльев обеспечивает аэродинамический полёт амфибийного судна.
• Возможность замены фюзеляжа с пассажирского на грузовой, или на терминалы пожаротушения.
Многофункциональное летающее средство (МЛС) состоит из следующих элементов:
1. Съёмный фюзеляж.
2. Выдвижной трап для замены фюзеляжа.
3. Кабины пилота с системой управления.
4. Несущая платформа.
5. Вертикальные стойки.
6. Два складных крыла (с противоположной трапецией).
7. Базовые модули (в количестве 12 единиц, в том числе на крыльях).
8. Воздушная подушка.
9. Ниши для скегов и воздушной подушки.
10. Складные секционные понтоны.
Основные технические характеристики МЛС:
Фюзеляж пассажирский – 19×44 метров (560 пассажиромест).
Несущая платформа – 19×38 метра.
Два складных крыла (с противоположной трапецией) – 36 метра.
Базовые модули диаметром 7 метров.
Складные понтоны диаметром 6 метров, длиной 36 метра.
Расчётный вес (МЛС) – нетто 124 тонны.
Запас топлива – 20 тонн природного газа.
Расчётный общий вес (в режиме долгосрочной эксплуатации) – брутто 294 тонны.
Время аэродинамического полёта – до 150 часов без дозаправки.
Расчётная крейсерская скорость:
- на высоте до 20 км – 1000 км/час,
- на высоте 40 км – не менее 3000 км/час.
Базовые модули являются движителями МЛС. Базовые модули расположены на крыльях и в несущей платформе МЛС. Базовый модуль обладает силовым агрегатом роторного типа и движителем с электроприводом специально разработанным для пилотируемых конструкций, который работает на природном газе. Мощность вырабатываемой энергии 600 кв/ч из расчёта потребления 50 литров газа. Расчётная вертикальная тяга одного базового модуля составляет 40 тонн. Общий расход топлива при максимальной загрузке МЛС при зависании в пространстве – 600 литров в час. Время зависания в воздухе без дозаправки в режиме долгосрочной эксплуатации – 50 часов, при максимальной загрузке – 33 часа.
© Б.А.Шахов, 2012