Прошёл год с момента представления авторами доклада «Межрегиональная программа «Сибирское машиностроение» как механизм инновационного развития высокотехнологичного машиностроения». Это позволяет оценить эффективность и результативность представленного механизма, а также рассмотреть существующие проблемы и наметить пути дальнейшего развития.
По статистическим данным представленным Координационным советом по промышленной и научно-технической политике Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» [1], за период с 2008 года Омская область является регионом с динамично развивающимся инновационным высокотехнологичным машиностроением (рис. 1, 2). По количеству предприятий – участников программы она уверенно занимает второе место (22 предприятия), уступая лишь Томской области (30 предприятий), а по количеству выполненных или реализуемых проектов (78) лидирует с большим отрывом, опережая Новосибирскую (40) и Томскую (38) области.
Рис.1
Рис.2
Объём производства инновационной продукции для ТЭК и транспорта в рамках отраслевых подпрограмм «СибМаш-ТЭК» и «СибМаш-транс» в Омской области с 2008 года превысил 4 млрд. рублей. К сожалению, значительная часть достигнутых объёмов производства базируется на научно-техническом заделе предшествующих лет, созданном ещё в рамках межрегиональной целевой программы «СибВПКнефтегаз-2000» и областной целевой программы Омской области «СибВПКнефтегазТЭК». Резервы роста здесь практически исчерпаны.
Для дальнейшего развития требуется переход из стадии НИР и ОКР в стадию серийного производства новых инновационных проектов, и в первую очередь, пакета пилотных проектов, выделенных для реализации в Омской области решением совместного заседания Совета при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе № 9 от 2 июня 2009 года (табл. 1).
Программой «Сибирское машиностроение» предусмотрен многоканальный инвестиционный механизм инновационного машиностроения, включающий:
1. Собственные средства и кредитные источники предприятий-исполнителей;
2. Средства отраслевых заказчиков (через корпоративные планы поставки МТР, новой техники и НИОКР) – на конкурсной основе;
3. Формы государственной поддержки в субъектах Федерации СФО малого и среднего предпринимательства в соответствии с законодательством.
4. Венчурное финансирование Фондом посевных инвестиций ОАО «Российская венчурная компания» через венчурных партнёров;
5. Комплексная целевая программа Минэнерго России и Минпромторга России по созданию высокотехнологичного оборудования и представления услуг для отраслей ТЭК на основе научно-промышленного и инновационного потенциала ОПК на 2010-2020 годы (проект) – на конкурсной основе;
6. Профильные ФЦП – на конкурсной основе;
7. Промышленно-инновационные парки и зоны научно-промышленного инновационного развития.
На текущий момент активно используются только первые два из перечисленных источников.
Основным механизмом взаимодействия предприятий-участников программы и членов НП «Сибирское машиностроение» с отраслевыми заказчиками являются Соглашения о сотрудничестве и совместные рабочие группы.
В настоящее время действуют рабочие группы с ОАО «РЖД», ОАО «ТГК-11», Ассоциацией предприятий энергетики Омской области, Ассоциацией предприятий, учреждений и организаций нефтехимического комплекса Омской области.
В процессе создания рабочие группы с транспортным комплексом Омской области, а также с ОАО «Роснефть», ОАО «Газпромнефть», НП «ОПЖТ», НО «Промжелдортранс».
В качестве основного механизма поддержки инновационных проектов «Сибирского машиностроения» для ТЭК, реализуемых преимущественно предприятиями Омской области в рамках соответствующей отраслевой подпрограммы, рассматривается Комплексная целевая программа Минэнерго и Минпромторга России: «Создание высокотехнологичного оборудования и представление услуг для отраслей ТЭК на основе научно-промышленного и инновационного потенциала ОПК на 2011-2020 годы». Проект программы содержит 16 приоритетных направлений научно-технического прогресса в ТЭК, 60 тем и 179 проектов. Разработчиком проекта КЦП – рабочей группой Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, при активном участии НП «Сибирское машиностроение» как Омской региональной дирекции программы «Сибирское машиностроение», в проект включены 32 проекта по 23 темам 11 приоритетных направлений НТП на базе мероприятий программы «Сибирское машиностроение», инициированных предприятиями Омской области и других регионов Сибири. Проектом КЦП предусмотрен небывалый в новейшей истории России уровень финансирования НИОКР в машиностроении для ТЭК в размере 64,9 млрд. руб. на 2011-2020 годы. К сожалению, по ряду причин принятие КЦП Правительством задерживается, и в 2010 году у омских машиностроителей не было возможности принять участие в конкурсах на реализацию этих мероприятий.
В этих условиях наиболее востребованным является механизм финансирования инновационных проектов машиностроения по линии поддержки малого и среднего предпринимательства. Он реализуется путём создания под конкретные проекты специализированных инновационных малых предприятий, работающих в тесном взаимодействии с крупными предприятиями и вузами, и их участия в региональных конкурсах на получение грантов, субсидий, с последующей перспективой вхождения в систему венчурного финансирования. В качестве первого успешного опыта можно отметить создание для реализации приоритетного проекта «Высокоскоростная гибкая транспортная тележка тяжеловесного подвижного состава» (табл. 1) ООО «Гибкие транспортные системы», и его победу в проводимом Омским региональным фондом поддержки и развития малого предпринимательства конкурсе в целях предоставления грантов на создание инновационных компаний. При этом базовой организацией-разработчиком проекта является ГОУ ВПО «ОмГУПС». Другой базовой организацией – ГОУ ВПО «СибАДИ» – создано аналогичное предприятие ООО «Тёплый старт» для реализации другого инновационного проекта – создания специализированных «северных» модификаций автомобилей для эксплуатации в арктических условиях. В процессе создания находится ряд малых инновационных предприятий при крупных машиностроительных предприятий.
Таким образом, по объективным условиям формируется новая инфраструктура инновационного машиностроения, в которой крупные субъекты науки и производства окружены системой малых предприятий-«спутников». Другим направлением взаимодействия предприятий машиностроения является развитие субконтрактных отношений и трансфера технологий, обеспечиваемое созданным региональным Центром производственно-технологической кооперации. В целом эти факторы способствуют формированию системы «горизонтальных» связей субъектов высокотехнологичного машиностроения, в дополнение к «вертикальным» связям в рамках отраслей и вертикально-интегрированных холдингов.
В результате идёт процесс формирования омского машиностроительного мультикластера. Выделяются основные направления его специализации, в которых ожидается наибольшая инновационная активность. Это газотурбостроение в широком диапазоне мощностей; производство энергоэффективных интеллектуальных систем и приборов, ориентированных на решение актуальных задач энергоэффективности; и ресурсосберегающее транспортное машиностроение, в первую очередь железнодорожного подвижного состава и гибридных транспортных средств.