Мультипроект ОМ • Включайтесь!
2020.07.04 · 22:43 GMT · КУЛЬТУРА · НАУКА · ЭКОНОМИКА · ЭКОЛОГИЯ · ИННОВАТИКА · ЭТИКА · ЭСТЕТИКА · СИМВОЛИКА ·
Поиск : на сайте


ОМПубликацииИнноватикаЭкономика. Маркетинг
2010 — Жильцов В.В., Новосельцев Д.А. — Пути инновационного развития высокотехнологичного машиностроения Омской области
.


Жильцов
Валерий Васильевич

кандидат технических наук,
доцент, член-корреспондент
Российской инженерной академии и Академии технологических наук России,
заслуженный изобретатель России,
генеральный директор НП «Сибирское машиностроение»

Новосельцев
Дмитрий Александрович
кандидат технических наук,
академический советник Российской инженерной академии,
заместитель генерального директора НП «Сибирское машиностроение»











Доклад 
на второй научно-практической конференции 
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы»
3 декабря 2010 года

Пути инновационного развития 
высокотехнологичного машиностроения 
Омской области 

Прошёл год с момента представления авторами доклада «Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение» как механизм инновационного развития высокотехнологичного машиностроения». Это позволяет оценить эффективность и результативность представленного механизма, а также рассмотреть существующие проблемы и наметить пути дальнейшего развития.
По статистическим данным представленным Координационным советом по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» [1], за период с 2008 года Омская область является регионом с динамично развивающимся инновационным высокотехнологичным машиностроением (рис. 1, 2). По количеству предприятий – участников программы она уверенно занимает второе место (22 предприятия), уступая лишь Томской области (30 предприятий), а по количеству выполненных или реализуемых проектов (78) лидирует с большим отрывом, опережая Новосибирскую (40) и Томскую (38) области. 


Рис.1


Рис.2

Объём производства инновационной продукции для ТЭК и транспорта в рамках отраслевых подпрограмм «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс» в Омской области с 2008 года превысил 4 млрд. рублей. К сожалению, значительная часть достигнутых объёмов производства базируется на научно-техническом заделе предшествующих лет, созданном ещё в рамках межрегиональной целевой программы «СибВПКнефтегаз-2000» и областной целевой программы Омской области «СибВПКнефтегазТЭК». Резервы роста здесь практически исчерпаны. 
Для дальнейшего развития требуется переход из стадии НИР и ОКР в стадию серийного производства новых инновационных проектов, и в первую очередь, пакета пилотных проектов, выделенных для реализации в Омской области решением совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе № 9 от 2 июня 2009 года (табл. 1).



Программой «Сибирское машиностроение» предусмотрен многоканальный инвестиционный механизм инновационного машиностроения, включающий:
1. Собственные средства и кредитные источники предприятий-исполнителей;
2. Средства отраслевых заказчиков (через корпоративные планы поставки МТР, новой техники и НИОКР) – на конкурсной основе;
3. Формы государственной поддержки в субъектах Федерации СФО малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством.
4. Венчурное финансирование Фондом посевных инвестиций ОАО «Российская венчурная компания» через венчурных партнёров; 
5. Комплексная целевая программа Минэнерго России и Минпромторга России по созданию высокотехнологичного оборудования и представления услуг для отраслей ТЭК на основе научно-промышленного и инновационного потенциала ОПК на 2010-2020 годы (проект) – на конкурсной основе;
6. Профильные ФЦП – на конкурсной основе;
7. Промышленно-инновационные парки и зоны научно-промышленного инновационного развития.
На текущий момент активно используются только первые два из перечисленных источников. 
Основным механизмом взаимодействия предприятий-участников программы и членов НП «Сибирское машиностроение» с отраслевыми заказчиками являются Соглашения о сотрудничестве и совместные рабочие группы. 
В настоящее время действуют рабочие группы с ОАО «РЖД», ОАО «ТГК-11», Ассоциацией предприятий энергетики Омской области, Ассоциацией предприятий, учреждений и организаций нефтехимического комплекса Омской области.
В процессе создания рабочие группы с транспортным комплексом Омской области, а также с ОАО «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», НП «ОПЖТ», НО «Промжелдортранс».
В качестве основного механизма поддержки инновационных проектов «Сибирского машиностроения» для ТЭК, реализуемых преимущественно предприятиями Омской области в рамках соответствующей отраслевой подпрограммы, рассматривается Комплексная целевая программа Минэнерго и Минпромторга России: «Создание высокотехнологичного оборудования и представление услуг для отраслей ТЭК на основе научно-промышленного и инновационного потенциала ОПК на 2011-2020 годы». Проект программы содержит 16 приоритетных направлений научно-технического прогресса в ТЭК, 60 тем и 179 проектов. Разработчиком проекта КЦП – рабочей группой Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, при активном участии НП «Сибирское машиностроение» как Омской региональной дирекции программы «Сибирское машиностроение», в проект включены 32 проекта по 23 темам 11 приоритетных направлений НТП на базе мероприятий программы «Сибирское машиностроение», инициированных предприятиями Омской области и других регионов Сибири. Проектом КЦП предусмотрен небывалый в новейшей истории России уровень финансирования НИОКР в машиностроении для ТЭК в размере 64,9 млрд. руб. на 2011-2020 годы. К сожалению, по ряду причин принятие КЦП Правительством задерживается, и в 2010 году у омских машиностроителей не было возможности принять участие в конкурсах на реализацию этих мероприятий.
В этих условиях наиболее востребованным является механизм финансирования инновационных проектов машиностроения по линии поддержки малого и среднего предпринимательства. Он реализуется путём создания под конкретные проекты специализированных инновационных малых предприятий, работающих в тесном взаимодействии с крупными предприятиями и вузами, и их участия в региональных конкурсах на получение грантов, субсидий, с последующей перспективой вхождения в систему венчурного финансирования. В качестве первого успешного опыта можно отметить создание для реализации приоритетного проекта «Высокоскоростная гибкая транспортная тележка тяжеловесного подвижного состава» (табл. 1) ООО «Гибкие транспортные системы», и его победу в проводимом Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства конкурсе в целях предоставления грантов на создание инновационных компаний. При этом базовой организацией-разработчиком проекта является ГОУ ВПО «ОмГУПС». Другой базовой организацией – ГОУ ВПО «СибАДИ» – создано аналогичное предприятие ООО «Тёплый старт» для реализации другого инновационного проекта – создания специализированных «северных» модификаций автомобилей для эксплуатации в арктических условиях. В процессе создания находится ряд малых инновационных предприятий при крупных машиностроительных предприятий.
Таким образом, по объективным условиям формируется новая инфраструктура инновационного машиностроения, в которой крупные субъекты науки и производства окружены системой малых предприятий-«спутников». Другим направлением взаимодействия предприятий машиностроения является развитие субконтрактных отношений и трансфера технологий, обеспечиваемое созданным региональным Центром производственно-технологической кооперации. В целом эти факторы способствуют формированию системы «горизонтальных» связей субъектов высокотехнологичного машиностроения, в дополнение к «вертикальным» связям в рамках отраслей и вертикально-интегрированных холдингов.
В результате идёт процесс формирования омского машиностроительного мультикластера. Выделяются основные направления его специализации, в которых ожидается наибольшая инновационная активность. Это газотурбостроение в широком диапазоне мощностей; производство энергоэффективных интеллектуальных систем и приборов, ориентированных на решение актуальных задач энергоэффективности; и ресурсосберегающее транспортное машиностроение, в первую очередь железнодорожного подвижного состава и гибридных транспортных средств.

Библиографический список:
1. Межрегиональная инновационная программа освоения высокотехнологичной гражданской продукции на предприятиях промышленного комплекса Сибирского федерального округа «Сибирское машиностроение». Отчёт о результатах реализации (на 15 октября 2010 года). – Межрегиональная ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации «Сибирское соглашение». Координационный совет по промышленной и научно-технической политике. Барнаул, Иркутск, Кемерово, Красноярск, Новосибирск, Омск, Томск, Улан-Удэ, 2010 г. – 48 с.
 

Опубликовано:
Материалы второй научно-практической конференции
«Инновационная система Омской области: состояние, проблемы, перспективы» 
3 декабря 2010 года, г. Омск

 
 
Автор : Жильцов Валерий Васильевич  —  Каталог : Экономика. Маркетинг
Все материалы, опубликованные на сайте, имеют авторов (создателей). Уверены, что это ясно и понятно всем.
Призываем всех читателей уважать труд авторов и издателей, в том числе создателей веб-страниц: при использовании текстовых, фото, аудио, видео материалов сайта рекомендуется указывать автора(ов) материала и источник информации (мнение и позиция редакции: для порядочных людей добрые отношения важнее, чем так называемое законодательство об интеллектуальной собственности, которое не является гарантией соблюдения моральных норм, но при этом является частью спекулятивной системы хозяйствования в виде нормативной базы её контрольно-разрешительного, фискального, репрессивного инструментария, технологии и механизмов осуществления).
OM ОМ ОМ программы
•  Программа TZnak
•  Дискуссионный клуб
архив ЦМК
•  Целевые программы
•  Мероприятия
•  Публикации

сетевые издания
•  Альманах Эссе-клуба ОМ
•  Бюллетень Z.ОМ
мусейон-коллекции
•  Диалоги образов
•  Доктрина бабочки
•  Следы слова
библиособрание
•  Нообиблион

специальные проекты
•  Версэтика
•  Мнемосина
•  Домен-музей А.Кутилова
•  Изборник вольный
•  Знак книги
•  Новаторство

OM
 
 
18+ Материалы сайта могут содержать информацию, не подлежащую просмотру
лицами младше 18 лет и гражданами РФ других категорий (см. примечания).
OM
   НАВЕРХ  UPWARD